С О Ц И Н Т Е Г Р У М

Назад Форум На Главную

Гегель - портрет

ГЕГЕЛЬ, ГЕОРГ ВИЛЬГЕЛЬМ ФРИДРИХ (Hegel, Georg Wilhelm Friedrich) (1770-1831), немецкий философ, родился в Штутгарте (герцогство Вюртемберг) 27 августа 1770. В 1805-1807 профессор университета в Йене, в 1807-1808 редактор газеты в Бамберге, в 1808-1816 ректор классической гимназии в Нюрнберге, 1816-1818 профессор университета в Гейдельберге, 1818-1831 профессор университета в Берлине. Основные труды: «Феноменология духа» (1807), «Наука логики» (1812-1816), «Энциклопедия философских наук» (1817), «Философия права» (1821), «Лекции по философии истории».

Вошёл в историю прежде всего как философ, оказавший глубокое влияние на философскую и социально-политическую мысль двух последующих столетий. Исходная идея — тождество бытия и мышления. Формулировки Гегеля: «Что разумно, то действительно; и что действительно, то разумно», «Что разумно, станет действительным; и что действительно, станет разумным»; «Все, что разумно, то неизбежно». Окружающая нас реальность — это одновременно и некое абсолютное самопознающее себя начало. Абсолютное начало реальности имеет ту же природу, что и человеческое мышление. Это абсолютное начало самопознаёт себя в человеке. Формы познания реальности человечеством, религия, философия — лишь формы самопознания абсолютного начала. Данное абсолютное начало существует:

  1. В своей отвлечённой логической форме (изучается наукой логики).
  2. В природе (философия природы)
  3. В наивысшей форме духа (философия духа)

Из «Феноменологии духа»: «Для нас дух имеет своей предпосылкой природу, он является её истиной, и тем самым абсолютно первым в отношении её. В этой истине природа исчезла, и дух обнаружился в ней как идея, достигшая своего для-себя-бытия, — как идея, объект которой, так же как и её субъект, есть понятие. Это тождество есть абсолютная отрицательность, ибо в природе понятие обладает своей полной внешней объективностью, однако это его отчуждение становится тождественным с самим собой. Тем самым оно есть это тождество только как возвращение к себе из природы.»

В свою очередь, высшая ступень абсолютного — дух, в свою очередь, рассматривается Гегелем в трёх формах. «Развитие духа состоит в том, что он существует:

  1. В форме отношения к самому себе; что в его пределах идеальная тотальность идеи, т.е. то что составляет его понятие, становится таковой для него, и его бытие состоит в том, чтобы быть у себя, т.е. быть свободным, — это субъективный дух.
  2. В форме реальности, как подлежащий порождению духом и порожденный им мир, в котором свобода имеет место как наличная необходимость, — это объективный дух.
  3. Как в себе и для себя сущее и вечно себя порождающее единство объективности духа и его идеальности, или его понятия, дух в его абсолютной истине — это абсолютный дух. Дух существенно есть только то, что он знает о самом себе. Первоначально он есть дух только в себе; его становление для себя составляет его осуществление. Но духом для себя он становится только через то, что он себя обособляет, определяет себя, или делает себя своим предположением, своим другим, прежде всего относя себя к этому другому как к своей непосредственности, но в то же время и снимая его как другое. До тех пор, пока дух находится в отношении к самому себе как некоему другому, он является только субъективным духом, — духом, берущим свое начало из природы, и первоначально только природным духом. Но вся деятельность субъективного духа сводится к тому, чтобы постигнуть себя в себе самом, раскрыть себя как идеальность своей непосредственной реальности».

Наряду с идеей тождества бытия и мышления, на дальнейшее развитие философской мысли оказал влияние диалектический метод Гегеля. Всякое понятие не остаётся тем же, чем оно есть, а ведёт к своей противоположности. При этом оно проходит три позиции:

  1. Утверждение понятия как истинного, тезис.
  2. Самоотрицание понятия, вследствие противоречия ограниченности этого понятия и той истины, которую он должен представлять, — антитезис, в котором понятие превращается в свою противоположность.
  3. Разрешение этого противоречия и примирение понятия со своим противоположным в новом, более высоком, более содержательном понятии — синтезис.

Вклад Гегеля в исследование динамики человеческого общества состоит в его философии истории, которую он рассматривал как процесс развития в человечестве абсолютного духа, который постепенно вырабатывает знания о самом себе. Из «Философии истории»: «Всемирная история есть вообще проявление духа во времени, подобно тому как идея, как природа проявляется в пространстве. Если мы теперь бросим взгляд на всемирную историю вообще, то мы увидим огромную картину изменений и деяний, бесконечно разнообразных формирований народов, государств, индивидуумов, которые непрерывно появляются одни за другими». Таким образом, для Гегеля теория исторического процесса — не что иное, как один из аспектов его общефилософской системы. Важнейшие моменты этой философии истории следующие.

  1. Действия отдельных людей сугубо индивидуальны и не подчинены глобальной цели. Однако в результате следования всех людей в истории своим индивидуальным целям проявляется действие того, что за всем этим стоит — абсолютного начала, духа.
  2. Цель истории — познание абсолютным духом самого себя. Действительность — отчуждение духа. «Отчуждение — инобытие Духа, его опредмечивание, самополагание в виде объекта. Снятие отчуждения равно познанию. „Дух“ отчуждает себя, а затем из этого отчуждения возвращается в себя, тем самым только теперь проявляется в своей действительности и истине, составляя также достояние сознания». (Феноменология духа). Познание — процесс снятия отчуждения.
  3. Когда это самопознание будет завершено, произойдёт и снятие отчуждения — история завершится. Таким образом, у Гегеля, как и в христианской эсхатологии, присутствует идея конца истории. Но, в отличие от христианской эсхатологии, в системе Гегеля это не конец света и Страшный суд, а достижение такого состояние человеческого общества, которое отвечает полному раскрытию самопознания абсолютного начала.
  4. Существуют различные стадии исторического процесса — процесса самопознания духа. Таким образом, философию истории Гегеля можно классифицировать как относящуюся к стадиальным теориям мирового развития, т.е. он признавал прогресс в истории.
  5. Критерием прогресса в истории является достижение той или иной степени сознания свободы. Свобода вообще является ключевой категорией всей теории исторического процесса Гегеля. Свобода сама по себе является целью духа и даже самой сущностью духа «Субстанцией, сущностью духа является свобода» (Философия истории). Поэтому история завершится именно тогда, когда человечество полностью осознает идею свободы. Необходимость — низшая ступень развития духа, свобода — высшая ступень.
  6. Ещё одна ключевая категория теории исторического процесса Гегеля — народный дух. Народный дух или дух эпохи — это абсолютное начало — дух, рассматриваемый на данном конкретном этапе развития, у данного народа. Самопознание абсолютного начала, проходя различные стадии, реализуется не вообще во всём человечестве, а в каждую конкретную эпоху у конкретных народов, которые в силу своего характера, понимания свободы, государственного устройства и т.д., в наибольшей степени приблизились в данную эпоху к глобальной цели. Каждый такой народ, как и индивид, проходит стадии юности, зрелости и умирания. Другие народы в  это же время ещё не достигают необходимой стадии развития. Но как только « самый продвинутый» на данном этапе народ выполнил свою историческую миссию (дух эпохи познал сам себя), то этот народ уступает место другому, более приблизившемуся к глобальной цели народу, а сам навсегда уходит в сторону. Таким образом, в истории имеется череда следующих друг за другом духов эпохи — определённых звеньев в цепи самопознания абсолютного начала. Опять-таки, можно констатировать линейный, а не циклический характер исторического процесса в концепции Гегеля. А поскольку критерием прогресса является более высокое осознание свободы, то и степень развитости каждого очередного духа эпохи измеряется именно этой меркой, то есть история человечества — это история развития представлений о свободе.
  7. История развития представлений о свободе — это, в свою очередь, история форм государственного устройства, от менее свободных — к  более свободным, как сказали бы сегодня, в демократизации общества. Развитость форм государственного устройства, делающих людей более свободными, закреплённые юридически свободы индивидов — формальные критерии степени развития того или иного народа на общей шкале истории.
  8. Важнейшей особенностью раскрытия народного духа, таким образом, является государственная организация, а затем уже идут все остальные элементы общественной жизни, включая религию и философию. Таким образом, очень важный момент теории истории Гегеля — признание носителя духа эпохи как некоей системы взаимосвязанных элементов. Из «Истории философии»: «Это единая определённая сущность, единый определённый характер, который проникает через все стороны и проявляется в политическом и иных моментах как в своих различных элементах. Это единое состояние, взаимно связанное всеми своими частями, отдельные стороны которого пусть даже выглядят различными и случайными, пусть даже кажется, что они взаимно противоречат, но они ведь не содержат в себе ничего, что было бы по отношению к началу неоднородным». Также: «… дух народа является организацией, является домом, который имеет крышу, лестницы, колонны, залы, много отделений, которые возникают из единого целого и единой цели».
  9. Стадии человеческой истории, то есть последовательность идущих друг за другом народных духов, по Гегелю, выглядят так.
    1.  Восточный мир (Древние Китай, Индия, Персия, Карфаген, Пальмира). Люди абсолютно несвободны, даже правитель-деспот несвободен, поскольку является рабом условностей. Человек — лишь винтик в системе общественного разделения труда, он  не может проявить свою индивидуальность. Самопознание приобретает характер мифа, в котором человек сливается с предметом своей рефлексии. Из «Философии истории»: «Общей мыслью, категорией, прежде всего представляющейся при этой непрерывной смене индивидуумов и народов, которые существуют некоторое время, а затем исчезают, является изменение вообще. Взгляд на развалины, сохранившиеся от прежнего великолепия, побуждает ближе рассмотреть это изменение с его отрицательной стороны. Какой путешественник при виде развалин Карфагена, Пальмира, Персеполя, Рима не предавался размышлениям о тленности царств и людей, о грусти о былой жизни, полной сил и богатой содержанием? Эта грусть не вызвана личными потерями и непостоянством личных целей, но является бескорыстной грустью о гибели блестящей и культурной человеческой жизни. Но ближайшим определением, относящимся к изменению, является то, что изменение; которое есть гибель, есть в то же время возникновение новой жизни, что из жизни происходит смерть, а из смерти жизнь. Эту великую мысль постигли восточные народы, и она, конечно, есть высшая мысль их метафизики. В отношении к индивидуальному она заключается в представлении о переселении душ; но она более известна в применении к данной в природе жизни в образе феникса, который вечно приготовляет сам для себя костер и сгорает на нём, а из пепла его вечно возникает обновившаяся, молодая, свежая жизнь. Однако этот образ является лишь азиатским, восточным, а не западным. Дух, уничтожая телесную оболочку своего существования, не только переходит в другую телесную оболочку и не только в обновленном виде воскресает из пепла, в который обратилась его прежняя телесная форма, но он возникает из этого пепла, возвышаясь и преображаясь при этом как более чистый дух. Конечно, он выступает против самого себя, уничтожает свое наличное бытие, но, уничтожая его, он перерабатывает его, и то, что является его воплощением, становится материалом, работа над которым возвышает его до нового воплощения.»
    2. Эллинский мир, мир Древней Греции. Здесь уже нет полной подчинённости индивида общности. Часть индивидов юридически свободна. Индивид внутренне отождествляет себя с законом, с нравственными обычаями, и пытается познать свою волю. Греческое нравственное бытие отличается тем, что сознание индивида имеет не осознанное, но искреннее доверие к нравам и законам. Свобода гражданина греческого полиса имеет внутреннюю и внешнюю границы. Внешняя граница проявляется в том, что юридически свободны лишь некоторые, но не все, поскольку существует рабство. Внутренняя граница свободы проявляется в том, что индивид ещё не достиг сознания своей субъективной воли и самостоятельности. Поэтому он прибегает к гаданиям, оракулам и т.д. Имеет место взаимное единство индивида и государства, но с  развитием частного образа мышления греческое государство приходит в упадок.
    3. Римский мир. Здесь государство формируется как политическая общность, независимая от убеждений своих граждан. Гражданин — нечто в себе, независимое от государства, что проявляется в отношениях собственности. Уже сама несвобода получает юридическое оформление. Римское правовое состояние разрушает черты натуральности, которые существовали в сознании греков. С преодолением осознания индивидом себя как части некоторой общины в греческом полисе и возникновением у римлян личной, субъективной воли возникают предпосылки для осознания личностью себя как самостоятельной данности. В то же время римляне воспринимают государственную власть, власть правителя как судьбу.
    4. Христианско-германский мир. У германских народов идея свободы находит наиболее полное воплощение, поскольку опирается на принципы христианства, которое провозглашает, что все равны через свою свободу.
      1. период от овладения германскими народами Западной Европы и принятия ими христианства до Карла Великого (начало IX века). Взамен пришедшей в упадок Римской империи германские народы приносят новое понимание свободы. Подчёркивается роль Теодориха и Карла Великого. Вместо обожествления римского императора приходит идея превосходства церкви над государством.
      2. от Карла Великого до Карла V (первая половина XVI века). Упадок духовного содержания христианства, которое всё более ориентируется на светские политические и экономические интересы. Наряду с упадком церковных отношений приходит и упадок светских, что выражается в феодальной системе, которая опирается на привилегии правителей и послушание подданных.
      3. от Реформации до современной Гегелю эпохи. Реформация отказалась от принятого в католической церкви почитания внешнего авторитета и обновила характерное для христианства понимание внутренней свободы. Важными являются два момента: создание национальных государств и преобразование протестантской религиозной свободы в свободную волю индивидов. Это выражается в свободе ремёсел, свободе продавать свой труд, свободном доступе к государственным должностям. В итоге: «Германский дух есть дух нового мира, цель которого заключается в осуществлении абсолютной истины как бесконечного самоопределения свободы, той свободы, содержанием которой является сама её абсолютная форма». Приветствовал Гегель и Великую Французскую революцию как «чудесный восход солнца», и Америку, называя её страной будущего.
      Однако после выхода в 1821 г. «Основ философии права» Гегель стал восприниматься как сторонник прусской монархии, в которой, согласно его поздним взглядам, принципы свободы нашли своё наиболее полное воплощение, или, скорее, должны бы были найти.
  10. Существенный элемент философии истории Гегеля — его учение о великих личностях в истории или «героях эпохи», или «всемирно действующих индивидах». Это такие люди, деятельность которых ведёт к переменам эпохального значения, которые в данный исторический момент понимают, «то, что нужно и что своевременно», например, Александр Македонский, Карл Великий. Каковы же мотивы их деятельности ? Согласно Гегелю, они действовали в своих интересах, «желали доставить удовлетворение себе, а не другим». И они, преследуя свои цели, не сознавали идеи вообще. Поскольку индивидуальность, действуя в своих личных интересах, отодвигает на задний план все другие интересы, то Гегель рассматривает личный интерес как «страсть». При этом он считает, что «ничто великое в мире не совершалось без страсти». Однако, действуя в соответствии со своими страстями, великие люди выступают как проводники «воли мирового духа». Они черпают мотивы своих действий из «внутреннего духа, который ещё находится под землёй и стучится во внешний мир, как в скорлупу, разбивая её». Герои эпохи оказываются, таким образом, более проницательными, чем другие. При этом Гегель говорит о хитрости мирового разума, абсолютного начала. Она заключается в том, что абсолютное начало подчиняет себе страсти великих людей, делая их как бы частью своего общего замысла. «Можно назвать хитростью разума то, что он заставляет действовать для себя страсти». При этом он действует не напрямую, а незаметно для участников исторического процесса: «Не  всеобщая идея противополагается чему-либо и борется с чем-либо; не она подвергается опасности; она остаётся недосягаемою и невредимою на заднем плане». Отдельные люди являются лишь инструментами великих свершений: « индивидуумы приносятся в жертву и обрекаются на гибель». Поэтому «мировая история не является юдолью счастья». Таким образом, в концепции Гегеля деятельность великих людей, как и вся история, телеологична (ориентирована на конечную цель). Конечной же целью истории является, как уже говорилось, завершение процесса самопознания абсолютного начала, что означает, однако, не старость и увядание, а достижение мудрости и зрелости…

Значение Гегеля в дальнейшем развитии историософской, социологической, культурологической, этнологической и прочая и прочая и прочая теорий и концепций трудно переоценить. И Маркс, и Данилевский, и Тойнби, и Ясперс, и Гумилёв в той или иной степени находились под влиянием этих идей, осознанно или неосознанно. Другое дело, что, не принимая концептуальную систему Гегеля в целом, они брали из неё отдельные куски (какие-либо из отмеченных десяти пунктов), и, развивая соответствующие мысли, строили оригинальные теоретические схемы, каждый — свою…

© В. В. Поколодин, 2004

Ссылки по теме:

http://www.krugosvet.ru/articles/07/1000791/1000791a1.htm
- статья о Гегеле в энциклопедии «Кругосвет»;

http://www.philosophy.ru/library/vopros/02.html
- В. Ф. Асмус «Диалектика необходимости и свободы в философии истории Гегеля // Вопросы философии, 1995, № 1, с 52-69;

http://lib.ru/FILOSOF/GEGEL/fenomen.txt
- Г. Гегель, «Феноменология духа», главы из книги.

http://abuss.narod.ru/biblio.htm
- Г. Гегель, философские труды, в том числе «Лекции по философии истории».


Назад Форум На Главную