С О Ц И Н Т Е Г Р У М

Назад Форум На Главную

ОСИПОВА-ДЕРБАС ЛАРИСА ВИТАЛЬЕВНА — российский социолог и биолог. Предложила междисциплинарную концепцию закономерностей социальных процессов и эволюции цивилизации, находящуюся на стыке нескольких наук — биологии, современной теории эволюции, общей теории систем, психологии, социологии, антропологии, истории. Основные труды: «Биология, психология, история свободы и судьба России» (1996), «Новая трансакционная теория развития общества, построенная на основе биологических и психологических закономерностей» (1997), «"Оболочечная модель" социума и модель "Ребёнок-Родитель-Взрослый"»(1998), «Эволюция цивилизации» (2002).

Междисцисциплинарная концепция Л.В.Осиповой-Дербас представляет собой попытку взаимоувязать между собой подходы различных социальных наук. Человеческая личность и общество исследуются на основе естественнаучных методов (общей теории систем, современной теории эволюции) для объяснения естественных механизмов эволюции цивилизаций.

Как известно, различные науки, изучая поведение личности и закономерности социальных процессов, не пришли к общему мнению относительно типизации структурных компонент человеческой личности, взаимосвязи между поведением личности и структурой социальной системы в целом, относительно структуры социальных систем, количества стадий развития общества, механизмов эволюции цивилизаций и т.д.

В исследованиях Л.В. Осиповой-Дербас делается вывод, что социогенез не обладает какими-либо особыми внутренними механизмами, отличными от механизмов, обеспечивающих эволюцию всего живого на Земле, а является частью эволюции биосферы Земли и подчиняется её общим законам. Эволюция общественных отношений происходит в результате взаимодействия человека и общества с окружающей средой (всей суммой разнообразных факторов, в той или иной степени влияющих на личностную или социальную систему).

Личностная и социальная системы рассматриваются как информационные системы. Они формируются в результате взаимодействия двух системообразующих факторов: генетической информации, заключённой в генотипе для личностной системы и генофонде для социальной системы, и информации, которую несут элементы среды (стационарные и нестационарные). Стационарные элементы — это, например, периодическая смена времен года или, наоборот, отсутствие таковой в экваториальных джунглях, стабильные отношения с соседними народами и т.д. Нестационарные элементы — наводнения, землетрясения, нападение соседей. Соотношение стационарных и нестационарных элементов среды может быть различным в разных условиях.

Информационная личностная система имеет пять структурных компонент (оболочек), которые представляют пять возможных способов реагирования личности на внутреннее или внешнее воздействие. Внутреннее воздействие — воздействие наследственной информации, которую содержит генотип. Внешнее воздействие — воздействие стационарных и нестационарных элементов среды. Принятие решений личностной системой по тем или иным факторам (внешним или внутренним) происходит с использованием одной из так называемых оболочек (способов принятия решений). Вследствие этого личностная система погружается в соответствующее состояния Я (по Э.Берну): Естественный Ребёнок, Приспособившейся Ребёнок, Маленький Профессор, Взрослый, Родитель.

Состояние личностной системы Ребёнка (1-ая, 2-ая, 3-я оболочки) содержит все побуждения, которые возникают у ребёнка естественным образом. Оно также содержит запись ранних детских переживаний, реакций и позиций в отношении себя и других. Это состояние содержит черты, свойственные ребёнку: импульсивность, обаяние, доверчивость, эгоизм, агрессивность, боязливость, подлость, веру в волшебство, упрямство, бесконтрольность, снисходительность к себе, отсутствие внутреннего цензора, страсть к наслаждениям, неспособность принять ответственность за свою жизнь и т.д. Естественный Ребёнок (1-ая оболочка) — это состояние личностной системы Ребёнка, не изломанное воспитанием и не обременённое умственными упражнениями, а потому реагирующее самым непосредственным и естественным образом. Приспособившийся Ребёнок (2-ая оболочка) — это состояние Естественного Ребёнка, адаптированное к условиям и требованиям окружающего мира, это, например, приём пищи по установленному расписанию, соблюдение правил этикета и т.д. Маленький Профессор (3-я оболочка) — это состояние Ребёнка, связанное с проявлением интуитивной мудрости, которая, однако, из-за недостатка знаний и опыта не всегда даёт возможность правильно оценить обстоятельства. Ребёнок, например, может правильно рассчитать, как заставить маму улыбаться, но предпринятые им поиски залежей нефти во дворе не принесут желаемого результата.

Состояние личностной системы Взрослого (4-ая оболочка) не зависит от возраста личности. Оно ориентировано на восприятие текущей реальности и на получение объективной информации. Оно является организованным, хорошо приспособленным, находчивым и действует, изучая реальность, оценивая свои возможности и спокойно рассчитывая.

Состояние личностной системы Родителя (5-ая оболочка) содержит установки и поведение, перенятые извне, в первую очередь, от родителей. Внешне они часто выражаются в предубеждениях, критическом и заботливом поведении по отношению к другим. Внутренне они переживаются как старые родительские назидания, которые продолжают влиять на внутреннего Ребёнка личностной системы.

Для принятия решений в соответствии с тем или иным состоянием личность может использовать:

С точки зрения использования внутреннего и внешнего управления описанные пять оболочек могут быть объяснены следующим образом.

1-я оболочка. На поступившую внутреннюю информацию (генетическую, которая всегда стационарна) (А) дается ответ с использованием внутреннего управления. Это примитивные инстинкты, которые формируют ближайшую к ядру личности оболочку.

2-я оболочка. Для ответа на внешнюю стационарную информацию среды (В) использовано внутреннее управление — это генетическая способность к адаптации в стандартных условиях. С использованием этой оболочки формируются автоматические привычные действия — стандартные поведенческие клише в стандартных условиях.

3-я оболочка. Для ответа на внешнюю информацию по нестационарным элементам среды (С) применяется внутреннее управление. С использованием этой оболочки возможно интуитивное принятие решений в необычной обстановке.

4-я оболочка. Для ответа на информацию по нестационарным элементам (С) используется внешний тип управления. Эта оболочка необходима для принятия рациональных решений в необычных условиях на основании внешних обстоятельств.

5-я оболочка. На информацию по стационарным элементам (В) даётся ответ с использованием внешнего типа управления. Такие решения принимаются на основании культурных ценностей, что позволяет адаптировать уже имеющиеся поведенческие схемы к реальной обстановке или сформулировать новые ценности, но нестационарные элементы при этом игнорируются.

Попытка использовать одновременно несколько оболочек приводит к кризису управления личностной системой. Существование большего числа оболочек исключается в данной модели.

Кроме того, взаимодействие системы с окружающей средой может происходить с использованием двух каналов получения информации — канала первого рода, передающего информацию «из прошлого», и второго рода — «из настоящего».

Информационный канал первого рода, или информация «из прошлого» — это генетическая информация, а также готовая информация о стационарных элементах среды, полученная из культурного прошлого, от предыдущих поколений (родители, учителя, признанные авторитеты), закреплённая в материальных носителях информации, орудиях труда и т.д.).

Информационный канал второго рода, или информация «из настоящего» — информация о нестационарных элементах среды, по которым нет ни генетически, ни культурно закреплённых решений.

Информационные социальные системы имеют четыре типа устойчивых информационных структур: Первобытную систему, имеющую два варианта —  Стационарную систему и Вождество, Феодальную и Рыночную системы.

Эти системы представляют некоторые комбинации элементов — личностных систем, использующих в действиях по отношению к обществу ту или иную оболочку своей личностной системы (то или иное состояние Я), что в свою очередь зависит от сложившихся условий среды, которые и склоняют личности реагировать соответствующим способом на те или иные воздействия.

Совокупность элементов социальных систем, использующих по отношению к обществу одинаковое состояние Я (одну и ту же оболочку информационной личностной системы) формируют социально-психологические группы: Социальный Естественный Ребёнок, Социальный Приспособившейся Ребёнок, Социальный Маленький Профессор, Социальный Взрослый, Социальный Родитель.

Каждая социальная система состоит из двух подсистем: подчинённой и главенствующей, представленных социально-психологическими группами, активно взаимодействующими между собой.

Главными факторами, воздействующими на социальную систему в период Первобытных систем, являются факторы дикой природы, которые воздействуют на всю систему в целом. В этих условиях преобладают различные типы группового отбора, которые формируют Первобытную социальную систему Стационарного или нестационарного варианта (Вождество). Такие социальные системы сохраняют однородность структуры.

Начало борьбы за землю, а в дальнейшем и развитие рыночных отношений открыли новую эпоху в общественных отношениях, т.к. преобладающими факторами, воздействующими на социальную систему, стали различные типы внутривидовой борьбы, как внутри общественной системы — индивидуальный отбор, так и между различными социальными системами — групповой отбор.

Борьба внутри общества привела к дифференциации социальной системы, т.е. к выделению из общей массы людей таких индивидов, которые более других способны получать, осваивать и накапливать новую информацию «из настоящего», что даёт им возможность более адекватно реагировать на возникшие нестационарные элементы, в результате чего образуются подсистемы, возглавившие дифференцированное общество. Это привело к трансформации социальных систем и формированию Феодальной, а в дальнейшем — Рыночной системы.

Основой для формирования новых социальных систем является структура личностной системы, располагающая пятью уровнями принятия решений, что приводит к наличию в обществе людей, склонных к той или иной форме социального поведения (из того или иного состояния Я). Это создаёт широкие возможности для адаптации общества к различным условиям среды. В том случае, когда условия среды не поддерживают какую-либо форму, она сохраняется в обществе как потенциальная или слабо выраженная (зачастую преследуемая обществом), но проявляется, или даже занимает главенствующее положение в случае возникновения соответствующих условий среды.

Образовавшиеся в процессе социогенеза все предыдущие формы социальных структур и социально-экономических отношений не исчезают, а продолжают сосуществовать, изменяясь только количественно. Любое общество содержит в себе все адаптивные формы социального поведения, которые были наработаны обществом за всю историю его существования.

Вся эволюция человеческой цивилизации — это не последовательная смена одной социальной системы другой, а совместное развитие различных социальных систем каждого общества (в том случае, если общество переживает изменения). При этом условия среды могут способствовать ускоренному развитию одной из систем, которая может занять в обществе главенствующее положение, и не способствовать развитию других систем, которые, как уже говорилось, при этом не исчезают, а занимают, так сказать, свою экологическую нишу в обществе, которая предоставляет условия для их существования.

Все освоенные обществом структуры объединяются в Совмещённую систему, в которой одна из структур преобладает, остальные же находятся в подчинённом положении.

Трансформация социальных систем — это не замена одной структуры на другую, а замена преобладающей в обществе системы на преобладание другой системы.

Процесс трансформации происходит не благодаря историческим законам или заложенной внутренней программе социальной или личностной системы, а в силу изменений внешних условий, которые в разные периоды благоприятствуют той или иной системе.

Кризисы и революции возникают тогда, когда всё общество или его часть оказываются не способны осваивать потоки новой информации, вследствие чего не могут найти адекватный ответ на сложившуюся обстановку. Это приводит к активизации древней, генетически закодированной информации из прошлого о борьбе с нестационарными элементами среды. Согласно этой программе необходимо утратить индивидуальные особенности личностей, объединиться в толпу, описанную Г. Лебоном и уничтожить всё новое и непонятное (нестационарные элементы среды). Реализация этой программы может привести к формированию древних Первобытных социальных структур, то есть к возврату всего общества в далёкое прошлое, как было, например, в начале 20 века в России и в некоторых других государствах.

Если обобщить всё выше сказанное, то можно сделать вывод, что причины социальных изменений, позволивших человеческой цивилизации занять особое место в биосфере Земли, находятся в генетически обусловленной, чрезвычайно высокой способности человека (как системы) в ответ на изменения среды использовать информационный канал второго рода, то есть получать, обрабатывать и применять на практике (накапливать, принимать решения) информацию «из настоящего» в случае соответствующих изменений среды.

Несмотря на то, что все члены общества обладают разными способностями к использованию новой информации, дифференциация общества на специализированные подсистемы, каждая из которых взаимодействует именно с тем фрагментом (набором факторов) среды, по которым способна принимать решения, предоставляет возможность системе в целом гармонично взаимодействовать с наибольшим спектром факторов среды, воздействующих на систему.

Работы Л.В.Осиповой-Дербас представлены на сайтах:
Эволюция цивилизации http://derbas.narod.ru
и
Экологические механизмы социальной динамики http://private.peterlink.ru/derbas-oav

Назад Форум На Главную