С О Ц И Н Т Е Г Р У М

Назад Форум На Главную

ПОЛАНЬИ КАРЛ (1886-1964)  — австро-венгерский экономист, социолог, историк экономики и этнограф. Работал в Вене. В 1938 г. эмигрировал в Великобританию, затем в США. Основные труды: «Великая трансформация: политические и экономические истоки нашего времени» (1944), «Экономическая социология в Соединённых Штатах» (1963), «Средства к существованию (the Livelihood) человека».

Известен своим анализом генезиса рыночных отношений, а также форм экономической жизни, альтернативных рыночным. Исследовал происхождение денег и торговли, взаимоотношения экономических, социальных и политических факторов. Особое внимание уделял негативным последствиям, к которым может приводить механизм рыночной саморегуляции. Как этнограф отстаивал концепцию «субстантивизма» в описании первобытных обществ, согласно которой в первобытном обществе собственно «экономических» отношений нет как таковых, а место их заменяют (или включают в себя) кровнородственные отношения, в частности, отношения взаимопомощи, социальная структура, религиозно-магические представления.

Обмен, согласно Поланьи, возник из потребностей взаимоотношений внутри кровнородственных общин, а не просто как следствие естественной потребности людей в обмене, как полагал Адам Смит. Анализируя происхождение денег, Поланьи отмечает, что они возникли не исходя из потребностей обмена, а скорее по инициативе властей. Различные функции денег (средство обмена, средство платежа, средство учёта стоимостей) могли быть закреплены за различными товарами. Историческое происхождение цены Поланьи видит не в механизме спроса и предложения, а также в неких установлениях власти, которые были направлены на установление цены, закрепляющей определённые социальные отношения. Именно в этом ключе, как считает Поланьи, нужно рассматривать взгляды Аристотеля на установление «справедливой» цены. Лишь позднее стал формироваться механизм образования цен на товары на основе спроса и предложения.

Постепенно в экономической системе для каждого товара складывается свой рынок. Взаимодействуя друг с другом, эти рынки отдельных товаров образуют один большой рынок. В форме рынков организуются также труд, земля и деньги. Но эти три элемента по своей сути товарами не являются: труд — элемент человеческой жизни, который не может запасаться или мобилизовываться по мере надобности, земля — часть природы, которая человеком не производиться, деньги — просто знаки покупательной силы, и тоже не производятся. (Отсюда и термин, который применяет Поланьи по отношению к труду, земле и деньгам как товарам — «фиктивные ценности»). Поэтому в средневековом обществе земля не была предметом купли-продажи, а находилась в сфере совершенно особых, феодальных институциональных отношений; трудовые отношения там регулировались цеховой организацией; деньги же тогда ещё не развились до такой степени, чтобы быть основным элементом производства. В то же время в условиях развитой рыночной экономики, сложившейся к XIX веку, эти три элемента стали товарами. Ценами этих товаров стали соответственно заработная плата, рента и процент. Причиной этого стало утверждение заводской системы в торговом обществе. Поскольку развитие заводской системы было организовано как часть процесса купли-продажи, то для поддержания процесса воспроизводства труд, земля и деньги также должны были превратиться в товары, чтобы была возможность где-то их купить. В результате человек как носитель свойства «рабочая сила» становится социально беззащитным, происходит загрязнение и разрушение окружающей среды, уничтожается потенциал продуктов питания, недостаток и избыток денег в результате рыночных колебаний становятся разрушительными для бизнеса и приводят периодически к ликвидации предприятий. Поэтому рыночный способ организации экономики, когда всё основано на купле-продаже, Поланьи рассматривает как искусственный. В то же время, в XIX веке, как отмечает Поланьи, сформировалась система институтов, ограничивающих деятельность рынка применительно к труду, земле и деньгам.

В целом же произошло обособление друг от друга экономической и политической сфер жизни общества. Роль государства свелась к обеспечению саморегуляции рынка, никакие иные меры воздействия на рынки не допускаются. Такого не было ни при родовом, ни при феодальном, ни при меркантилистском хозяйственном строе. Таким образом, общество подчинилось требованиям рыночной институциональной структуры. Включение фиктивных ценностей в рыночный механизм как раз и ознаменовало такое подчинение. Рыночная экономика может существовать только в рыночном обществе.

Наряду с анализом генезиса рыночной экономики, Поланьи уделяет внимание и нерыночным хозяйственным системам. Из книги С.Г. Кирдиной «Институциональные матрицы и развитие России»: «В посмертно изданной его последователями книге «The Livelihood of Man» он детально исследует формы интеграции экономического процесса в разные исторические эпохи и в разных странах. Поланьи указывает на следующие основные формы интеграции в человеческом хозяйстве — редистрибуция (redistribution), обмен (exchange) и реципрокация (reciprocity). Последняя — движение товаров и услуг (а также людей) между взаимодействующими сторонами на симметричной основе, т.е. взаимопомощь родственников, деревень и даже государств, например, в форме ленд-лиза — не рассматривается им как образующая экономический тип общества. Две другие формы интеграции экономического процесса — обмен и редистрибуцию — Поланьи выделяет в качестве основы классификации всего множества национальных хозяйств.

Во-первых, он выделяет рыночные экономики, или экономики, в которых доминирующей формой взаимодействия между участниками хозяйственного процесса является обмен. Во-вторых, опираясь на результаты многочисленных антрополого-исторических исследований, он описал иной тип хозяйственных систем, основанных на редистрибуции. Значительную часть своей книги Поланьи посвятил доказательствам того, что рыночно-устроенный, базирующийся на обмене институциональный комплекс не является общим для экономик мира. Современные исследователи подтверждают этот вывод Поланьи. Так, например, Марио В. Льос в предисловии к книге Э. Де Сото пишет: «в Перу никогда не было рыночной экономики… Эта концепция применима ко всей Латинской Америке, и, вероятно, к большинству стран третьего мира» (Де Сото Э. Иной путь. Невидимая революция в третьем мире. М.: Catallaxy, 1995 (1989), с. 15).

Итак, вслед за Ойкеном, Поланьи подтвердил и дополнительно обосновал своими антропологическими исследованиями наличие двух равнозначных, параллельно функционирующих в истории рыночных (обменных) и редистрибутивных институциональных комплексов. Он отмечал, что рыночные и редистрибутивные экономики не имеют характера стадиальности, но сосуществуют во времени и пространстве. Еще более определенно, чем Ойкен, Поланьи указывал на то, что в том или ином обществе доминирует одна из форм экономических отношений, в то время как альтернативная занимает дополнительное положение (Polanyi K. Economic Sociology in the United States: Lecture given at the Institute for Cultural Relations, Budapest, Oct 9, 1963. Cit. by: Polanyi, Karl. The Livelihood of Man. New York. Academic Press, Inc., 1977, p. xix.). Важным достижением Поланьи следует считать его выводы об устойчивости и рыночных, и редистрибутивных экономических систем. На примере Римской империи Поланьи пытался показать, как социальные действия, направленные на изменение природы экономической системы, приводят к уничтожению социума в целом.

Указав на то, что редистрибутивные экономики характеризуются свойственным им специфическим институциональным комплексом, Поланьи начал изучение конкретных институтов таких экономик. Но эта работа не была им закончена. По признанию коллег, Поланьи не успел достигнуть поставленной им теоретической цели «создать самостоятельную нерыночную экономическую теорию, которая бы обеспечила общую концептуальную рамку для тех обществ, в которых образцом интеграции не выступают превалирующие обмены», то есть такую теорию, которая бы развивала идеи предложенного им институционального подхода» (конец цитаты С.Г. Кирдиной).

© В.В. Поколодин, 2004

Поланьи К. «Саморегулирующийся рынок и фиктивные товары: труд, земля и деньги», глава 3 из книги «Великая трансформация»:
http://ecsocman.edu.ru/db/msg/90677

Поланьи К. «Общества и экономические системы», глава 4 из книги «Великая трансформация»:
http://www.ie.boom.ru/Polanyi/Polanyi.htm


Назад Форум На Главную