Инновационный процесс (модернизация) и Сложные Адаптивные Системы.Сейчас много говорят об "инновациях", о том, что страна зашла в тупик, что необходимо менять вектор развития.... Недавняя статья Дмитрия Медведева "Россия, вперёд" показывает, что наверху понимают проблемы, но не понимают, как за них взяться. Как можно вытянуть самого себя за волосы из болота? С чего начинать?
Предлагаются самые разные варианты, часто противоречащие друг другу. В итоге же получается как в ситуации с Буридановым ослом: он стоит на месте и не знает, куда идти.
Хотелось бы обратить внимание на статью
E. M. Rogers et all.
Complex Adaptive Systems and Diffusion of Innovationshttp://www.innovation.cc/volumes-issues ... 7final.pdfВ статье дан хороший обзор основных понятий, лежащих в основе концепции САС (Сложных Адаптивных Систем) и на конкретных примерах показано, как закономерности САС реально работают и проявляют себя. Методология САС позволяет лучше понять, как происходит процесс внедрения и распространения инноваций - процесс МОДЕРНИЗАЦИИ экономической системы. Авторы доказывают, что модернизация (= качественное обновление, реконфигурация,...) протекает по определённым законам. А законы эти не что иное как динамическое и структурные закономерности САС.
Наверное, никто не станет возражать, что для управления сложным прибором, станком (ядерным реактором, например) нужно понимать, как он устроен, как работает и что будет происходить, если нажать ту или иную кнопку. Если у станка с ЧПУ поставить дилетанта, то он и продукцию не произведёт, и станок угробит.
Управлять модернизацией, не зная основ САС, и не учитывая САС-закономерностей конечно, можно. Но такая модернизация будет гораздо менее эффективной, более затратной и однобокой, чем САС-модернизация, то есть обновление страны, с самого начала учитывающее САС-закономерности и использующее соответствующее Знание для минимизации потерь и ускорения процесса.
Следовало бы в наших бизнес-школах, институтах управления и курсах подготовки управляющего персонала ввести специальный курс по САС-Менеджменту и давать основы Знаний в этой области. Но пока этого нет. Недавно открытая школа управления "Сколково" в своей программе даже не упоминает о возможности применения концепции САС для решения задач управления:
http://www.skolkovo.ru/content/view/318/352/lang,ru/Чтобы грамотно осуществлять модернизацию, нужно применять Знание САС.
Чтобы Защищать страну, тоже необходимо применять САС-Знание. Война - это сложнейшая система взаимодействующих агентов и закономерности протекания военных операций отражают общие закономерности САС. Количество потерь, оперативность ответов на вызовы, качество решений, оптимальность структуры и сетей для решения задач - всё это можно рассматривать применяя САС-Знание. Если планируется "реформировать" армию, то прежде, чем это делать, необходим САС-анализ предполагаемой реформы: что получится в результате - станет армия более высоко-адаптивной (готовой к оперативному точному распознанию и отражению угроз) системой или она после такого "реформирования" превратится в низко-адаптивную, инертную и слабую структуру, непригодную для решения поставленных задач.
О "войнах" как САС:Lim, Kim L. et all.
Adaptive battle agents: complex adaptive combat models
http://adsabs.harvard.edu/abs/2005SPIE.6039...48LВообще любые кардинальные "реформы" - будь то приватизация оборонных предприятий или обновление армии - должны до их проведения проходить глубокую экспертную оценку со стороны специалистов разных областей, в первую очередь, САС. Закрытость планируемых "реформ" от их открытого обсуждения и анализа - это уже нарушение одного из основных критериев принятия решений в САСМ. Если нет структуры, которая занимается системной оценкой предполагаемых проектов, то такую структуру необходимо создать в первую очередь.
Приведём пример потерь, которые понесла наша страна в ходе кризиса. Год назад, ещё до того, как было принято решение "помочь банковской системе", мы писали, что банковскую систему прежде, чем ей помогать, необходимо разделить на два контура, один из которых должен обеспечивать операции взаиморасчётов реального сектора, а второй поддерживать операции на финансовых рынках (аналог Glass Steagal System). И только ПОСЛЕ этого, имея защищённый от ухода денег контур финансирования реального сектора, можно через него наладить кредитование этого реального сектора.
Речь шла об одной из мер блокировки неустойчивого звена экономической системы (фондовый и валютный рынок). Чтобы не допустить эффекта домино (распространения неустойчивости на другие звенья системы), следовало заблокировать связь этого неустойчивого звена с остальной на то время пока ещё устойчивой частью системы (задраить "горящий люк"). То есть заблокировать выход денег из конура, который обслуживает операции взаиморасчётов реального сектора.
К сожалению, этого не было сделано. Деньги, попав в банковскую систему, устремились не в реальный сектор, а на валютный рынок, роняя рубль и вызывая панику у населения. Можно ли было увидеть эту закономерность до принятия решения? Можно. Даже простейшая модель движения денег с учётом очевидных психологических предпочтений игроков при проигрывании показала бы именно такой эффект. Достаточно было на тот момент иметь в своём распоряжении простейшую САС-модель финансового и реального сектора, чтобы, посмотрев что происходит в виртуальной реальности, сделать отсюда выводы.
Пренебрежительное отношение к САС-Знанию ведёт к потерям, которых можно было бы избежать.Из выступления Оксаны Дмитриевой:
Цитата:
По данным Счетной палаты, совокупные расходы на преодоление кризиса с учетом кредитных ресурсов составили 10 триллионов рублей – это 25 процентов от ВВП 2008 года. Если присовокупить еще 200 миллиардов долларов из резервов Центрального банка, которые тоже ушли не в безвоздушное пространство, а на поддержку рубля, то это будет 16 триллионов рублей, или 40 процентов от ВВП. Сравнимые расходы по крупным экономикам были только у Китая – 13 процентов от ВВП, и у Соединенных Штатов Америки – 20 процентов от ВВП с учетом всех расходов федеральной резервной системы.
Каковы же результаты? У Китая спада нет, рост более 6 процентов. У Соединенных Штатов спад около 3 процентов от ВВП. У нас спад на 2009 год по оценкам нашего президента – 8,5. Поэтому неслучайно, что и независимые наши эксперты ФБК, и эксперты Мирового банка оценивают результативность работы по выходу из кризиса в нашей стране как одну из самых плохих.
Каковы же ошибки? Первая ошибка – это ошибка в распределении ресурсов. 85 процентов (85–88 – это если по вашему отчету считать, если по отчету Счетной палаты – 88) – это поддержка финансовой системы, игра на фондовом рынке и спасение олигархов. 15 процентов – это поддержка реальной экономики и населения
http://www.sovross.ru/modules.php?name= ... &sid=56141Ошибки, о которой говорит Оксана Дмитриева, можно было избежать. Мы ещё в 2005 году, до начала кризиса, писали, что стране как воздух необходим свой Santa Fe Institute. Что в наше время нельзя принимать стратегически важные решения "на глазок" или "из соображений здравого смысла". Нельзя, потому что мы живём внутри СЛОЖНОЙ адаптивной системы.
Как СЛОЖНОСТЬ (complexity) проявляет себя?Рост сложности обеспечивает прогресс системы. Позволяет повышать эффективность САС: достигать желаемого полезного эффекта с меньшими затратами и за более короткое время. Но, с другой стороны, рост эффективности системы сопровождается нарастанием неустойчивости этой системы. Чем сложнее система, тем более она уязвима и легче ломается. Скрипка и молоток. Компьютер и механический арифмометр. Более высоко-организованное, тонко настроенное - более СЛОЖНОЕ - всегда более уязвимо и беззащитно. Высокие организации, будь то живые системы или экономические структуры, в которых воплощены высокие технологии, более адаптивны, чем примитивные системы и поэтому потенциально они более жизнеспособны. Но одновременно, в силу своей сложности, они более уязвимы и их проще разрушить (ткните иголкой в системную плату и компьютер сгорит).
Повышение сложности оборачивается нарастанием общей системной нестабильности системы. Наращивая эффективность за счёт повышения сложности, мы тем самым делаем систему всё менее стабильной в целом и в её отдельных частях. В результате то тут то там, то в большем, то в меньшем масштабе происходят системные сбои, лавинообразные аварии. Они происходят в тех местах, где рост неустойчивости превысил критическую отметку, и в этом месте дальнейший прогресс за счёт повышения сложности затруднён.
Аварии стимулируют внедрение новшеств, заставляют агентов системы что-то менять, внедрять и модернизировать. Это как кнут, который подстёгивает агентов действовать. Если системная нестабильность охватила всю систему, то "авария" окаывается глобального масштаба и мы называем это системный кризис (с математической точки зрения это математическая катастрофа). Кризисы стимулируют внедрение новшеств. Поэтому статистика инноваций показывает, что этот процесс происходит импульсами (Schumpeter's storms of innovations).
САС стихийно обновляется через мелкие и большие кризисы. Но это не значит, что нам надо сидеть и ждать, где снова "бабахнет". Можно упреждать аварии, заблаговременно идентифицируя наименее стабильные звенья системы и предпринимая шаги по повышению их стабильности. САСМ позволяет это делать заблаговременно: искать точки уязвимости, оценивать уровень нестабильности.
==================================================================
ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО САСМ.Не доводить неустойчивость звена до критической черты и не давать неустойчивости стать глобальной.
Распознавание неустойчивостей и их блокировка - одна часть САСМ. Другая часть - поиск уязвимых точек и их защита.