С О Ц И Н Т Е Г Р У М

цивилизационный форум
     На главную страницу сайта Социнтегрум      Люди и идеи      Организации      Ресурсы Сети      Публикации      Каталог      Публикатор_картинок
                       
 
Текущее время: Пт сен 21, 2018 7:49 am

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]




Начать новую тему Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ Сообщений: 22 ]  На страницу Пред.  1, 2
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: САС-Менеджмент
СообщениеДобавлено: Ср янв 20, 2010 2:54 am 
Не в сети
Модератор
Модератор

Зарегистрирован: Сб сен 04, 2004 8:18 pm
Сообщения: 3425
Откуда: Санкт-Петербург
О необходимости применения САС-знаний для обеспечения безопасности страны.

Мы не раз уже писали о том, что современные войны качественно отличаются от войн середины прошлого века. Георгий Константинович Жуков в "Воспоминаниях" пишет, что одной из причин больших потерь в начале войны была потеря управляемости войсками: отсутствие связи, информации о происходящем, недостаток разведданных, отставание приказов от развития быстро меняющейся ситуации и т.д.

В 1941 ещё не было ни спутников, ни системы спутниковой навигации, не было мобильной связи, не было компьютеров и компьютерных сетей, не было моделей, позволяющих за считанные секунды просчитать множество вариантов развития ситуации и выбрать наилучший.

С появлением современных компьютеров, компьютерных сетей, спутников-шпионов, визуально сканирующих любой участок военных действий, война становится качественно другой. В новой войне победа будет за теми, кто окажется быстрее, умнее и мобильнее. Выиграет более совершенная система управления военными действиями.

Новое качество системы управления, которое может обеспечить реальную безопасность страны предполагает внедрение знаний об устройстве и функционировании сложных адаптивных систем: многоуровневых сетей, связывающих в единое целое агентов, ведущих себя по правилам адаптивного поведения. Науку об оптимальном устройстве и законах работы таких сетей - на Западе называют "Сложные Адаптивные Системы" (САС). В России это стратегически важное направление теории систем существует в зачаточном состоянии. САС-знания не востребованы, нет ни кафедр, ни лабораторий, ни научных журналов по этой области.

Можно говорить об этом бесконечно. У нас у русских "пока гром не грянет - барин не пошевелится".

Вот свежая статья на тему = что такое современная война.
http://www.sovross.ru/modules.php?name= ... &sid=56877

Цитата:
в конце 90-х годов в США появилась концепция «сетецентрической войны».


Быстрое развитие направления САС на Западе началось после появления мощных компьютеров и компьютерных сетей. И уже к концу 1990-ых американцы поняли важность новых знаний и начали встраивать их в новую концепцию ведения войн - "сетецентрическую". Речь идёт о сети умного управления ведением военных действий, разведки и дезориентации противника.
Цитата:
В последнее время о «сетецентрической войне» начали говорить и в России, но, к сожалению, даже в Генштабе явно нет четкого понимания ее сути и возможностей.


Цитата:
речь идет не о каком-то новом типе войны, а о сетецентрическом подходе к организации и ведению военных действий. Его суть в том, что отныне в центре внимания командования находятся не «боевые платформы» (танки, самолеты, боевые корабли), а сеть.
Что же вкладывается в понятие «сеть»? Это не просто компьютеры, объединенные в единый комплекс. В это понятие входят: сети управления, разведки и связи; боевые сети высокоточных средств поражения; сети боевого и тылового обеспечения; «оргштатные» сети подразделений, частей, соединений; военные «социальные» сети, объединяющие офицеров и солдат, военных и дипломатов, войска и население. Все они сводятся в единое информационно-коммуникационное пространство, функционирующее в реальном масштабе времени, что позволяет войскам действовать намного быстрее и результативнее.


Цитата:
Основу информационно-коммуникационного пространства войны будущего составляет GIG – так называемая «Глобальная информационная решетка» (ГИР), представляющая собой мощную группировку разведывательных, коммуникационных и навигационных космических летательных аппаратов США на околоземной орбите. Именно ГИР связывает воедино все силы и средства вооруженных сил США и их союзников по НАТО и обеспечивает их всей информацией, необходимой для ведения войны. В результате реальная «картинка» боя, происходящего в джунглях Амазонки или песках Ближнего Востока, мгновенно высвечивается на экранах военных компьютеров на другом конце света в Вашингтоне

Цитата:
Как на Западе предполагают реализовывать преимущества от внедрения сетецентрических принципов и технологий? Опыт войн на рубеже XXI века свидетельствует, что агрессия против государства-жертвы строится в два этапа. На первом этапе будут наноситься высокоточные воздушно-космические удары на всю глубину территории страны. США уже сейчас способны пускать до 1 тысячи крылатых ракет в сутки. И это не считая боевых возможностей ударной авиации ВВС и ВМС.
В качестве целей для поражения будут выбраны жизненно важные объекты государства-жертвы. Списки первоочередных объектов поражения составляются заранее в соответствии с концепцией «пяти колец полковника Уордена», которая рассматривает противника в качестве системы, состоящей из пяти радиальных колец. В центре – политическое руководство, затем следуют система жизнеобеспечения; инфраструктура; население и, лишь в последнюю очередь вооруженные силы. Кстати, именно по этой схеме проводилась агрессия против Югославии в 1999 году.


То есть удары по армии - уже заключительная фаза операций. Их может и не быть. Достаточно дезорганизовать и разрушить систему управления противника, вызвать панику, уничтожить сети жизнеобеспечения и коммуникаций. Это сейчас реально сделать, если иметь умную систему управления.
Цитата:
Одновременно начнутся операции информационной войны, включающие психологические операции против населения и войск страны-жертвы, электронное подавление и уничтожение её системы управления, связи, разведки.
Цель первого этапа агрессии – полная дезорганизация системы государственного и военного управления; «ослепление» системы разведки и ПВО страны; деморализация населения и паника; дезорганизация военных мероприятий государства-жертвы.

Цитата:
Применение принципов сетецентричности обеспечит превосходство в скорости и внезапности действий. Все процессы управления и сами боевые действия станут более динамичными, активными и результативными. Вместо привычной формы последовательных боев и операций, военные действия приобретут форму скоординированных точечных, практически мгновенных акций и ударов.
В корне изменится привычная система координат: исчезнут фронт, тыл, фланги, рубежи, районы. Вопреки нормам классического военного искусства, в будущей войне не будет сосредоточения, выдвижения войск, развертывания в боевой порядок, атаки, преследования или отхода на новые рубежи. Жесткая иерархическая система военного управления сменится гибкой сетевой: подчиненные войска получат свободу в выборе методов действий, а организационно-штатная структура войск будет постоянно меняться, «приспосабливаться» к требованиям обстановки.


Военный эксперт И. Попов описывает свойства САС - многоуровневая сетевая структура, относительно-автономные адаптивные узлы (агенты), мобильность, фильтрация информации, рассредоточение функций принятия решений и т.д. Чтобы создать такую систему управления необходимо знание об устройстве и принципах работы САС. На Западе это поняли 10 лет назад - потому там и существует множество открытых, полуоткрытых и засекреченных лабораторий и центров, изучающих САС и создающих практические приложения к военной области. В России это направление теории систем не развивается, и нет даже отдалённых намёков понимания серьёзности проблемы. Автор статьи правильно указывает на необходимость создания такой умной системы управления, но как это возможно, если в стране не готовят специалистов по САС, нет ни кафедр, ни лабораторий, ни спецкурсов, ни учебников? Кто же будет её создавать?

Не зря Пётр Первый отправлял дворянских сынков обучаться корабельному и флотскому делу, а не закупал корабли, капитанов и адмиралов за рубежом. Свои родные умные и обученные мозги всегда лучше покупных заморских.

Цитата:
В довершение ко всему, широкое внедрение наземных и воздушных боевых роботов придаст новое содержание военным действиям. «Умные» боевые машины, контролируемые дистанционно, будут «ползать» в нашем тылу, выявляя и уничтожая очаги сопротивления. По планам Пентагона, к 2015 году треть всех боевых машин на поле боя будет представлять собой роботов. Главным действующим лицом на поле боя будущего станет оператор компьютера.
Полное информационное превосходство на поле боя обеспечивает возможность отслеживать действия практически каждого нашего солдата. В результате «сетецентрическая война» уподобляется поединку «слепого» против «зрячего». Физическая сила «слепого» – боевая мощь классических вооруженных сил без опоры на сетецентрические подходы – не гарантирует победы в современном бою. Мускулы «слепому» не помогут – поразить «зрячего» он не сможет. Это заведомо проигрышная ситуация.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: САС-Менеджмент
СообщениеДобавлено: Вт янв 26, 2010 3:51 am 
Не в сети
Модератор
Модератор

Зарегистрирован: Сб сен 04, 2004 8:18 pm
Сообщения: 3425
Откуда: Санкт-Петербург
В дополнение к предыдущему сообщению.

Информация для размышления:
Адаптивная стратегия Джона Бойда.

О ней рассказывает Ивлев Алексей Алексеевич.
"Основы теории Бойда. Направления развития, применения и реализации" Москва 2008.
http://www.google.ru/url?sa=t&source=we ... 6E9Fk13bpg

На стр. 37 автор монографии пишет:
Цитата:
"Первый вопрос, который может возникнуть у любого человека, которому не безразлична судьба России, звучит приблизительно так: "Как могло случиться, что один из главных американских военных стратегов конца 20-го века абсолютно не известен своим эвентуальным противникам? Не известен даже тем, кто по роду своей профессиональной деятельности должен был бы анализировать теорию цикла ООДА и "разворачивать" эффективность этого цикла в другую сторону", то есть предпринимать адекватные меры противодействия, нейтрализующие (в той или иной мере) военные усилия противника или его планы....
Второй вопрос, а точнее, целая группа вопросов, вытекающих из теории Дж. Бойда, обусловлена требованием необходимости постоянного адаптивного развития всех составляющих военной организации государства."


Есть хорошая пословица: "Хочешь мира - готовься к войне". В том смысле, что к войне надо быть готовым всегда, имея в виду, что вся история человечества - это непрерывная череда войн, перемежаемых небольшими островками мирной жизни. Атомное оружие позволило сдвинуть это соотношение в сторону удлинения периодов мирной жизни. Но закономерность эта существует и сейчас, чему мы все свидетели в последние 20 лет. Война идёт всё время, то в одной части планеты, то в другой. Мир постоянно пытаются перекроить.

Осуществляемая сейчас военная реформа - а реформа была совершенно необходима - делает ли она нашу военную машину более гибкой, адаптивной, оперативной и умной? Сочленяет ли реформа мир и войну в единую систему? Потому что без такого умного сочленения никакая успешная война не возможна? Понимают ли авторы реформ, что умное адаптивное управление нельзя построить, накупив груду самой современной техники, пусть даже со встроенным искусственным интеллектом?
Ведь даже современные компьютерные сети и спутниковая навигация вовсе не гарантируют, что эти ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА сделают управление умным и адаптивным.

Когда говорят об умном адаптивном управлении, то речь идёт о ЗНАНИЯХ, инсталлированных на всех этажах системы управления. Это не только подготовка людей, но и определённая система отбора и ротации кадров, соподчинения и распределения полномочий и ответственности, стимулов и наказаний. Создание эффективной управленческой иерархии - очень сложная задача. Как должны действовать системы сбора и обработки информации, как должна распределяться эта информация по всем этажам иерархии, как приниматься решения, и как осуществляется обратная связь "информация - её оценка - принятие решения - новая информация".

ЗНАНИЕ, которое должно быть внедрено в плоть и кровь умной системы управления, включает не только профессиональные навыки людей - их умное обучение в узком смысле этого слова, но и определённую идеологию, которая должна цементировать систему в одно живое целое. Это должна быть сверхзадача, в которую верят и ради которой люди готовы идти если и не на подвиг, то хотя бы выполнять своё дело на совесть. Умная идеология и умное воспитание - без них нет умного управления.

ЗНАНИЕ включает в себя и знание того, что НЕ НАДО знать. Не всё надо знать, а многое знать бывает даже вредно. То есть информация, поступающая на разные уровни иерархии, должна фильтроваться по определённым критериям. Но это не значит, что умное управление - это манипуляция. Как раз наоборот, необходимо создание условий для активизации инициативы и самостоятельности, но в строго определённых рамках. Больше прав - больше ответственности.

Умная иерархия - очень сложная система и придумать её под силу разве что гению. На практике "умные адаптивные иерархии" вырастают естественным путём. Как результат ежедневной борьбы с трудностями и опасностями. А если ни того, ни другого нет, то иерархии начинают загнивать, превращаться в нечто вроде кланов или мафий. Конкуренция - один из способов поддержания функциональности иерархий. Другой путь - деспотия и умный деспот. Третий путь - самый трудный - ВЗРАЩИВАНИЕ умных иерархий.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: САС-Менеджмент
СообщениеДобавлено: Вт май 04, 2010 1:53 am 
Не в сети
Модератор
Модератор

Зарегистрирован: Сб сен 04, 2004 8:18 pm
Сообщения: 3425
Откуда: Санкт-Петербург
О пользе САС знаний при создании систем гибкого и надёжного управления.

Цитата:
появляется абсолютно новый тип систем: сложные адап­тивные системы (complex adaptive systems) - САС.

Функционирование САС принципиально отличается от функционирования традиционных детерминирован­ных иерархических СУ. Независимые, интеллектуаль­ные, автономные УВВ и управления взаимодействуют, используя механизмы, основанные на правилах (типа "если случилось А, то делать В"). По мере усложнения взаимодействия система реагирует и адаптируется к изменению обстановки и требований. Аналоги генети­ческих алгоритмов устраняют неэффективные операции и стимулируют совершенствование системы.

САС обладают существенными преимуществами за счет уменьшения объема ПО, более простой и быстрой установки, робастных характеристик, значительно большей гибкости и способности обрабатывать сущест­венно большее количество импульсов от УВВ. Традици­онные концепции отказоустойчивости устаревают, по­скольку избыточность реализуется непосредственно на уровне ввода-вывода. САС робастны в силу независимости их работы от отказа в одной или даже в несколь­ких точках. Система приспосабливается к работе в усло­виях подобного отказа. САС может обеспечить значи­тельно более высокие производственные показатели благодаря своим возможностям самоорганизации и из­менения поведения. В ближайшее десятилетие такие си­стемы появятся в области промышленной автоматики и управления.

http://www.support17.com/component/cont ... ?task=view

Можно порадоваться, что в Белоруссии ставятся задачи повышения качества управления с применением современного САС-знания.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: САС-Менеджмент
СообщениеДобавлено: Пн июн 07, 2010 4:13 pm 
Не в сети
Модератор
Модератор

Зарегистрирован: Сб сен 04, 2004 8:18 pm
Сообщения: 3425
Откуда: Санкт-Петербург
Хорошая обзорная статья на тему о том как концепция неравновесных систем может быть использована в экономике и менеджменте.
Robert A. Burgelman
"Prigogine's Theory of the Dynamics of Far-From-Equilibrium Systems Informs the Role of Strategy-Making in Organizational Evolution".
Stanford 2009.

http://d.repec.org/n?u=RePEc:ecl:stabus:2040&r=e

Умное управление несовместимо с коррупцией, откатами, нарушениями законов, распиловкой бабла и т.п. Поэтому объективно ни теория САС ни её применения в управлении не нужны чиновникам, жизнь которых строится на коррупции. Стоит только начать реально применять умное управление - и тут же теневые доходы (рента чиновников) окажутся под угрозой. Видимо в этом и состоит причина, объясняющая, почему новое перспективное направление теории сложных систем (САС) в России упорно игнорируется. Ведь рыбку легче ловить именно в тёмной воде.

Отсюда следует вывод - сами чиновники, если уровень кррумпированности достаточно высок, никогда не начнут и не станут развивать и внедрять САС-Знания ни в экономике ни в управлении. Скорее наоборот - они будут саботировать любые изменения с применением САС-менеджмента. Простой пример - закрытость чиновников от действенного контроля со стороны простых смертных.

Вчера вот по ТВ показывали, как организована система полицейской службы в США. Очень умно всё сделано. Шериф например, получает жалованье, зависящее от уровня преступности в его штате и если уровень выше некоторого порога, его переизбирают. Не справляешься - уходи. Шерифа выбирают сами жители этого штата. Никто его не назначает сверху и он отвечает непосредственно перед своими избирателями, которые в любой момент могут отправить его в отставку. Полицейские взяток не берут. По той простой причине, что работает постоянная обратная связь со стороны самих жителей. Как только поступает сигнал о странных несоразмерных жалованию покупках должностного лица - тут же инициируется расследование. Если выясняется факт вятки, в тюрьму лет на 7 как минимум отправляются оба - и взяточник и взяткодатель. При этом взяточник заносится в чёрный список и до конца своих дней ни одно учреждение его на административную работу не возьмёт. Они после отсидки отправляются подметать улицы и мыть сортиры. Кроме того законы пишутся предельно просто и чётко, чтобы не было возможностей двусмысленного прочтения. Жителей с детства приучают исполнять законы, а поскольку законы защищают интересы простых граждан (а не жирных котов, как в России) то существует уважение как к власти, так и к законам. Брать взятки и нарушать законы становится просто не выгодно. Не только сами граждане постоянно следят за исполнением законов. Пресса систематически освешает все подробности жизни должностных лиц, так что спрятать теневые доходы достаточно сложно, а если вас ловят за руку - то возмездие неминуемо. Кроме тюрьмы взяточников ожидает позор и бедность до конца дней. Никто никаких особых антикоррупционных законов там не пишет. Сама среда, способ её организации, наличие гибкой системы обратных связей, внедрённые воспитанием и поддерживаемые установки соблюдения законов, независимость судов.... Вот что искореняет коррупцию. Ответственность власти перед людьми и действенная возможность для простых граждан отозвать тех, кому они перестали доверять.

Умное управление нельзя просто ввести. Оно вырастает на почве демократизации жизни - в хорошем смысле этого слова. Независимый суд. Реальные выборы должностных лиц. Действенный контроль за чиновниками. Возможность референдумов. Реальная свобода слова, собраний, манифестаций. Свободные СМИ.... Все настоящие демократические институты работают как системы обратной связи, контролирующие исполнение жизненно значимых функций должностными лицами и структурами. Как только функциональность данного лица, органа, структуры начинает падать (начинается процесс перерождения в мафиозную структуру) институты демократии фиксируют опасность и инициируют меры блокировки возникшей угрозы. Система совершенствуется по мере накопления опыта и в разных странах специфична для жителей именно этой страны. Но чтобы система умного управления возникла и начала работать, необходимы институты реальной демократии и процесс воспитания людей в духе уважения к законам, почтения к ИСТОРИИ народа, к его менталитету, почитание ТРУДА как единственного источника благосостояния. В России всё перевёрнуто вверх дном. Поэтому и коррупция повсеместная, что ни один из принципов умного управления здесь не выполняется.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: САС-Менеджмент
СообщениеДобавлено: Вт июн 08, 2010 5:14 pm 
Не в сети
Вычислитель
Вычислитель

Зарегистрирован: Чт июн 01, 2006 3:57 pm
Сообщения: 8600
Цитата:
Вот что искореняет коррупцию. Ответственность власти перед людьми и действенная возможность для простых граждан отозвать тех, кому они перестали доверять.


Вот как-то Солженицын пытался учить, что демократия начинается с подъезда дома, но его оч-ч-чень долго не показывали по телевидению.

Пора понять, что у нас (и у вас) власть политическая, а не демократическая. Политика — это борьба за завоевание, удержание и использование власти тем, кто ее завоевал. Используется же власть, как правило, для личного обогащения, потому что вновь пришедшие во власть первоначально бедны и желают поправить свое материальное положение до уровня олигархов или даже выше. Собственно для этого они туда и идут. Фактически это новые воры в законе. Как и настоящих воров в законе, их даже нельзя критиковать без опасения за свою жизнь.
Во многих европейских странах верхушка власти даже ездит на работу на велосипедах, а то и вовсе ходит пешком. И это правильно.
Но самое смешное в том, что многие наши граждане мыслят так, что если начальник, то должен быть богатым, а мы все - дураками. При таком менталитете ни о каком отзыве людей, попавших во власть, даже невозможно мечтать. Нет примера (может Цюрупа?), когда пришедшие во власть оставались бедны. Даже у Я. Свердлова в сейфе после его смерти нашли целые сокровища. Ну, может еще Сталин. Но он был уверен, что останется при власти до самой смерти, и поэтому не копил бриллианты под подушкой или в трехлитровых банках.

_________________
Здоровая нация не ощущает своей национальности, как здоровый человек не ощущает, что у него есть кости.
Джордж Бернард Шоу


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: САС-Менеджмент
СообщениеДобавлено: Чт июн 24, 2010 8:10 pm 
Не в сети
Модератор
Модератор

Зарегистрирован: Сб сен 04, 2004 8:18 pm
Сообщения: 3425
Откуда: Санкт-Петербург
Национальная политика с точки зрения САС-менеджмента.

Знание законов развития "сложных адаптивных систем" (САС) особенно важно для проведения грамотной национальной политики - выстраивания отношений с ближними и дальними соседями. Это прекрасно понимают в США. Например, Watson Institute of International Studies поддерживает тесные контакты с центром изучения САС - Santa Fe Institute.

Прежде чем принимать какое-либо решение, правительство США просчитывает все возможные последствия своих инициатив. И это действительно строгий продуманный расчёт всех плюсов и минусов. Привлекаются эксперты, которые резюмируют расчёты исследовательских центров. А сами центры выполняют основную работу - на специальных программах виртуальной реальности они моделируют ход развития событий после принятия данной инициативы. И когда то или иное влиятельное лицо озвучивает какие-то важные шаги, то как правило, это уже итог кропотливой предварительной работы интеллектуалов.

Но в России "всё не так ребята", как пел Володя Высоцкий. В постсоветской России инициативы в области международных и национальных отношений, похоже, вообще никем не просчитываются. Такое впечатление, что решения принимаются часто исходя из узких клановых интересов олигархических группировок.

О необходимости учёта знаний из области САС - статья Михаила Старшинова:
http://zavtra.ru/cgi//veil//data/zavtra/10/866/22.html

Цитата:
Есть такая наука – общая теория систем (ОТС). Эта наука указывает на один из интересных парадоксов системного кризиса: если игнорировать, не обращать внимания на постоянно усложняющуюся систему реальных и актуальных проблем, то, пытаясь решить одну из них, обязательно столкнешься с критическим обострением нескольких других.

В результате вместо нужного решения на выходе мы можем получить неожиданное ухудшение ситуации. В полном соответствии с известной формулой: "Хотели как лучше, а получилось как всегда".

По мере развития системного кризиса сначала в Советском Союзе, а затем и в России, ситуация на Северном Кавказе подспудно осложнялась более быстрыми темпами, чем в целом по стране.


"Неожиданные свойства" в теории САС называют "эмерджентными". Они являются агрегированным и (чаще всего) непредсказуемым заранее результатом взаимодействия агентов системы. Развитие приводит к увеличению "сложности" (complexity) системы. За счёт повышения "сложности" система способна становится ставить и реализовать более сложные задачи. Но рост "сложности", если он не контролируется САС-Знанием, ведёт к росту неустойчивости (снижению устойчивости) системы. Если увеличение "сложности" системы опережает процесс инсталляции САС-Знания, систему ждёт катастрофа реконфигурации. Это может быть революция, или просто хаос, какой создался в ряде африканских государств, а теперь вот и в Киргизии. Пренебрежение Знанием всегда ведёт к трагическим последствиям - и в истории множество примеров гибели империй, возглавляемых НЕ-умными и НЕ-дальновидными правителями.

Для России же с её многонациональным населением проблема грамотно выстроенной национальной политики - вопрос жизни и смерти.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: САС-Менеджмент
СообщениеДобавлено: Пт июл 23, 2010 2:02 pm 
Не в сети
Модератор
Модератор

Зарегистрирован: Сб сен 04, 2004 8:18 pm
Сообщения: 3425
Откуда: Санкт-Петербург
Проект "Сколково" - утопия или реальность?

Многие эксперты высказывают опасения, что Сколково станет своего рода офшорной зоной, регистрация в которой позволит фирмам уходить от налогов и вздутых арендных отчислений. Планируемые ограничения от вмешательства чиновников и минимум надзора обеспечит фирмам льготные условия. Эксперты указывают также, что в условиях современной коррупции сам "вход" внутрь Сколковского пространства будет, скорее всего, возможен лишь для фирм, способных и готовых поделиться этими "льготами" с чиновничеством, которое сторожит дверь "входа".
=================================================================================================

Заявленная авторами проекта "Сколково" задача - создание центра инноваций - очень сложна, если пытаться анализировать её, опираясь на принципы САС.

1) Первое, что удивляет в этом проекте, - непонятно по каким принципам сформулирован перечень задач: нанотехнологии, информационные технологии,... . Создаётся впечатление, что просто взяли наугад модные СЕЙЧАС течения. Хотя логичнее было бы взять течения, за которыми БУДУЩЕЕ. Уже здесь - на стадии формулировки задач проекта - множество проблем: как выбрать перспективные направления, течения, за которыми будущее? Может быть в будущем главную роль будут играть не только перечисленные, но какие-то иные направления, которые могут не вписаться в эту схему.

2) Второе, что вызывает ещё большее удивление - это выбор места, где собираются построить это чудо. Почему именно Сколково, а не какое-либо другое место?
Во-первых, если действительно ставится задача создания инновационного центра, то, чтобы минимизировать плату за "вход" в него, его следовало бы строить подальше от Москвы и Питера.
Во-вторых, чтобы уменьшить расходы на строительство, такой центр логично было бы создавать на территории одного из существующих наукоградов.

3) Удивляет система управления проектом. Чтобы проект заработал, а не стал ещё одной "пилорамой", необходим тщательный поштучный отбор руководителей и умная система управления.
"Силиконовая долина", о которой так часто вспоминают, - это ведь не только здания и бренды, но прежде всего очень УМНО выстроенная система отбора и стимуляции кадров к работе. От эффективности подбора, оценки, стимулирования и ротации кадров на 90% зависит успех проекта. Это пожалуй самый важный вопрос - каким способом, кто и на основе каких критериев будет осуществлять выбор тем и подбор команд. Поскольку заявлена большая наука с применением её на практике - то решить эту сложнейшую задачу можно лишь привлекая контингент учёных к этой работе. Администраторы и бизнесмены должны обеспечивать решение задач - финансирование выбранных тем и поиск/создание рынков для реализации будущих новых разработок.

4) Тут мы подходим к ещё одной проблеме - а есть ли такие рынки на территории нашей страны? Рынки, которые способны будут поглощать наукоёмкую продукцию, созданную в Сколково. Не ставим ли мы телегу впереди лошади? Если посмотреть на судьбу многих УЖЕ СОЗДАННЫХ новшеств в постсоветской России, на то, как они никому здесь и даром не нужны и которые за дешёво или даже бесплатно уплывают за границу - то ясно, что проект Сколково, даже если он заработает, скорее всего, будет работать на рынки западных стран в первую очередь. Силиконовая долина выросла на волне постоянно растущего спроса на новшества со стороны бурно растущего рынка США. Потребность в новшествах породила феномен Силиконовой долины. В России же ситуация диаметрально противоположна.

Когда страна развивается и потенциал её крепнет - естественным результатом становится появление инновационных центров (инкубаторов новых технологий). Спрос на инновации предшествует созданию таких центров и стимулирует их рождение и рост.

Когда страна деградирует, спрос на инновации постоянно сужается. Технически-сложные комплексы расчленяются на куски с последующей утратой исходной функциональности и потерей синэргетического эффекта. Проще говоря, когда страна деградирует, происходит массовый отказ от сложных технологий и устройств, переход к более примитивным формам производства. По этой причине все постсоветские годы мы наблюдаем, как гибнет наша высокотехнологичная промышленность, фабрики и заводы превращаются в ярмарки, склады и казино. По этой причине доля сырьевого сектора постоянно растёт, а доля высокотехнологичных отраслей падает. Россия деградирует. Все признаки этого налицо. Уже и политическая система напоминает феодальную иерархию. Де факто в нашей пост-индустриальной державе есть уже зачатки всех ДО-индустриальных экономических систем: рабство и крепостная зависимость, дань и абсолютное бесправие, цинизм и монополизм, есть свои бояре и холопы. Россия деградирует, а не развивается - вот что следует понять прежде всего и это является самой главной проблемой, а вовсе не высокие технологии.

Как сломать, остановить опасный тренд деградации России?
Возможно ли это сделать средствами существующей политической власти и, если возможно, то как? - именно эти вопросы следовало бы поставить на первое место и, начав с этого, разматывать постепенно виток проблем, накопившихся за годы. Если Россия начнёт развиваться - то и потребность в новшествах появится, и тогда сами бизнесмены начнут активно вкладываться в создание таких инновационных центров. Лошадь надо поставить впереди телеги - тогда и проект Сколково заработает.

Для реализации заявленной идеи "Сколково" необходимо повернуться на 180 градусов и встать лицом к лицу с накопившимися в стране проблемами - лицом к лицу с народом. Спросить простых тружеников (крестьян, фермеров, рабочих, учителей, врачей, учёных, честных предпринимателей, ...) - что Вам мешает жить? Почему Вы вымираете? Почему не хотите рожать детей? Почему Вы спиваетесь? Что Вас не устраивает? Что бы Вы сами изменили и как, если бы это от Вас зависело?

Нужна обратная связь с широкими народными массами. Нужна РЕАЛЬНАЯ демократия, чтобы простые граждане, телеведущие и журналисты могли бы вскрывать противоречия и проблемы, не давая им разрастаться в раковые опухоли. Нужна реальная система контроля со стороны народа за чиновничеством. По нашей Конституции сувереном (настоящим главой и хозяином страны) является народ. Народ нанимает чиновников, чтобы они выполняли волю народа - волю крестьян, рабочих, интеллигенции... ТАК оно должно быть по Конституции. Но фактически этого нет.

Только реально-действующая обратная связь сможет выявить лиц, использующих власть и должность для своего обогащения. Можно ли такую систему обратной связи создать? Можно, используя "информационные технологии".

САМЫМ ПЕРВЫМ Сколковским проектом следовало бы сделать проект создания эффективной системы обратной связи с народом. Такой проект принёс бы стране огромную экономию, выявив по всей цепочке с самого низа до самого верха тех, кто не достоин занимаемых должностей. Взяточники, попав под такой контроль либо поумерили бы свои аппетиты, либо, пойманные за руку, лишились бы своих мест. Не-профессионалы, попавшие на должности по протекции или за взятки, должны были бы искать себе другие места работы.

Честных людей в России много, но и жуликов и прохвостов, к сожалению, предостаточно - ещё Гоголь подметил . Система обратной связи могла бы идентифицировать людей, нечистых на руку, и заменять их людьми честными и болеющими за порученное им дело. Кроме снижения объёма взяток, такая система контроля снизу привела бы к оздоровлению взаимоотношений в обществе. Существующая сейчас вертикаль власти, очевидно, не эффективна и работает только за солидное вознаграждение (коррупционная рента). Эту вертикаль невозможно оздоровить, меняя её состав поштучными назначениями сверху. Необходимо подключить контроль снизу, идущий со стороны простых людей, которые каждодневно могут воочию лицезреть, как радеет об их интересах тот или иной чиновник. Сверху всего разглядеть, учесть и успеть невозможно. Функции по контролю и оценке деятельности чиновников должны в первую очередь выполнять сами граждане, которые живут под руководством этого чиновника, видят его жизнь вблизи и испытывают на себе последствия его правления.

==================================================================================================

Как технически можно было бы реализовать такой проект создания информационной системы "обратная связь"? Во-первых, необходима программа ликвидация интернет-безграмотности - особенно в глубинке: деревнях, небольших посёлках и городках. Во-вторых, необходима разветвлённая сеть бесплатного доступа всех граждан к информационной системе "обратная связь" - подобно той, что сейчас уже в разных вариантах есть и в налоговой службе и в банковской системе. Сейчас любая уважающая себя крупная структура имеет систему обратной связи в виде сайта.

Информационная система "Обратная связь"
должна давать гражданам возможность: 1) Узнать, как живёт любой интересующий гражданина чиновник - какая у него собственность, сколько он получает и сколько тратит, какие полезные дела он совершил за тот или иной период, что обещал, когда его выбирали и что он реально делает... 2) Отреагировать определённым образом на деятельность чиновника - проставить ему "оценку". Понятно, что объективность такой "оценки" должна быть скорректирована, с поправкой на возможный субъективизм оценщика. У каждого гражданина должен быть свой уникальный идентификационный пароль входа в систему и свой уникальный статус, в котором отражены факторы социального статуса и особенностей личности. Понятно, что оценка людей, психически не здоровых, или страдающих болезнями алкоголизма, наркомании... должна быть существенно скорректирована. Другой пример - простой крестьянин, ежедневно сталкивающийся по работе с определённым чиновником, может оценить его деятельность гораздо более объективно, чем даже самый умный профессор, который этого чиновника и в глаза не видел. Третий пример - оценка конкурирующих структур, рвущихся к власти и не брезгающих самым откровенным враньём, опять же должна быть скорректирована в сторону понижения. Случаев может быть много и только реальная практика применения системы "контроль снизу" может дать много новых правил корректировки выставляемых оценок.

Как принимаются решения. Каждый чиновник после своего вступления в должность становится публичной фигурой. На него заводится страничка в системе, которая аккумулирует информацию о народном избраннике - где живёт, сколько тратит, что делает, куда ездит, как работает... На этой страничке есть раздел, где простые граждане могут оставлять свои комментарии и выставлять оценки. Система периодически обрабатывает накопленную информацию (с учётом коррекции выставленных оценок) и выносит суммарный балл, который является одним из важных критериев оценки соответствия (пригодности) данного чиновника занимаемой им должности. Помимо оценок "снизу", создаётся по аналогичному принципу комбинированная оценка "сверху". Далее возможны разные варианты решений - перемещение, отстранение от должности,...

Создать такую систему можно. Её можно было бы применять и в самом Сколково или (для начала) в каких-то отдельных проблемных (коррумпированных) регионах. Многоуровневые сетевые структуры (ТНК, например) также могли бы получать существенную экономию и повышать эффективность своего управления, используя такую систему "обратная связь".

Системы такого типа относятся к системам искусственного интеллекта нового поколения. Они не имеют раз и навсегда заготовленных алгоритмов обработки информации, но сами эти алгоритмы постоянно меняются в соответствии в накапливаемым опытом и использованием новой информации о принципах устройства и работы Сложных Адаптивных Систем (САС). Это - технологии нового технологического уклада, в которых пока ещё ни одна из стран не является лидером. Потенциальная экономия от внедрения таких систем колоссальна. Система "обратная связь" бъёт по коррупции в любой крупной структуре, где она внедрена. Второй выигрыш - это использование возможностей этой системы для оптимизации работы структур - изменению их сетевого древа, правильного рассредоточения функций между звеньями, уровнями и модулями, снижения издержек принятия решений....
===================================================================================================

Подводя итог.
1) Проект "Сколково" может стать реальностью, если он будет развиваться параллельно с глубокими качественными изменениями во всей стране. Залогом успеха этого проекта является способность нынешней власти остановить катастрофу медленной деградации страны.
2) Проект "Сколково" может стать инкубатором новых технологий искусственного интеллекта, которые могут принести большой экономический эффект и сделать Россию одним из лидеров. Но для этого необходимо УМНОЕ управление - глубокий системный анализ приоритетов, умная система подбора кадров и оценки проектов.
3) Успех проекта "Сколково" чувствительным образом зависит от начальных условий - от того, кто, как, на основе каких критериев будет принимать основные решения. Очень важно, чтобы на самом верху этого проекта оказались бы профессионалы, способные заглядывать в будущее, люди честные, идеологически НЕ зашоренные и системно мыслящие,...
4) Есть два пути развития проекта "Сколково".
Первый путь - это создание технологий, для которых в России просто нет рынка. То есть - работа на Запад. Возможно слепое копирование (слабая переработка) уже созданных технологий либо создание оригинальных собственных новшеств в расчёте на западные рынки. Такой путь развития не решает проблем России. Просто дополнительно к продаже нефти и газа, будут продавать ещё и новшества, но от этого народ не станет богаче, как не становится он богаче от продажи наших природных ресурсов.
Второй путь (вероятность небольшая) - развитие Сколково, как процесс удовлетворения спроса на новшества со стороны российского рынка. Этот путь предполагает изменение тренда развития всей страны (остановка деградации). Плюс - умное управление командой профессионалов. Очень сложно сделать, хотя шанс есть, и если бы это удалось, то Россия действительно могла бы стать мировым лидером. Но слишком узкое окно. Всё должно быть так отобрано и сочленено между собой, что требует большого искусства. Это как слепому попасть в ушко иголки - большим Мастером надо быть, чтобы не промахнуться.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ Сообщений: 22 ]  На страницу Пред.  1, 2

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron






Powered by phpBB2
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB