ЗАДНИМ ЧИСЛОМ«Дефицит Пенсионного фонда РФ в 2016 году вырастет до 1,6 трлн рублей»МОСКВА, 9 Ноября 2015, 16:26 — REGNUM
Минтруд РФ заявил о снижении реальной заработной платы в 2015 году на 9%. По неофициальным данным, цифра колеблется в диапазоне от 15 до 25%. Следствием подобных изменений становится сужение базы по взносам в ПФР. Таким образом, дефицит Пенсионного фонда России, который в 2016 г. вырастет до 1,6 трлн рублей, — следствие кризиса и вызван сокращением совокупного фонда оплаты труда россиян, возвратом к зарплатам в «конвертах» и уменьшением объема страховых взносов работодателей. Об этом заявила доцент кафедры управления рисками, страхования и ценных бумаг РЭУ им. Г. В. Плеханова
Юлия Финогенова, комментируя корреспонденту ИА REGNUM сложившуюся ситуацию в Пенсионном фонде РФ.
Размер собираемых ПФР страховых взносов зависит преимущественно от таких параметров, как количество официально занятых в экономике, с фонда оплаты труда которых уплачиваются страховые взносы, и размера зарплат. И с первым, и со вторым параметром в нашей стране наблюдается ряд проблем.
Так, учитывая специфику российской экономики, работодатели совсем не платят взносы за 11,8 млн человек. Более того, до конца 2015 года прогнозируется и рост числа безработных до 1,6 млн человек. Если исходить из того, что численность экономически активного населения составляет порядка 75 млн человек., то за каждого пятого взносы не уплачиваются. Кроме того, не до конца ясна картина и со взносами индивидуальных предпринимателей, чье количество сейчас составляет около 3,5 млн человек. Размер страховых тарифов на фоне снижения экономической активности не стимулируют их показывать реальный размер доходов. Так, в 2015 году фиксированные взносы в ПФР для предпринимателей выросли в связи с тем, что с этого года выросла величина МРОТ (5965 руб). При уровне годового дохода свыше 300 тыс. руб. размер страховых взносов в ПФР может доходить до 148 тыс. 886 руб.
В настоящее время в условиях дефицита средств ПРФ и роста его обязательств перед текущими пенсионерами все чаще поднимется вопрос об эффективности накопительной пенсионной системы в РФ.
Первый аргумент за отмену накопительной системы — временное улучшение баланса ПФР, в частности ликвидация его дефицита, а также уменьшение бюджетного трансферта. Так, 6%, идущие в накопительную систему, отвлекают средства из страховой распределительной системы.
Реальность же такова, что объем средств в обязательной накопительной системе на 1 июля 2015 г. составлял 3,6 трлн руб., из них 1,7 трлн руб. — в негосударственных пенсионных фондах. Накопительная пенсия формируется у 28 млн человек. Следовательно, ликвидация уже имеющихся обязательных накоплений приведет к разрушению рынка негосударственных пенсионных фондов и стимулированию финансового инфантилизма населения.
За 13 лет функционирования накопительной пенсионной системы более трети застрахованных лиц выбрали НПФ, а объем пенсионных накоплений отрасли достиг 2,4% от ВВП. На 30 июня 2015 года в НПФ формировали свои накопления 28,1 млн человек или 35% от всех застрахованных лиц. С конца 2005 года средний счет застрахованных лиц в НПФ увеличился с 3,3 до 60,8 тыс. рублей.
При отказе от накопительной системы возможно ухудшение сбалансированности пенсионной системы в перспективе: распределительный компонент не захеджирован накопительным. Возможно усиление риска политических кризисов: накопление «прав на пенсию» вместо денег может привести к протестам в будущем.
С инвестиционной точки зрения, уменьшение притока средств к управляющим компаниям, которые распоряжаются активами НПФ, приведёт к сокращению инвестиционного ресурса на фондовом рынке и ликвидации возможного «амортизатора» санкций.
Звучат также мнения о том, что для работников со средним и высоким уровнем дохода нынешняя система не привлекательна: их пенсия составит не более 10−15% от уровня зарплаты.
Действительно, в том виде, в котором сегодня существует накопительный компонент, никто много не накопит. Работники с высокими доходами — из-за предельного ограничения доходов, попадающих под страховые взносы. Отчисления в ПФР в 2015 г. с размера превышения годового ФОТ в 711 тыс. руб. — только 10%. Работники с низкими доходами — из-за незначительности накопительной части по причине низких зарплат. Если проанализировать распределение общей суммы средств, направленных на оплату труда, и среднюю заработную плату по 10-процентным (децильным) группам работников организаций за апрель 2015 года, то можно увидеть, что 68% работников, согласно официальным данным Росстата, в России получают зарплату менее 52 тыс. руб. в месяц. Это говорит о назревшей своевременности налогового стимулирования участия в добровольных программах пенсионного страхования для граждан. Ведь социальный налоговый вычет сейчас дается на сумму, в совокупности не превышающую 120 тыс. руб. за налоговый период, соответственно максимальный размер возвращаемой суммы всего 15 тыс. 600 рублей в год.
Кроме того, доходность по пенсионным накоплениям в НПФ и управляющих компаниях зачастую оказывается ниже инфляции. И это серьезная проблема. Так, если проанализировать среднюю годовую доходность пенсионных накоплений в ВЭБ и НПФ, то сравнение не в пользу последних.
Следовательно, помимо госгарантий на сохранность пенсионных накоплений, нужны еще гарантии в отношении минимальной доходности, а также развитие специальных инструментов фондового рынка, предназначенных для пенсионной системы, например, инфраструктурных облигаций. Реформа 2013 года, предусматривающая государственное гарантирование сохранности пенсионных накоплений, акционирование НПФ и расширяющая инвестиционный горизонт для НПФ до 5 лет, позволит им добиться в будущем большей доходности, чем в предыдущие годы.
«К 15 декабря 2015 года правительство и Банк России должны подготовить предложения о направлении средств НПФ на долгосрочные инвестпроекты, в том числе в АПК. Преимуществом НПФ является то, что они способны «держать» ценные бумаги, а получая пенсионные взносы, инвестировать даже тогда, когда остальные инвесторы предпочитают этого не делать. Благодаря этому НПФ будет способствовать стабилизации финансового рынка, снижая его волатильность и риски для всех его участников», — резюмировала эксперт.
Справка:
Поступления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2014 г. составили 3 трлн 694 млрд руб., а за I полугодие 2015 г. ПФР обеспечил поступление страховых в размере 1 трлн 840 млрд рублей (темп прироста 4,9% к I полугодию 2014 г.; 45,9% от годового прогнозного показателя).
Подробности:
https://regnum.ru/news/economy/2007876.html Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА REGNUM.
Дефицит бюджета Пенсионного фонда — мифГлава Пенсионного фонда РФ Антон Дроздов — о том, чего ждать пенсионерам в 2017 году
Читайте далее:
http://izvestia.ru/news/651736#ixzz4VvtmMBdnВ декабре Федеральное собрание РФ принимает бюджет Пенсионного фонда России на 2017 год и плановый период 2018–2019 годов. Для Пенсионного фонда бюджет — главный финансовый документ, определяющий расходы на пенсии, социальные выплаты и источники их финансирования, а для пенсионеров и получателей социальных выплат — это гарантия пенсионного и социального обеспечения.
9 декабря Государственная дума приняла бюджет ПФР в третьем чтении, и это означает, что параметры бюджета уже не поменяются. Можно с уверенностью говорить о том, что будет в 2017 году с пенсиями и социальными выплатами, которые Пенсионный фонд России ежемесячно платит более чем 43 млн граждан.
Сразу хочу сказать, что все разговоры о дефиците бюджета Пенсионного фонда России — миф. Расходы бюджета в полном объеме обеспечены доходами. Доходы бюджета ПФР — страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, которые платят работодатели, самозанятые граждане, и трансферты из федерального бюджета на финансирование пенсий и социальных выплат. Трансферты из федерального бюджета обеспечивают либо финансирование государственных обязательств по выплате социальных пенсий, материнского капитала и социальных пособий, либо финансирование льгот, данных государством страхователям и некоторым категориям граждан, в системе обязательного пенсионного страхования.
Таким образом, каждый вид расходов в бюджете ПФР имеет учтенный в бюджете источник финансирования. Это означает, что в 2017 году, как и в предыдущие годы, все пенсии и социальные пособия будут выплачиваться в срок и в полном объеме.
Главной хорошей новостью для пенсионеров является решение о возврате к индексации страховых пенсий в 2017 году на уровень фактической инфляции. Это очень важно, потому что в этом году впервые за долгие годы бюджетные ограничения из-за сложившейся экономической ситуации позволили провести только целевую индексацию пенсий в 4%.
При этом, чтобы компенсировать пенсионерам рост потребительских цен за 2016 год, было принято решение о единовременной выплате 5 тыс. рублей. Несмотря на жесткую экономию бюджетных средств, правительство мобилизовало финансовые ресурсы, и пенсионеры, которые проживают на территории России, уже в январе 2017 года получат по 5 тыс. рублей. Только на эту выплату в бюджете ПФР заложено 221,7 млрд рублей. Для многих пенсионеров единовременная выплата компенсирует даже больше, чем полная индексация, не говоря уже о работающих пенсионерах, на чьи пенсии с 2016 года индексация не распространяется.
А вот получателям пенсий по государственному пенсионному обеспечению, в том числе социальных, пенсии индексируются независимо от факта работы пенсионера. Социальные пенсии также будут индексироваться в апреле 2017 года по нормам базового пенсионного законодательства, то есть на индекс роста прожиточного минимума пенсионера за предшествующий год.
В результате запланированных индексаций средний размер страховой пенсии по старости в 2017 году составит 13,7 тыс. рублей, а средний размер социальной пенсии составит 8,8 тыс. рублей при уровне прожиточного минимума пенсионера в России 8854 рубля.
Но даже если ежемесячный доход неработающего пенсионера, включая пенсию, ниже уровня прожиточного минимума пенсионера в субъекте его проживания, то Пенсионный фонд России или регион, как все семь предшествующих лет, будет производить социальную доплату к пенсии. Несмотря на то что в 2017 году в 17 субъектах РФ прожиточный минимум пенсионера установлен ниже уровня 2016 года, материальное обеспечение неработающего пенсионера, получающего федеральную социальную доплату к пенсии, останется на прежнем уровне.
То есть, если в регионе прожиточный минимум пенсионера на 2017 год устанавливается ниже уровня 2016 года, то федеральная социальная доплата к пенсии неработающего пенсионера будет выплачиваться исходя из ПМП 2016 года — более высокого. На выплату федеральной социальной доплаты к пенсии в бюджете ПФР на 2017 год заложено 109,6 млрд рублей, что на 8,5 млрд рублей больше, чем в 2016 году.
В 2017 году увеличение страховых пенсий произойдет в феврале на индекс роста потребительских цен. Его прогнозное значение — 5,8%, точную цифру мы получим в январе 2017 года от Росстата. У работающих пенсионеров будет повышение страховых пенсий в августе 2017 года на сумму в пределах трех пенсионных баллов, а вот норма неиндексации страховых пенсий в феврале является постоянно действующей. Когда пенсионер завершает трудовую деятельность, Пенсионный фонд России проводит индексацию его страховой пенсии на все пропущенные индексации. На практике означает, что, если пенсионер работал весь 2016 год и, к примеру, половину 2017 года, то его пенсия сначала будет увеличена на 4% индексации 2016 года, а потом на 5,8% индексации 2017 года.
Что касается работающих граждан 1967 года рождения и моложе, то в 2017 году, как и в три предшествующих, у них будут формироваться пенсионные права на страховую пенсию в максимальном размере за счет направления всех страховых взносов только на страховую пенсию без отвлечения их на формирование пенсионных накоплений. То есть пенсионные права формируются в полном объеме за счет начисления пенсионных баллов гражданам в повышенном значении. При этом важно отметить, что страховая пенсия является основной в системе обязательного пенсионного страхования, ее ежегодная индексация на уровень инфляции гарантирована законом.
Кроме пенсий ПФР выплачивает гражданам ряд социальных выплат. Самая массовая из них — это единовременная денежная выплата, которая ежемесячно выплачивается всем федеральным льготникам. К федеральным льготникам прежде всего относятся все инвалиды, ветераны боевых действий, чернобыльцы — всего почти 16 млн россиян. В 2017 году размеры ЕДВ федеральных льготников будут увеличены, так же как и страховые пенсии — на уровень фактической инфляции (ориентировочно на 5,8%). В бюджете ПФР на эти цели заложено более 452 млрд рублей. Другой важной социальной программой, которую ведет ПФР, является программа материнского капитала. В 2017 году его размер останется на прежнем уровне — 453 026 рублей. Важно, что в 2016 году принято важное решение продлить программу материнского капитала до конца 2018 года с сохранением всех условий его получения. Семья, которая усыновит второго ребенка или в которой родится второй ребенок, получит право на материнский семейный капитал.
Эта программа хорошо себя зарекомендовала в обществе и вносит существенный вклад в улучшение демографической ситуации, стимулируя семьи на рождение второго ребенка. При этом реализация программы материнского (семейного) капитала влечет за собой значительные затраты государства. Только в бюджет ПФР на 2017 год заложено более 330 млрд рублей.
В целом в 2017 году на более чем 327 млрд рублей увеличатся расходы ПФР только на выплату пенсий, а расходы на социальные выплаты, которые администрирует ПФР, увеличатся более чем на 262 млрд рублей. Эти цифры свидетельствуют о том, что выполнение социальных и пенсионных обязательств является безусловным приоритетом государства.
Автор — глава Пенсионного фонда РФ
Если верить Антону Дроздову, то Бойко врет насчет того, что его «алгоритм» ликвидирует дефицит Пенсионного фонда РФ. Нет, оно, конечно можно ликвидировать то, чего уже нет. А в действительности при снижении ставок собираемых налогов и взносов (требование кривой Лаффера, на которую молится Бойко) дефицит ПФ только возрастет, как это произошло в Украине.