Много Вас таких , кто надеялся пожить при коммунизме и попользоваться всеми его благами. Я надеялся, что удастся внести заметный вклад в его создание, а главное благо для коммуниста это возможность творческого труда в любом нужном людям деле.
Что касается социализма, то я по этому вопросу подробно изложил свое мнение на всех коммунистических сайтах и в своих блогах. На случай если Вы с ними не знакомы приведу перепечатку одного из текстов.
Госкапитализм и госсоциализм
Опубликовано 25.07.2014
Государственный капитализм
Государственный капитализм — комплекс государственных мероприятий, направленных на ускорение экономического развития страны. Сущность Государственного капитализма определяется классовой природой государства, конкретной исторической обстановкой и спецификой экономики тех или иных стран.
Рост государственной собственности на средства производства, а также мероприятия буржуазного государства в области рабочего законодательства и социального страхования послужили поводом для утверждений некоторых буржуазных экономистово мирном превращении капитализма в социализм Ф. Энгельс, резко критиковавший несостоятельность подобных взглядов, писал: “Это чисто корыстная, манчестерски-буржуазная фальсификация называть «социализмом» всякое вмешательство государства в свободную конкуренцию — покровительственные пошлины, гильдии, табачную монополию, огосударствление отдельных отраслей промышленности, Мы должны подвергать это критике, а не принимать на веру» Вместе с тем Энгельс всегда подчёркивал двойственную природу государственной капиталистической собственности. Государственная собственность при капитализме не разрешает конфликта между производительными силами и производственными отношениями, но «…она содержит в себе формальное средство, возможность его разрешения». Во-первых, она доказывает возможность ведения производства без капиталистов, во-вторых, при переходе власти в руки рабочего класса она автоматически превращается в социалистическую собственность. Энгельс указывал, что передача промышленных и коммерческих функций в руки государства может иметь прогрессивный характер, это — шаг вперёд к коммунизму
Государственный капитализм качественно отличен от государственно-монополистического капитализма . Если первый возникает на ранних стадиях, то последний является результатом высшей стадии развития капитализма. Если в основе первого лежит недостаточность частнокапиталистического накопления, то базой второго являются концентрация производства и господство монополий, свидетельствующие об огромном накоплении капитала. Если в первом случае государственное вмешательство в экономику осуществляется эпизодически, то во втором оно приобретает постоянный и систематический характер с целью сохранения перезрелого капитализма в условиях его общего кризиса.
В развивающихся странах Государственный капитализм — создание государственных предприятий и учреждений в сфере экономики, а также система экономических мероприятий, направлена на регулирование частного национального и иностранного предпринимательства, воспроизводства рабочей силы, финансирования и кредитования важнейших объектов общегосударственного значения. В странах, достигших независимости в результате краха колониальной системы империализма, Государственный капитализм — важнейшее средство активного вмешательства государства в экономику, орудие перестройки хозяйственной структуры, сложившейся в период колониальной или полуколониальной зависимости. Побудительным мотивом этого вмешательства в экономику является стремление форсировать хозяйственное развитие отсталых стран, ослабить их экономическую и политическую зависимость от мировой капиталистической системы. Известное значение для ряда развивающихся стран имеет и слабость частного национального капитала, который не в состоянии обеспечить финансирование строительства дорогостоящих объектов с длительным циклом освоения.
Создание и расширение государственного сектора становится в одной из характерных черт экономического развития большинства стран Азии, Африки и Латинской Америки независимо от политической ориентации правительств этих стран. Однако характер развития, экономическое значение и социальные последствия роста государственного сектора резко различаются в зависимости от того, кому принадлежит власть и каковы социальные устремления господствующих сил общества.. Усиление позиций государства в решающих отраслях народного хозяйства (энергетика, крупная промышленность, внешняя торговля, финансы и кредит) способствует созданию независимой экономики и решению сложных социальных проблем. В странах, где экономическую политику государства определяет крупная национальная буржуазия, развитие государственного сектора нередко ограничивается теми отраслями и предприятиями, которые способствуют росту частного предпринимательства в более прибыльных отраслях производства. Формирование государственного сектора в развивающихся странах происходит различными путями. В ряде стран он создавался первоначально за счёт тех предприятий и учреждений, которые остались от колониальных властей. Объём такой собственности обычно невелик, поскольку колонизаторы не строили крупных предприятий. В других странах государственный сектор создавался путём национализации иностранных и отечественных компаний. В некоторых странах после завоевания независимости была частично национализирована собственность только иностранных владельцев.
Основным методом расширения государственного сектора является новое строительство, осуществляемое обычно на основе национальных программ развития. Именно на этой базе развивается и крепнет государственный сектор в ряде развивающихся стран.
Особое значение для развивающихся стран имеет введение полной или хотя бы частичной монополии внешней торговли, а также укрепление позиций государства в сфере банковского дела и кредита. Подобные государственные мероприятия позволяют концентрировать доходы страны для нужд национального развития, способствуют решению проблемы накопления. Рост государственного сектора позволяет вовлекать избыточное трудоспособное население деревни в промышленность, транспорт, сферу обслуживания, расширяет ёмкость внутреннего рынка, способствует повышению жизненного уровня населения.
Значение Государственного капитализма в экономике развивающихся стран определяется и тем, что рост государственной, общенациональной собственности и расширение государственного вмешательства в экономику способствуют осуществлению национальной программы развития на основе перспективных планов. Реальность этих планов находится в прямой зависимости от размеров и структуры государственного сектора, от объёма и распределения государственных инвестиций, от последовательности в проведении мер по государственному регулированию экономических процессов, протекающих в стране.
Идеологи современного капитализма пытаются доказать, будто бы капитализм в результате государственных воздействия претерпел столь коренные изменения, что перестал быть капитализмом, это уже «капитализм без капиталистов», «исправленный капитализм», что «капитализм твердолобого типа умер . В ходу также теория, утверждающая, что современный экономический строй капиталистического запада — это смешанная экономика, т. е. сочетание олигополии, свободной конкуренции и активного государственного вмешательства, согласованная экономика. Широкое распространение получает теория конвергенции согласно которой социализм и капитализм вследствие якобы возрастающего приспособления к одинаковым условиям существования приближаются друг к другу, с тем, чтобы сойтись в одной точке. На позициях буржуазии стоят и реформисты с их утверждением о «коренных изменениях» в структуре капитализма: Государственный капитализм — это «почти социализм», современный капитализм в связи с национализацией отдельных отраслей промышленности и государственном регулированием других достигает социалистических целей и перерастает в социализм». Ещё В. И. Ленин критиковал подобные утверждения, как необоснованные, ошибочные, искажающие существо Государственного капитализма Эти теории отражают новые явления, возникшие в результате государственного вмешательства в экономику. Но они игнорируют тот факт, что в общей системе капиталистического способа производства не произошло никаких принципиальных изменений.
Рубрика: Без рубрики
Опубликовано 25.07.2014
Государственный социализм
Мало того что нет строгого определения этого термина, к тому же отсутствует единое негласное его толкование. Попытаемся восполнить эти недостатки.
Из известной литературы видно, что под этим термином подразумеваются, по крайней мере, две различные формации.
1 Об одной из них ведутся разговоры в течении 150 лет Условно назовем это государственно-монополистическим социализмом. Рост государственной собственности, позволил увеличить влияние государственных органов на экономическую жизнь в стране. Государственные органы заинтересованы не только в росте прибыли хозяев средств производства, но и в повышении качества производительных сил, в частности, рабочей силы.
Поэтому непосредственно, а также законодательным путем осуществляются ряд социальных, а иногда даже социалистических, мероприятий, улучшающих условия жизни трудящихся. Цель — подготовить рабочую силу к техническому прогрессу и повышению производительности труда. Эта система социальной поддержки организуется и направляется государством. Особенно развивается такая система в государствах, где ведущая роль в правительстве принадлежит социалистическим и социал-демократическим партиям .
Однако, хоть это название и бытует, от социализма такое положение вещей далеко. Формация характеризуется главным образом способом производства и дополнительно, способом распределения. Способ производства остался капиталистическим, наемный труд и частная собственность на средства производствасохранились. Способ распределения тоже в основном сохранился, его основа — рыночный товарно-денежный обмен, и только малая часть социальной помощи.
Таким образом можно сделать заключение о том , что такая формация является формацией капиталистического типа. Правильнее называть её социализированным госкапитализмом.
2 Другой вариант предусматривает отмену частной собственности на средства производства и передачу значительной части ( свыше 1/3) распределения в общественные фонды. Эти меры заставляют переходить к плановому руководству экономикой, и вынуждают вводить разветвленный контроль. Вступить в силу такой вариант может только при наличии диктатуры пролетариата. Для реализации варианта необходим достаточный уровень производительности труда. Будем называть такую формацию государственно-общественным социализмом.
Государственно , а не просто социализмом, потому что национализация средств производства только формально обращает их в общенародную собственность, а фактически на некоторое время функции управления и использования остаются за государственными органами.
Эта формация является необходимым периодом борьбы между капиталистическими и социалистическими тенденциями. Так что национализация средств производства это не установление социализма, а только создание условий для него.
Такую формацию уже можно считать формацией социалистического типа. Начальным этапом социализма.
Уровень благосостояния определяется не трудовым вкладом человека, а количеством имеющихся денег. Товарно-денежный обмен дает возможность нетрудового обогащения отдельных индивидуумов . Государственно-общественный социализм подводит общество к обобществлению и переводу в общенародную собственность не только средств производства, но и продукта производства.
3 Распределение через общественные фонды является коммунистическим распределением, когда оно связано с распределением продукта свободного труда. До этого оно есть один из видов государственной благотворительности, и не способствует развитию общественного сознания.
Свободный труд отличается от наемного труда в частности тем , что работники добровольно передают не только прибавочную, но всю добавленную стоимость на общее распределение. При этом проявляется непосредственная связь удовлетворения потребностей и труда
Настоящий социализм наступает тогда, когда не заработная плата, а распределение через общественные фонды станут основным источником благосостояния трудящихся, когда произойдет в основном освобождение труда, изживание товарно-денежного обмена и возникнет возможность достойного существования на основе обеспечения каждого общественными фондами. Тогда государству остаются только планирование народного хозяйства и внешние функции.
От каждого по способностям, каждому по труду, это только лозунг, а не принцип социализма. Принципом социализма является максимально возможное равное удовлетворение потребностей трудящихся.
Следует обратить внимание на то, что устойчивость, как государственного социализма, так и государственного капитализма во многом обеспечивается надстройкой. Обе формации имеют склонность сползанию к авторитаризму. Такое сползание стимулируется застоем вызванным кризисом, или раздорами во власти.
Быстрое прохождение от госсоциализма к настоящему социализму (первой фазы коммунистического общества) позволяет избежать авторитаризма.
Рубрика: Без рубрики
Социализм и коммунизм
Опубликовано 25.07.2014
Социализм
Что такое социализм? Социализмом называют как распространенное общественное движение, так и цель этого движения.
Мы будем рассматривать эту цель. Социализм это государственный и общественный строй , осуществляющий переход от капитализма к коммунизму. В течение этого переходного процесса происходит изменение экономического и политического его содержания. Изменениям подвергается как базис так и надстройка. Изменения производятся по этапам из одного состояния в другое, при этом каждое изменение не должно нарушать устойчивость системы. Каждое устойчивое состояние представляет собой иную формацию, отличающуюся от предыдущей.
Основные формации проходимые в переходном процессе это государственный капитализм, государственный социализм, творческий социализм, уравнительный коммунизм. Далее переход к Коммунизму.
Первая формация возникает сразу после проведения национализации средств производства и практически не отличается от предыдущего капитализма. Вторая стадия начинается после становления и развития системы диктатуры пролетариата , после установления всеобщего планового хозяйства, введения социалистической формы распределения. Третья стадия это достижение уровня обеспечения каждого, достаточного для уровня жизни, соответствующего уровню жизни в стране, независимо от вида и объема деятельности каждого. Четвертая нуждается в отдельном рассмотрении.
Вопрос состоит в том как осуществить переходы между этими стадиями. Прежде всего нужно сказать, что каждый переход должен происходить , когда выполнены задачи предыдущей стадии.
Безусловно начинается все с взятия власти и национализации средств производства. Переход к госкапитализму должен происходить без нарушения уровня жизни и устойчивости производственной системы. Стадия госкапитализма неразделима с государственным социализмом, переход происходит эволюционно. Мы располагаем знанием таких преобразований в прошлом их достижений и провалов.
Имея уроки прошлого, можно избежать ошибок, в том числе главной – потери диктатуры пролетариата и замены её на диктатуру партийной номенклатуры.
По-видимому теперь необходимо перейти к анализу неизведанного — путей перехода к следующей стадии и состояния предыдущей, при котором возможен этот переход. К тому же пора определить эту гипотетическую стадию.
Первое, что необходимо отметить, это то, что при всех наших действиях нужно иметь в виду, что мы строим не социализм , а коммунизм. Социализм – это переходной процесс построения коммунизма. Как уже выяснилось из совершившегося исторического процесса, социализм не является конкретной установившейся формацией, он сам состоит из последовательности близких к друг другу стадий, между которыми , при накоплении различий можно провести некоторые формационные границы, определяемые различиями в способах производства и распределения в процессе развития социализма(формирования и созревания коммунистических принципов внутри социализма).
Если руководствоваться фундаментальными положениями исторического материализма, вполне возможно построить картину социализма- коммунизма, как вы его называете. И споры тут не возможны. Однако нет волшебной палочки, позволяющей реализовать эту картину. Народ воспринимает эту картину как утопию, красивую сказку. И переубедить его невозможно. Задача найти путь, позволяющий осуществить переход так, чтобы каждый шаг производился в согласии с народным мнением и при максимальном участии большинства. В то же время нельзя упускать из виду вероятность скрытых противодействий, сворачивающих с выбранного пути. Нужно максимально включить логику прогнозирования, чтобы определить с какой стороны подойти к установлению коммунистического общества.
Прежде всего нужно понять , что мы не сможем его установить, его установит народ. Но не сегодняшний народ, а подготовленный, с новым сознанием. Сознание определяется бытием, теперешнее бытие формирует сознание, позволяющее сделать только частичный шаг. Новое бытие сдвинет сознание и позволит сделать следующий шаг.
Вы наверное думаете, что для руководства ВКП(б) перспектива была загадочной, так ведь нет, они четко осознавали цель к которой шли (почитайте стенограммы съездов), но обстоятельства заставляли их сворачивать с прямого пути и двигаться зигзагами. Избежать ошибочных шагов (не принципиальных) не удалось.
Но даже не принципиальные ошибки, если их не устранять, заводят далеко, начинают искажаться принципы.
Итак пытаемся определить стадию собственно социализма, которую я условно обозвал творческим социализмом.
Предыдущая стадия – «государственно общественный социализм» известен со всеми своими положительными сторонами и недостатками, со всеми экономическими открытиями и ошибками. При государственно общественном социализме собственность на средства производства стала общенародной, однако сохранилось буржуазное право собственности на продукт производства и товарно-денежный обмен. Предположим, что при реформировании во время стадии госсоциализма, имея опыт прошлого, нам удастся не совершать таких ошибок. Одной из основных задач стадии госсоциализма является обеспечение необходимого уровня потребностей пролетариата как класса (см.
http://antonovyury007.blog.ru раздел о способностях и потребностях). После достижения этого уровня можно начинать переход к следующей стадии.
Основными задачами следующего перехода являются:
1 Перенос основного объема распределения из сферы заработной платы и ТДО в распределение через общественные фонды (продуктов длительного спроса – жильё, обслуживание в инфраструктуре, образование, здравоохранение, детские учреждения, культурные учреждения, продуктов повседневного спроса- транспорт, питание и форменная одежда на предприятиях, социальные службы пенсионеров и инвалидов). Процесс должен осуществляться за счет относительного большего увеличения общественных фондов по сравнению с фондом зарплаты.
2 Введение и развитие системы добровольного свободного труда
3 Реформирование диктатуры пролетариата (Привлечение Советов к руководству экономической деятельностью)
4 Постепенное превращение Советов в органы территориального и производственного самоуправления, имеющие прямую и обратную связь с трудовыми коллективами. , при обязательной разработке соответствующей регулирующей законодательной базы.
5 Определение необходимого объема государственной собственности, обеспечивающего выполнение его функций
Рассмотрим процесс и результат проведения этих мероприятий
1 Мероприятия, проводимые по первому пункту, относятся к сфере государственного бюджетного регулирования. Пока существует заработная плата этого не избежать. Увеличение части бюджета направленного на потребление должно делиться в отношении 10% на увеличение фонда зарплаты, 90% добавление общественного фонда распределения. (10% из расчета предполагаемого роста народонаселения). Реформирование фонда распределения в части повышения его независимости от государственных органов.
2 а) разрешение свободного труда: без вознаграждения со свободным выбором профессии и вида деятельности, с передачей всей стоимости добавленного продукта в общественные фонды.
б) организация на предприятиях дней и участков свободного труда с обязательным обучением, освоением смежных специальностей, развитием творческих способностей, покровительством изобретательства.
в) Организация равного распределения добавленной стоимости продуктов свободного труда населению. Есть метод, который обеспечивает равенство и позволяет каждому гражданину определить эффективность свободного труда и его развитие. Это карточная система. Предлагается её использовать исключительно для стоимости продуктов свободного труда.
3 Советы нижнего уровня, сформированные по производственному принципу, в состоянии определять как основные направления производственной политики предприятий, так и оценивать эффективность работы их руководящего персонала. Передача Советам права назначения руководящего персонала повышает их функциональное значение, как органов самоуправления.
4 Для повышения взаимосвязи Советов и трудовых коллективов ввести связи внутреннего и внешнего контроля.
а) отчетность депутатов Советов перед избравшими их коллективами,
отчетность депутатов советов и назначенных им чиновников перед собраниями населения или через прессу,
отчетность нижестоящих Советов перед вышестоящими
б) открытость и гласность принятия решений
в) право отзыва депутатов
5 Должна быть создана комиссия, производящая необходимые расчеты для определения потребности государственных органов в сферах защиты рубежей, подержания порядка , обеспечения системы управления, и судов, внешней торговли. По возможности указанные функции, кроме внешних, передавать вместе с финансированием народным организациям.
Увеличение внимания к росту производительных сил.
В результате проведения этих мероприятий будет сформировано общество со следующими характерными признаками:
Рубрика: Без рубрики
Опубликовано 25.07.2014
Интерес к успеху свободного труда будет не меньше чем интерес к зарплате.
Трудящиеся будут вынуждены принимать участие в обсуждении результатов работы системы управления, так как от этого участия будет зависеть их уровень жизни.
Резко сократится товарно-денежный обмен, снизится значение денег.
Снизится возможность обогащения одних за счет других, исчезнет основа буржуазной психологии.
Общество будет готово к переходу к коммунизму после отмены денег.
Остается проанализировать устойчивость этой стадии , оценить время её созревания и признаки потери устойчивости в перезревшем состоянии.
Важным является психологическое состояние общества, определяемое новым бытием. Поэтому необходимо более подробное рассмотрение этого бытия и всех, имеющихся в нем противоречий.
Нельзя рассматривать общество без рассмотрения психологического аспекта. При капиталистическом обществе на первом месте находятся личные интересы. Общественные интересы подчинены личным, В социалистическом обществе личные интересы подчинены общественным. В коммунистическом обществе личные и общественные интересы совпадают.
Подчинение интересов требует наличия аппарата, который это подчинение контролирует и поддерживает. Этот аппарат обеспечивается государством во всех видах : властных структур, как представительных так и исполнительных, законов, средств массовой информации. Отсутствие государственных структур возможно только при коммунизме.
Прибавочная стоимость отчуждается при капитализме в пользу собственников средств производства, при социализме прибавочная стоимость отчуждается и распределяется в интересах общества и максимальной справедливости. При коммунизме прибавочная и добавленная стоимости совпадают и не отчуждаются, а сознательно используются на благо общества.
Органы власти образуются по воле правящего класса при капитализме — буржуазией, при социализме — пролетариатом, при коммунизме власть осуществляется общим мнением общества.
Следует учитывать, что каждая формация несет в себе следы предыдущей, поэтому при коммунизме государство исчезнет не сразу, материальные стимулы труда частично останутся, юридические и судебные службы будут продолжать решать проблемы, правда теперь в основном моральные.
Так что только эту последнюю фазу социализма можно считать первой, неполной фазой коммунизма. Предстоит тяжелая и серьезная борьба с индивидуалистическими наклонностями. Ломка индивидуализма представляет гигантскую трудность. Ладно материальный интерес, он преодолевается новыми производственные отношениями и новым способом распределения. Но есть и другое.
У каждого из людей есть дети, родственники, друзья , и даже самый честный человек готов помочь родным в том числе с нарушением установленного порядка и законов. И эти нарушения по мелочам бытуют во всем обществе. Это было и при социализме , ВЫ же помните фильм «Я тебе, ты мне», это про нашу жизнь.