Размещаю в этом разделе, потому что именно марксистская философия весьма настаивает на разрешении этого вопроса именно в пользу материи. Попробуем, однако, исходя из минимальных исходных априорных предпосылок и опираясь только на научный метод и научные данные, выявить в нашем мире некоторые черты, проясняющие его онтологические характеристики. Поэтому данную философию можно считать эмпирической. А философия она потому, что совершенно так же бесполезна в повседневной практической деятельности, как и многие уважаемые всеми трактаты – только короче. Но есть надежда, что в итоге выяснится цель и смысл нашего существования.
Итак, предположим что в Мироздании есть Нечто способное к развитию и Созиданию. Это уже сильное утверждение, предполагающее последовательное усложнение. Но ведь наша вселенная сама когда-то возникла, а затем в ней возникла Жизнь, которая явно эволюционирует в сторону усложнения и разумности. Так что это эмпирический факт.
Развитие предполагает, что изначальное Сущее становится другим. Но если можно различать Сущее, то значит Сущему можно дать определение. Но мы прекрасно знаем, что
определяя что-то, мы тем же самым определяем и то, что им не является. Что же не является Сущим? Наверное то, или благодаря чему, или из чего его можно выделить, обособить. Это не Сущее назовём Средой в которой Сущее «обитает» (среда = «несущее сущее»). Но раз оно меняется, значит есть и что-то ещё, отчего статус-кво не устраивает. То, вследствие чего Сущее не может оставаться в Среде без движения. Наверное это как раз Идея, принцип как должно функционировать это Сущее. Т.е.
Где (среда),
Что (сущее) и
Как (идея, технология) – итого Три. А в результате деятельности исходное Сущее должно меняться для более адекватного соответствия, но одновременно изменяется и Среда, ибо Среда это как бы оттиск Сущего (не Сущее). И в новых условиях могут появиться уже иные возможности дальнейшего развития.
Возможно, у кого-то возникнет вопрос – А где же противоречия, которые и у Гегеля, и у Маркса отвечают за развитие? Да и вообще, коль скоро говорим о новой философии, то несколько слов надо сказать и о том, чем не устраивают старые, хотя бы самые «раскрученные». Увы, и гегельянство, и марксизм являются совершенно умозрительными учениями. Достаточно очевидно, что Гегель наш человеческий способ диалектического осознания природных процессов приписал Мировому Духу, как процесс его саморазвития. И вообще, многое, о чём в оных учениях рассуждается, просто выдумано, а иное воспринято некритически. У Маркса к таковым я отношу, например, учение о прибавочной стоимости и высказанную Марксом возможность учитывать труд в «трудовых квитанциях» (с некоторыми моими замечаниями можно ознакомиться в
http://www.socintegrum.ru/forum/viewtopic.php?p=31082#p31082). Вообще, если без лирических отступлений, то суть «Капитала» Маркса укладывается в 200 строк на страничке
http://www.socintegrum.ru/forum/viewtopic.php?f=19&t=986, но это благодаря математическим методам макроэкономики, которые в те времена ещё не были известны.
Фатальная, именно так – увы, ошибка Маркса заключается в приписывании «материалистической» гносеологии исключительной объективности, откуда выводится «диалектический материализм», «объективно» существующий лишь у Маркса в воображении, и оттуда же следует его ошибочный вывод о неизбежности коммунизма ВСЛЕДСТВИЕ необходимости развития производительных сил. Однако ОБЪЕКТИВНО такой неизбежности нет, а необходимость коммунизма основывается на совершенно иной платформе. Да и принципы социализма оказываются гораздо сложнее (см.
http://www.socintegrum.ru/forum/viewtopic.php?f=19&t=984) невнятного упоминания Маркса о «диктатуре пролетариата». Ленин тоже писал о вооружённом народе (в большинстве пролетариате), благодаря чему власть пролетариата как бы утверждается непосредственным насилием. Но мы знаем, что такое никогда не приводило к народной власти, а только к власти более организованной группы. Можно посмотреть боевики про «дикий Запад», или вспомнить о латышских стрелках и ВЧК.
Когнитивная ошибка, типичная в гносеологии и наиболее грубо выраженная именно в марксистской гносеологии, состоит в приписывании нашим ментальным понятиям, в рамках которых мы осознаём природу, статуса объективного существования в Мироздании. Об этом подробно на
http://www.socintegrum.ru/forum/viewtopic.php?p=30199. /
Кстати, никто не нашёл, что возразить на эту публикацию/ Отсюда и возникает ложное представление о движущей силе противоречий.
На самом деле противоречия существуют только у нас в голове, а в Мироздании существуют возможности, технологии.
Махизм, который де-факто укоренился в научной парадигме, пытаясь избавиться от всякой предвзятости, вообще запрещает задумываться об устройстве Мироздания, ограничиваясь формулами. Для махизма характерно постулировать как данное, феномены, объяснить которые наука не в состоянии. В результате естествознание свелось к математике, которая изыскивает теоретические построения, связывающие множество постулируемых сущностей адекватно экспериментальным данным. Отрицая полезность для науки «физического смысла», учёные сейчас не видят необходимости, например, искать причины постоянства скорости света согласно СТО. Поэтому Мировой эфир и тот факт, что свойства частиц материи задаются состоянием эфира вне этих частиц (тот случай, когда «внутреннее содержание» объекта как бы бесконечно больше самого объекта), ещё долго будут для них тайной, обрекая фундаментальную науку на бестолковую толчею в плену тавтологий. Об этом подробно на страничке
http://www.socintegrum.ru/forum/viewtopic.php?f=17&t=987 /
И в этой статье никто не нашёл каких либо теоретических ошибок. Так что существование эфира можно считать почти научно обоснованным/
Однако вернёмся к данной эмпирической философии. Известна ли та Цель, эталон, ориентируясь на который меняется Сущее? Чтобы попытаться ответить на этот вопрос, надо опереться на какие-нибудь эмпирические данные. И тогда на вопрос о Цели можно ответить, что она неизвестна и вот почему – все известные нам развивающиеся системы, подвергаемые эволюционным изменениям, представлены во множестве различных экземпляров, причём отнюдь не всегда эволюционирующих одинаково и не всегда удачно. Т.е. в частных исполнениях единой и совершенно определённой цели не прослеживается. А вот эволюционная деградация, связанная с подавлением всех прочих возможностей, кроме нескольких разрешённых, как правило сводится к немногим конечным формам, на чём и останавливается.
Сделаем дополнительное предположение, что
вряд ли существует много способов организации систем, обеспечивающих поступательное развитие во всём многообразии сущего. То, что такие технологии есть, доказывается очевидной повсеместной тенденцией развития по пути совершенствования и усложнения. Из того, что сами способы развития, воплощённые в проявлениях сущего, подобны, следует, что наблюдаемое нами на доступном нам уровне, можно распространить и на уровни недоступные для наблюдения.
Поэтому делаем вывод, что и в той системе, которую МЫ обозначили бы как предельно главную, получим то же самое – отсутствие единой и чётко выраженной цели развития или эволюции Сущего. Следовательно,
сама Цель формируется в процессе модификации Сущего и Среды применением доступных технологий «Как». Т.е. делаются попытки достичь всего возможного при данных, доступных технологиях. После каждого очередного шага могут появляться новые возможности и в результате будет выстроено множество «деревьев возможностей». Следовательно,
то, что способствует увеличению разнообразия возможностей, есть БЛАГО. А вот что благодаря этому будет достигнуто - сиё никому не ведомо. С другой стороны,
намеренное уменьшение многообразия, навязывание узких шаблонов, есть ЗЛО, так как может устранить из числа достижимых перспективные цели.
Известно, что в живой природе, в порядке осуществления разнообразия, существуют вредоносные и паразитические организмы. Но это явление имеет разные уровни градации – явление симбиоза и даже функциональной взаимозависимости органов того же порядка, что и паразитизм. Паразитическими и вредоносными будем считать проявления, в результате которых расходуются или ослабляются ресурсы необходимые для развития, и которые не компенсируются в ином качестве, например увеличением доступного разнообразия или будущим приростом ресурсов. Наличие в природе явления иммунитета свидетельствует, что защита отвечает Замыслу (об этом позже). Следовательно и борьба с вредоносностью тоже отвечает Замыслу. Мы ведь не изобретаем новую философию, а выявляем её как уже действующую в Мироздании.
Итак, резюмируем. Минимально возможный набор для Созидания и развития должен состоять из совокупности, множества пространств, областей, в каждой из которых содержится:
1. Среда исполнения.
2. Некое Сущее.
3. Технологии его изменения и улучшения.
Стимулом, пусковым механизмом для созидания и дальнейшего развития является просто наличие доступных технологий и возможность их исполнения. И ничто иное.
Критерий успешности, в смысле улучшения Сущности и увеличения разнообразия технологий, в этот набор не входит, так как является просто условием развития и созидания.
Развитие и созидание останавливаются, когда уже не оказывается доступных технологий приводящих к улучшению Сущего. Искомая Цель это, или тупик, можно выяснить только по результатам. Например, создание генетического механизма и технологий эволюции - это шедевр, благодаря которому имеем всё разнообразие жизни. А сам механизм уже почти миллиард лет далее не совершенствуется.
Но целью могут стать и технологии «Как», адекватные новым, недостижимым по-старому, целям. Именно Творчество (об этом в конце) делает развитие диалектичным.