Последние новости:Цитата:
Угроза финансового кризиса вслед за Исландией нависла над странами Балтии – глава МВФ
ЛОНДОН, 14 октября. /ПРАЙМ-ТАСС/. Угроза финансового кризиса вслед за Исландией нависла над странами Балтии. С таким предупреждением выступил директор-распорядитель Международного валютного фонда /МВФ/ Доминик Стросс-Кан, оказывающий содействие властям Исландии в восстановлении национальной финансовой системы.
В обнародованном сегодня заявлении Д.Стросс-Кан отметил, что последствия исландского кризиса "все отчетливее сказываются на банковских системах других стран". Особенно уязвимыми в этом отношении, по его словам, становятся Латвия, Литва и Эстония, передает ИТАР-ТАСС.
Ряд банков в Восточной Европе испытывает все большее влияние переживающих большие трудности рынков недвижимости и привлекают средства с международных рынков - таким же образом, как это делали банки Исландии, которые сейчас национализированы. Такие восточноевропейские финансовые институты могут быть вынуждены уменьшить объемы предоставляемых ими кредитов, и именно такая угроза нависла над банками прибалтийских стран, где цены на жилье и объемы кредитных средств снизились, отметил исполнительный директор МВФ.
http://www.prime-tass.ru/news/show.asp? ... 21&ct=news
Меры стабилизации:Цитата:
Правительства ведущих стран мира препринимают беспрецедентные меры по спасению национальных банков, пытаясь вернуть доверие на мировые финансовые рынки. Эти меры призваны замедлить продвижение тяжелейшего финансового кризиса за последние 80 лет, который после существенного снижения темпов мирового экономического развития угрожает глобальной экономике рецессией.
Так, правительство Великобритании приняло решение предоставить 37 млрд. фунтов ($64 млрд.) трем крупнейшим проблемным банкам Royal Bank of Scotland, HBOS и Lloyds TSB, выкупив часть их акций.
Правительство Германии, в свою очередь, представило план поддержки национальной финансовой системы стоимостью 500 млрд. евро. Власти ФРГ создадут специальный стабилизационный фонд размером до 400 млрд. евро для обеспечения гарантий, который будет функционировать будет до 31 декабря 2009 года. Еще около 80 млрд. евро будет израсходовано на рекапитализацию германских банков.
Правительство Франции предоставит гарантии по межбанковскому кредитованию для французских банков на 320 млрд. евро, еще 40 млрд. евро могут быть использовано для рекапитализации банков.
Эти действия является частью скоординированных усилий ЕС по борьбе с кризисом, выработанных в ходе экстренного заседания представителей европейских стран в Париже 12 октября. В ходе заседания европейцы договорились предоставить капитал банкам, испытывающим недостаток средств из-за напряженности на денежных рынках, а также застраховать новые выпуски долговых обязательств или принять участие в их выкупе.
Правительства азиатских стране не отстают от Европы. Министр финансов Японии Сёити Накагава, в свою очередь, сообщил, что его страна в случае необходимости сможет дать гарантии по банковским депозита.Австралия и Новая Зеландия ранее подтвердили гарантии по банковским депозитам, Индонезия увеличила размер гарантий до $200 тыс. Индия рассчитывает увеличить ликвидность для помощи финансовым рынкам. Катар представил план, согласно которому на скупку акций банков страны планирует потратить порядка $5,3 млрд.
Кроме того, Федеральная резервная система (ФРС) США, Европейский центробанк (ЕЦБ), Банк Англии и Национальный банк Швейцарии выступили с совместным заявлением в котором пообещали выполнить все заявки коммерческих банков по фиксированной процентной ставке.
http://www.k2kapital.com/news/fin/482889.htmlЦитата:
Министерство финансов США планирует дополнить принятый ранее "план Полсона" новыми мерами по поддержке национальной банковской системы, сообщает Reuters со ссылкой на источник, знакомый с деталями плана.
Минфин, в частности, готов использовать $250 млрд. из выделенных конгрессом $700 млрд. на рекапитализацию американских банков, последовав примеру европейских партнеров, с целью вернуть доверие на финансовые рынки. Накануне власти Великобритании, Германии и Франции обнародовали меры по оказанию помощи национальных банковским системам на общую сумму более 1 трлн .евро.
Минфин, в частности, может выкупить на $125 млрд. привилегированные акции 9 крупнейших национальных банков: Citigroup Inc., Goldman Sachs Group Inc, Wells Fargo & Co., JPMorgan Chase & Co., Bank of America Corp., Merrill Lynch & Co., Morgan Stanley, State Street Corp. и Bank of New York Mellon Corp.
http://www.k2kapital.com/news/fin/483115.htmlЦитата:
Москва. Российские предприятия должны быть готовы заложить свои активы государству
http://www.k2kapital.com 14.10.2008
Внешэкономбанк (ВЭБ), получивший от Банка России $50 млрд. будет спасать только те компании, которые будут сичтаться существенными.
При этом при перекредитовании российских заемщиков, имеющих обязательства перед зарубежными финансовыми институтами, предусматривается не только предоставление кредитов на тех же условиях, что и в зарубежных банках, но и возможность включения в органы управления заемщиков представителей ВЭБа.
Ставка же по кредитам не может быть ниже LIBOR + 5% или ставки кредита зарубежного банка.
Это на практике, по мнению экспертов, может означать, что в дальнейшем российские компании должны быть готовы заложить активы государству и допустить его представителей к управлению.
Выступая вчера на заседание наблюдательного совета Внешэкономбанка премьер министр России Владимир Путин сказал, касаясь проблемы перекредитования российских заемщиков: "Считаю, что ключевые условия должны быть следующими.
Во-первых, компания-заемщик должна свою основную деятельность вести на территории Российской Федерации в реальном секторе нашей экономики.Во-вторых, такая деятельность должна иметь важное значение либо для экономики регионов, либо для стратегических отраслей. И мы не должны допускать утрату соответствующих активов, если в результате этого могут произойти негативные социальные последствия.В-третьих, мы должны рефинансировать только те кредиты, которые привлекались для реализации инвестиционных проектов или приобретения активов в России. Подчеркну - именно в нашей экономике.И, наконец, помощь, как правило, будет предоставляться тем компаниям, которые самостоятельно привлекут софинансирование и таким образом будут разделять риски с государством". http://www.k2kapital.com/news/fin/483183.htmlКакие два вывода можно сделать?Во-первых, проблема кризиса рассматривается исключительно под "финансовым" углом зрения. Преобладает уверенность, что с кризисом можно справиться мерами манипуляций денежными потоками. Почти никто не ставит вопрос о глубокой связи между финансовым и реальным секторами. В этом отношении только в России, кажется, есть некоторые сдвиги в правильном направлении. Во всяком случае, хотя бы на словах.
Во-вторых, во всех странах то в большей, то в меньшей степени выражены тенденции к национализации обанкротившихся финансовых институтов и корпораций. Государство становится их гарантом и принимает на себя обязанности по временному управлению. В Исландии национализировать пришлось все банки. В России, судя по последним заявлениям, происходит сдвиг в этом же направлении.
Процесс реконфигурации мировой экономической САС набирает силу.
Вчера, 13 октября, российские рынки ещё раз продемонстрировали свою более высокую нестабильность и приверженность к падению. В то время, как в Европе и Америке наблюдался устойчивый рост, российские рынки продолжали падать.
Цитата:
надеждам на положительную коррекцию на российском рынке акций не суждено было сбыться. Позитивный внешний фон вызвал ли краткосрочный отскок и в середине дня на рынке возобладали пессимистические настроения. В 15:08 торги на ММВБ были приостановлены на час с 15:08 из-за падения технического индекса на более чем 5%. С 17:30 на час и до конца сессии по тем же причинам были приостановлены торги в РТС.
По итогам торгов существенно подешевели акции ведущих нефтяных компаний, за исключением Сургутнефтегаза, банков и компаний черной металлургии. Так, подешевели акции ЛУКОЙЛа (-11,02%), Газпрома (-8,81%), Роснефти (-8,74%), Сбербанка (-9,32%), ВТБ (-2,13%). На 15% обрушились котировки акций крупнейшей российской металлургической компании Северсталь, обвившей к конце прошлой недели о сокращении объемов производства.
http://www.k2kapital.com/news/fin/482968.htmlЦитата:
Европейские фондовые индексы в понедельник 13 октября взлетели благодаря положительной реакции инвесторов на действия властей, направленные на поддержку финансовой системы, сообщает Bloomberg.
Рост индекса Dow Jones Stoxx 600 по итогам торгов в понедельник стал самым значительным за всю историю.
Британский FTSE 100 взлетел на 324,84 пункта, или на 8,26%, до 4256,90 пункта. Германский индекс DAX Xetra 30 укрепился на 518,14 пункта, или на 11,40%, до 5062,45 пункта. Французский CAC 40 закрылся ростом на 355,01 пункта, или на 11,18%, на отметке 3531,50 пункта. Сводный общеевропейский индекс Dow Jones Stoxx 600 прибавил 20,42 пункта, или 9,96%, до 225,37 пункта.
http://www.k2kapital.com/news/fin/482992.htmlРАЗНОНАПРАВЛЕННОСТЬ движения Российских рынков (13 октября 2008) с остальным миром - важный и тревожный симптом. Он лишний раз подтверждает то, о чём мы писали раньше: российская экономическая система - менее стабильная, чем системы Запада. Низкая стабильность наших финансовых рынков - это следствие общей нестабильности российской социо-экономической системы.
Нестабильность российской экономической системы проистекает из существования глубоких внутренних структурных диспропорций: (1) искусственное занижение доли труда в национальном доходе (высокая бедность),
(2) высокий уровень неравенства,
(3) низкий (неэффективный) спрос на продукты отечественной промышленности и вытекающее отсюда
(4) угнетённое состояние реального сектора экономики, и
(5) низкие реальные инвестиции,
(6) перекос в распределении ВВП в пользу экспортного сегмента экономики (заниженный обменный курс рубля),
(7) гигантская коррупция на всех этажах системы управления,
(8) общая пассивность населения (результат усталости, неверия в улучшение ситуации, апатии....),
(9) постоянное изъятие из оборота валютной выручки экспортёров (стерилизация), и связанный с этим
(10) недостаток денег, необходимых для обслуживания нормального внутреннего кругооборота товаров и осуществления сделок,
(11) отстранение народа от участия в принятии решений,
(12) отсутствие обратной связи, которая могла бы доводить до управляющих верхов ситуацию "на местах",
(13) высокие издержки управления (не только коррупция, но огромные расходы на всевозможные презентации, резиденции, дворцы и шоу),
(14) отсутствие возможности оперативного отстранения чиновников непрофессионалов и коррупционеров через контроль снизу (со стороны народа).
Часто народ "на местах" лучше всяких проверяющих инстанций знает, кто ворует, сколько и как. Но сделать ничего не может. Нужна эффективная контролирующая система снизу-вверх (реальное народовластие). Чиновник должен быть открыт в своих деяниях и лишён неприкосновенности. Народ же должен иметь доступ к информации и возможность реагировать на события.
Страна несёт огромные потери из-за того, что коррупция не уничтожается в зародыше. Но уничтожить её, делая проверки наездами, невозможно.
Есть много способов борьбы с этим злом. Можно предложить следующие шаги:
1) Во-первых, воспитание - каждое коррупционное дело должно широко освещаться. Родственники коррупционера должны быть под прицелом прессы. Так чтобы через улицу стыдно перейти было.
2) Вторая мера - конфискация имущества.
3) Третья мера - запрет для попавшегося на коррупции занимать должности пожизненно.
4) Четвёртая мера - необходимо показывать и разъяснять всему населению, что коррупция - это воровство. Только при этом обворовывают ВЕСЬ народ. Объяснять связь коррупции с ростом цен (коррупционная инфляция).
5) Пятая мера - создание системы обратной связи: а) доступ граждан к информации о реальных доходах чиновников и их расходах. б) Возможность реакции через специальные информационные сети на предмет коррупции на местах (специальная система серверов интернета, которая будет аккумулировать информацию снизу).
Для создания такой системы обратной связи потребуется интернет-ликбез и пункты бесплатного доступа по всей территории России.
6) Наконец, очень важная мера - регулярный опрос населения о доверии к власти и управляющей верхушки. Анонимный опрос - через бесплатный доступ в интернет на специальные серверы по личному паролю. Инициация процедур досрочного освобождения от должности тех, кому население НЕ ВЕРИТ. И наоборот, продвижение вверх тех, кто заслуживает доверия. Реальное народовластия - это не только более высокий уровень демократии, но и способ существенно улучшить адаптивные свойства российской системы, способ снизить многократно трансакционные издержки принятия решений, повысить эффективность системы управления и существенно понизить уровень коррупции.
Перекосы, делающие нашу систему нестабильной, связаны не только с экономическими факторами, дисбалансами структуры и финансовых институтов, но и с тем, как осуществляется управление в стране, и работают ли демократические институты.Поэтому восстановление устойчивости режима роста российской системы предполагает решение множества согласованных друг с другом задач, касающихся изменений не только финансового сектора, но и реальной экономики, и политической системы.Это понимание природы нынешнего системного кризиса (на Западе и в России) глубоко отличается от интерпретации, которую предлагает "отец российских экономических реформ" Егор Гайдар.
Цитата:
МОСКВА, 14 окт - РИА Новости. Российская экономика имеет хорошие шансы справиться с последствиями мирового финансового кризиса благодаря созданным резервам, однако выход из экономического замедления может занять год или два, и власти уже не смогут игнорировать необходимость серьёзных экономических реформ, считает известный российский экономист, глава Института экономики переходного периода Егор Гайдар.
"Развитие событий в последнее время показывает, насколько были правы российские денежные власти, которые во время благоприятной конъюнктуры мировых цен на нефть создали резервы, которые сегодня позволяют нам управлять кризисом", - сказал в интервью РИА Новости Гайдар, который фактически возглавлял российское правительство в начале 1990-х годов и заслужил звание "отца российских экономических реформ"....
Россия подготовилась к кризису.
По словам Гайдара, политика создания стабилизационного фонда за счет дополнительных доходов от высоких цен на нефть является ключевым фактором относительной стабильности экономической ситуации в России.
На это можно возразить так. А был бы кризис вообще, если бы проводилась политика реального инвестирования все эти годы? Если бы средства не выводились из страны, а ввозились бы в виде новых предприятий, технологий, инфраструктур, организационного и интеллектуального потенциала? Если бы потенциал страны не деградировал, а рос, если бы адаптивные механизмы реальной демократии развивались, а не подавлялись и фальсифицировались? Мы имели бы тогда сегодня совсем другую страну, которой "подушки безопасности" были бы просто не нужны. Такими "подушками" стали бы для нас новые предприятия, условия жизни, методы управления, способы контроля... Если бы экономика была самодостаточной и сильной, она не зависела бы в такой степени от влияния Запада - и поэтому последствия кризиса "там" сейчас не усиливались бы, как мы это регулярно наблюдаем, а гасились бы. Именно с реформ Гайдара и был запущен процесс прогрессирующего увеличения зависимости нашей страны от условий конъюнктуры на западных рынках. О пагубности такого курса писали многократно лучшие не только российские, но и западные экономисты и аналитики (см. например статьи:
http://rusref.nm.ru/indexzop.htmВ итоге, именно вследствие внутренней слабости нашей экономики и её глубокой (рукотворной) зависимости от конъюнктуры на внешних рынках, мы имеем сейчас глубокий финансовый кризис в своей стране, который в недалёком будущем грозит перерасти в полномасштабный кризис реального сектора экономики. Так
стоило ли создавать "подушку безопасности" ценой ослабления системы, снижения её устойчивости к воздействию внешних неблагоприятных влияний? Не слишком ли дорогая цена? Это напоминает ситуацию, когда больного, вместо того, чтобы систематически закалять его здоровье и проводить своевременную профилактику, "доктора" при каждом "чихе" пичкают антибиотиками. А когда случается настоящая болезнь, а иммунитет подорван, то его успокаивают: "Мол, всё хорошо, дружище - у нас антибиотиков много, так что болей спокойно и дальше".
Цитата:
Финансовый кризис, который был спровоцирован проблемами на американском рынке ценных бумаг, в последние недели перекинулся на большинство мировых рынков, в том числе и России. За последние полтора месяца российских фондовый рынок, ослабленный рядом корпоративных скандалов и реакцией инвесторов на военные действия в Грузии, потерял больше 50% своей капитализации. Для того чтобы не допустить проблем в российской банковской системе, Минфин и ЦБ объявили о планах влить в банки, прежде всего государственные, сотни миллиардов рублей.
Между тем проблемы с ликвидностью и трудности с привлечением финансирования уже заставили многие российские компании объявить о сокращении инвестиционных программ и возможном увольнении персонала. Кроме того, многие экономисты предупреждают о нереалистичности правительственных планов роста ВВП на уровне 6,7% в 2009 году.
"Я бы возможность того, что в России на протяжении ближайших двух лет будет нулевой рост на фоне происходящего в мире, не исключал. Еще раз подчеркиваю, это не мой прогноз, это моя оценка, что подобного рода сценарий может реализоваться", - сказал Гайдар.
Кризис, если нет внутренних глубоких причин (дисбалансов и напряжений в структуре и институтах) никогда и никем спровоцирован быть не может. Стабильная самодостаточная экономика отвечает на такие провокации действием соответствующих механизмов саморегуляции. А вот если эти механизмы не развиты или плохо работают, что бывает, когда экономическая система глубоко больна (например, ей шоко-терапевтическим реформаторством подорвали иммунитет), тогда да - достаточно небольшой провокации ("одного "чиха"), чтобы серьёзно заболеть. Гайдар не исключает сценария "нулевого роста" в ближайшие два года. Если такую оценку даёт "отец реформ", то можно предположить, что на самом деле ожидается спад - не рост, а снижение. Даже через очки либерально-монетаристского видения ситуации, она уже не кажется оптимистичной или обнадёживающей.
Цитата:
На середину 2008 года общий внешний долг российского правительства, компаний и банков оценивался в 527 миллиардов долларов, из которых на долю Минфина приходилось лишь 35 миллиардов. Из общей суммы долга долги со сроком погашения до одного года составляют 157 миллиардов долларов.
"Многие проблемы, которые возникают сегодня, были заложены экономической политикой, которая проводилась на протяжении последних лет. Там была странная комбинация достаточно ответственной бюджетной политики, политики, направленной на сокращение долговых обязательств, и крайне либеральной позиции государства по отношению к заимствованиям государственных компаний, которые рынок рассматривал как государственные долги, - говорит Гайдар. - Сегодня мы расхлебываем последствия такой странноватой политики. Но ключевые решения по этому поводу были приняты не сейчас, а год-два-три назад, когда, например, Газпром бурно наращивал краткосрочные заимствования".
При этом, по словам Гайдара, главное отличие нынешних событий от кризисов предыдущих лет, состоит в том, что Россия успела подготовиться к этому кризису на мировом рынке.
"Мы извлекли некоторые уроки из краха советской экономики 1991 года и из кризиса 1998 года, создали достаточно большие инструменты, обеспечивающие стабильность денежной и финансовой системы, - считает экономист. - Развитие событий в последнее время показывает, насколько были правы российские денежные власти, которые во время благоприятной конъюнктуры мировых цен на нефть создали резервы, которые сегодня позволяют нам управлять кризисом".
По мнению Гайдара, действия правительства и ЦБ являются вполне адекватными сложившейся ситуации, хотя в перспективе и создают некоторую угрозу увеличения роли государства и снижения эффективности экономики.
"Нам надо будет работать и жить в мире с более конкурентоспособной мировой экономики и уметь в этом жестком мире найти свое место. Это непростая задача. К ее решению надо готовиться. В этой связи такая расслабленность в экономической политике, которая была характерна в период крайне высоких цен на нефть, сегодня неуместна. Идея, что можно отдохнуть от реформ, которые не были реализованы в последние годы, должна уйти в прошлое", - говорит экономист.
Цитата:
По мнению Гайдара, финансовый кризис уже начинается сказываться на реальном секторе экономики, однако пока это влияние не носит серьезного характера.
"В этом нет никакой катастрофы. Американская экономика, которая уже 200 лет росла крайне динамично, замедляется радикально раз в пять-десять лет. Мы создали рыночную экономику, которая в последние десять лет динамично росла. Если она замедлится на протяжении ближайших следующих месяцев, я бы относился к этому совершенно спокойно", - отмечает он.
Отождествлять нынешний глобальный системный кризис с периодическими рецессиями здоровой экономики - глубокая ошибка. Это - качественно разные явления. Это - как если бы мы поставили знак равенства между катаклизмами начала 1930-ых и временным спадом деловой активности после окончания войны в результате перестройки экономики к мирным целям. Совершенно разные причины и разные результаты, и разные масштабы.
Но говорить о системном кризисе российской экономической САС - значит ставить крайне неудобные вопросы.
Проще думать - что "ЭТО ТАК" - мол, пустяки, обычная рецессия - пройдёт. Наподобие, как успокаивал Генерал Иволгин князя Мышкина в романе Достоевского "Идиот":
Цитата:
— Знаете, папаша, лучше бы вам не ходить! Съест! Третий день носа не кажете, а она денег ждет. Вы зачем ей денег-то обещали? Вечно-то вы так! Теперь и разделывайтесь.
В четвертом этаже остановились пред низенькою дверью. Генерал видимо робел и совал вперед князя.
— А я останусь здесь, — бормотал он, — я хочу сделать сюрприз...
Коля вошел первый. Какая-то дама, сильно набеленная и нарумяненная, в туфлях, в куцавейке и с волосами, заплетенными в косички, лет сорока, выглянула из дверей, и сюрприз генерала неожиданно лопнул.
Только что дама увидала его, как немедленно закричала:
— Вот он, низкий и эхидный человек, так и ждало мое сердце!
— Войдемте, это так, — бормотал генерал князю, все еще невинно отсмеиваясь.
Но это не было так.
http://ilibrary.ru/text/94/p.12/index.htmlЦитата:
По мнению Гайдара, российские власти удержат денежную стабильность на фоне снизившихся темпов экономического роста и резко сократившего притока капитала, однако для этого не должно быть сделано серьезных ошибок. К ним он отнес быстрый расход средств стабилизационного фонда и бурное наращивание расходов бюджета, который в последние годы рос темпами, значительно превышавшими темпы экономического роста.
Гайдар не стал прогнозировать, что будет с ценами на нефть, которые являются основой российского экспорта и основным источником валютных поступлений.
"Мир столкнется с периодом более медленного экономического роста по сравнению с тем, что был характерен для периода 2002-2007 годов. Для нас это будет означать риски долгосрочного снижения цен на металлы. Цены на нефть прогнозировать вообще невозможно, поэтому ничего не хочу про это говорить. Но обычно в подобные периоды цены на нефть снижаются в реальном исчислении", - сказал Гайдар.
В настоящее время цены на нефть в мире снизились до примерно 70 долларов за баррель нефти марки Urals. Бюджет на 2009 год рассчитывался исходя из цен на нефть на уровне 95 долларов за баррель.
Давайте тоже "не будем прогнозировать", а просто посмотрим на факты, которые приводит Егор Гайдар, с точки зрения не обременённого научными степенями простого домохозяина. Есть домашний бюджет. Он складывается из поступлений. Поступления от продажи ресурсов у нас падают. Расходы - растут. Сбережения же всё чаще расходуются на стабилизацию и иные цели. А экономика, работающая на внутренний рынок, - в плачевном состоянии. Тут даже экономистом быть не надо, чтобы "спрогнозировать" последствия таких неприятных тенденций.
Что бывает, когда доходов мало, расходов много а сбережения тают? Сначала кончаются сбережения. Потом делаются попытки занять - либо внутри страны, либо вне её. Государство имеет возможность пополнить казну ещё и другими способами: просто напечатав денег или отобрав их от кого-нибудь. Но первый путь ведёт к гиперинфляции, а второй - к бегству капиталов. Тогда какой выход?
Есть только один выход - системная стабилизация реальной экономики: целая комплексная программа антикризисных мер, направленная на восстановление РЕАЛЬНОЙ экономики, работающей на внутренний рынок. Это потребует проведения многих не-популярных (особенно для привилегированных каст) мер реформирования нашей экономики, изменения системы управления, перераспределения форм собственности и пропорций распределения национального дохода.
Цитата:
Гайдар не драматизирует проблему безработицы, которая может вырасти при начале активных сокращений персонала в замедляющихся отраслях, прежде всего строительстве и металлургии.
"Но все-таки хочу сказать, что крупнейшая проблема, которая обозначается бизнесом в данных наших опросов, - это проблема нехватки персонала. В этой связи сокращение занятости на крупных предприятиях в строительстве или металлургии - это пока облегчение проблем с персоналом в других отраслях экономики. Это не значит, что так будет всегда. Но это картина на ближайшие месяцы", - считает экономист.
Гайдар говорит, что сравнивать происходящие в мире события на финансовых рынках с мировой финансовой войной преждевременно: "по крайней мере, я не берусь сказать, что нынешние трудности мировой экономики обернутся для мира мировой рецессией по стандарту 1929-1933 годов".
"Ясно, что у нас серьезное замедление темпов экономического роста. Насколько протяженным оно будет - очень трудно прогнозировать. То, что мы сталкиваемся с серьезными проблемами в мировом финансовом секторе, подталкивает к тому, что можно сформулировать гипотезу, что из этого периода трудностей мы вряд ли выйдем раньше, чем через год, а возможно, и два", - сказал он.
http://www.rian.ru/crisis_news/20081014/153113805.htmlОсторожность в прогнозах. В конце 1929 года авторитеты в области политики и бизнеса тоже "не прогнозировали" того, что произошло потом в течение нескольких лет. Наоборот, они говорили, что нет оснований особенно беспокоиться. Экономика-то никуда не делась. Все предприятия не испарились, готовы к работе. Почему бы тогда быть глубокому спаду. Но кризис - это не какая-то техническая неполадка или временный сбой в работе производящей сети (рецессия - да, может быть результатом временного сбоя, но не системный кризис).
Системный кризис - гораздо более сложное явление, чем просто рецессия или временный спад. Это явление возникает как непредсказуемый макроскопический эффект, вызванный накоплением внутри системы критической массы внутренних дисбалансов и напряжений. Системный кризис - это эмерджентное свойство социо-экономической сложной адаптивной системы, внутри которой рассогласование интересов отдельных агентов и интересов системы в целом превысило критическую отметку. Поэтому устранить кризис СИСТЕМЫ мерами коррекции тех механизмов, которые обслуживают и поддерживают внутренний системный дисбаланс, - невозможно. Для разрешения СИСТЕМНОГО кризиса необходимы меры системной реконфигурации - кардинального лечения системы: устранение дисбалансов, восстановление нормальных пропорций и создание механизмов для предотвращения и коррекции новых дисбалансов. Первое, что нужно сделать: диагностировать системные напряжения и выделить механизмы, которыми они создаются и поддерживаются. Второе - создать сеть управления для антикризисной стабилизации. Третье - выработать курс лечения.