Возможна ли Трудовая Теория Стоимости (ТТС) как точная наука?
Сразу после публикации в 1894 г. т.III "Капитала" Маркса, созданная им теория подверглась сокрушительной критике в работе
Bohm-Bawerk, E. (1896), Karl Marx and the close of his system.
Есть русский перевод:
Бём-Баверк Ойген. Критика теории Маркса
Сост. А. В. Куряев. – М., Челябинск: Социум, 2002.
Книгу можно прочесть здесь (после регистрации):
http://www.iqlib.ru/book/preview/683017 ... 391C400925
Критика действительно сильная. Обычно, упоминая эту работу, делают акцент на так называемом "противоречии между первым и третьим томом "Капитала" Маркса", но это слишком сильное сужение.
По сути Бём-Баверк подверг критике основания ТТС:
1) идею измерения "ценностей" трудом,
2) нечеткость определения основного термина ТТС - "абстрактно-всеобщий труд",
3) проблему сравнения разных видов труда,
4) проблему редукции труда сложного к простому,
5) проблему существования благ природы, ценность которых существует, хотя затраченный "труд" равен нулю,
6) проблему несовместимости обмена по стоимости с обменом по ценам производства........
Из современных российских критиков трудовой теории стоимости Маркса -
Руслан Албаков,
"Критика трудовой теории стоимости Маркса"
http://albakov1.narod.ru/Teoriia.html
Возражения против ТТС совершенно правильные, на первый взгляд.
Их можно разбить на две группы:
НЕДОСТАТКИ САМОЙ ТЕОРИИ:
1) Это, в первую очередь, нечеткость ее исходного термина - "труд". Что понимать под этим термином? Связать его с "общественно-необходимым рабочим временем", а может быть, взять за основу энергетические затраты? И как сравнить, сопоставить разные виды труда, разное качество, разную квалификацию, интенсивность, сложность.... На эту тему за прошедшие 100 лет написана целая гора исследований. Но ясности как не было, так и нет.
2) Вторая, вытекающая из первой, проблема - это проблема редукции. Как свести конкретный труд к "абстрактно-всеобщему", "общечеловеческому" труду? Первая проблема редукции. И как сравниваются оплаты труда - вторая проблема редукции. Разные проблемы, хотя их часто отождествляют - пытаются осуществить редукцию к "абстрактно-всеобщему труду", опираясь на ставки почасовой оплаты труда.
3) Наконец, совершенно очевидное противоречие между обменом по "трудовым" стоимости и обменом по ценам производства - так называемая "трансформационная проблема", которую решают вот уже лет 100, а конца не видно.
НЕСООТВЕТСТВИЕ ТТС ФАКТАМ.
1) Это, во-первых, факт существования ценностей, которые не были созданы трудом. Например, природные богатства (земля, полезные ископаемые...).
2) Во-вторых, фактический обмен на основе примерно равных норм прибыли несовместим с обменом по трудовым стоимостям.
3) Что делать с монопольными и олигопольными ценами?
Это далеко не полный перечень. Например, в книге
John E. Roemer
Free to Lose
http://www.amazon.com/Free-Lose-Introdu ... 0674318765
ТТС критикуется с формально-логических позиций. Например, посаженное зерно дает "прибавочный продукт" в определенном количестве почти вне какой-либо зависимости от количества "труда". Этот логический prius прибавочного продукта над прибавочной стоимостью был, видимо, впервые отчетливо сформулирован М. И. Туган-Барановским в его "Очерках из истории политической экономии" (1901). Он же указал, что общую норму прибыли нельзя определить однозначно, опираясь на Марксову ТТС: можно вводить ее как отношение прибавочной стоимости к стоимости вложенного капитала или как отношение всей прибыли к цене производства вложенного капитала.
Работа, где дана критика методологических и философских оснований марксизма:
Making Sense of Marx. by Jon Elster
http://www.amazon.com/Making-Studies-Ma ... 0521297052
ТТС в том виде, как она сейчас существует, действительно уязвима для этой критики. Но это вовсе не значит, что ТТС нужно списать как отжившую свой век наукообразную идеологию, как практически бесполезную концепцию - такие призывы постоянно раздаются и у нас и за рубежом.
Критика лишь указывает на слабые стороны существующей сейчас ВЕРСИИ ТТС. Трудовая Теория Стоимости имеет очень долгую историю. Ее основные положения (хотя и в неразвитом виде) встречаются еще у Аристотеля. Возможно ли, чтобы система взглядов, которой придерживались (и часто независимо друг от друга приходили к ней) в течение столетий самые проницательные умы человечества - оказалась бы всего-навсего лишь игрой воображения и фикцией? Я в это не верю. Так не бывает.
ТТС в своих основных принципах и утверждениях - это совершенно правильный взгляд на вещи. Идея измерения ценностей "трудом" и идея понимания обмена как отношения равенства затрат труда - эти фундаментальные положения ТТС верны. Но истолкование этих идей, наполнение их конкретным смыслом может быть разным.
Основные идеи ТТС - правильны, но их нынешняя интерпретация неудовлетворительна. И критика как раз вскрывает несостоятельность этой интерпретации, указывает на необходимость ее замены чем-то другим - НОВОЙ версией ТТС, в рамках которой перечисленные выше недостатки отсутствуют.
Необходимо ре-формулировать основные идеи ТТС так, чтобы новая версия удовлетворяла бы всем свойствам любой ТОЧНОЙ науки:
1) Все термины новой ТТС должны быть строго определены и определения не должны допускать субъективного истолкования.
2) Все утверждения должны быть строго формализованы, а выводы носить вид математических формул, полученных посредством выкладок.
3) Результаты должны допускать проверку на статистических данных и исторических фактах.
4) Теория должна быть самосогласована и свободна от перечисленных выше дефектов существующей версии ТТС. В частности, в ней просто не должна возникнуть "трансформационная проблема".
И самое главное: Теорию, удовлетворяющую всем этим свойствам, действительно можно построить.
Григорий.