М.ЭРПЕРТ писал:Цитата:
Из этого я делаю вывод, что на самом деле цена проистекает не из стоимости (капиталистов она не интересует!), а из интересов капиталистов, т.е. из прибыли.
Далее Вы утверждаете, что это происходит потому, что цены пишет не истинный производитель, а всего лишь владелец капитала. Какие из этого можно сделать выводы относительно стоимости? Как она связана с "истинным производителем"?
Только у меня просьба отвечать именно на мои вопросы, а не на свои.
Если Вы посмотрите название первого отдела первого тома «Капитала», то называется он «Товар и деньги». А следовало бы, на первый взгляд, назвать «Товар и стоимость». Более того, во всем первом томе «Капитала» нет словосочетания "закон стоимости", хотя издатели тома в предметном указателе попытались определить страницы, на которых Маркс так или иначе соприкасается с законом стоимости — Закон стоимости — 85, 112, 176, 316, 329, 368, 546, 571, 597, 598.
Все дело в том, что Маркс исследует
капиталистическое товарное производство, где обмен стоимостями как эквивалентами отсутствует. В то же время такая историческая категория как «деньги» не может быть понята без категории «стоимость». Маркс шаг за шагом, придерживаясь исторического подхода, пытается объяснить сущность стоимости и денег, стоимости и цены, а также тот факт, что
в действительности цена содержит в себе то противоречие, что она может отклоняться от стоимости. Вот пару цитат, которые подтверждают мою мысль:
«Необходимо вполне развитое товарное производство для того, чтобы из самого опыта могло вырасти научное понимание, что отдельные частные работы, совершаемые независимо друг от друга, но всесторонне связанные между собой как звенья естественно выросшего общественного разделения труда, постоянно приводятся к своей общественно пропорциональной мере. Для появления этого научного понимания необходимо вполне развитое товарное производство потому, что общественно необходимое для производства продуктов рабочее время прокладывает себе путь через случайные и постоянно колеблющиеся меновые отношения продуктов частных работ лишь насильственно в качестве регулирующего естественного закона, действующего подобно закону тяготения, когда на голову обрушивается дом. Определение величины стоимости рабочим временем есть поэтому тайна, скрывающаяся под видимым для глаз движением относительных товарных стоимостей. Открытие этой тайны устраняет иллюзию, будто величина стоимости продуктов труда определяется чисто случайно, но оно отнюдь не устраняет вещной формы определения величины стоимости.
Размышление над формами человеческой жизни, а следовательно, и научный анализ этих форм, вообще избирает путь, противоположный их действительному развитию. Оно начинается post festum [задним числом], т. е. исходит из готовых результатов процесса развития. Формы, налагающие на продукты труда печать товара и являющиеся поэтому предпосылками товарного обращения, успевают уже приобрести прочность естественных форм общественной жизни, прежде чем люди сделают первую попытку дать себе отчет не в историческом характере этих форм, — последние уже, наоборот, приобрели для них характер непреложности, — а лишь в их содержании. Таким образом, лишь анализ товарных цен привел к определению величины стоимости, и только общее денежное выражение товаров дало возможность фиксировать их характер как стоимостей. Но именно эта законченная форма товарного мира — его денежная форма — скрывает за вещами общественный характер частных работ, а следовательно, и общественные отношения частных работников, вместо того чтобы раскрыть эти отношения во всей чистоте. Когда я говорю: сюртук, сапог и т. д. относятся к холсту как всеобщему воплощению абстрактно человеческого труда, то нелепость этого выражения бьет в глаза. Но когда производители сюртуков, сапог и т. п. сопоставляют эти товары с холстом или — что не изменяет дела — с золотом и серебром как всеобщим эквивалентом, то отношение их частных работ к совокупному общественному труду представляется им именно в этой нелепой форме.
Такого рода формы как раз и образуют категории буржуазной экономии. Это — общественно значимые, следовательно объективные мыслительные формы для производственных отношений данного исторически определенного общественного способа производства — товарного производства. Поэтому весь мистицизм товарного мира, все чудеса и привидения, окутывающие туманом продукты труда при господстве товарного производства, — все это немедленно исчезает, как только мы переходим к другим формам производства».
Т. 23, с. 85-86.
«Цена есть денежное название овеществленного в товаре труда. Следовательно, эквивалентность товара и того количества денег, название которого есть его цена, представляет собой тавтологию, да и вообще относительное выражение стоимости товара есть в то же время выражение эквивалентности двух товаров. Но если цена как показатель величины стоимости товара есть в то же время показатель его менового отношения к деньгам, то отсюда не вытекает обратного положения, что показатель менового отношения товара к деньгам неизбежно должен быть показателем величины стоимости. Пусть общественно необходимый труд равной величины выражается в 1 квартере пшеницы и в 2 фунтах стерлингов . . . 2 ф. ст. есть денежное выражение величины стоимости квартера пшеницы, или его цена. Но если обстоятельства позволяют назначить цену этого квартера в 3 ф. ст. или вынуждают снизить ее до 1 ф. ст., то, очевидно, что 1 ф. ст. слишком малое, а 3 ф. ст. слишком большое выражение величины стоимости пшеницы, — тем не менее и 1 ф. ст. и 3 ф. ст. суть цены пшеницы, потому что, во-первых, они являются ее формой стоимости, деньгами, и, во-вторых, показателями ее менового отношения к деньгам. При неизменных условиях производства или неизменной производительной силе труда на воспроизводство одного квартера пшеницы должно быть затрачено во всех случаях одинаковое количество общественного рабочего времени. Это обстоятельство не зависит от воли ни производителей пшеницы, ни других товаровладельцев. Величина стоимости товара выражает, таким образом, необходимое, имманентное самому процессу созидания товара отношение его к общественному рабочему времени. С превращением величины стоимости в цену это необходимое отношение проявляется как меновое отношение данного товара к находящемуся вне его денежному товару. Но в этом меновом отношении может выразиться как величина стоимости товара, так и тот плюс или минус по сравнению с ней, которым сопровождается отчуждение товара при данных, условиях. Следовательно, возможность количественного несовпадения цены с величиной стоимости, или возможность отклонения цены от величины стоимости, заключена уже в самой форме цены. И это не является недостатком этой формы, — наоборот, именно эта отличительная черта делает ее адекватной формой такого способа производства, при котором правило может прокладывать себе путь сквозь беспорядочный хаос только как слепо действующий закон средних чисел.
Но форма цены не только допускает возможность количественного несовпадения величины стоимости с ценой, т. е. величины стоимости с ее собственным денежным выражением, она может скрывать в себе качественное противоречие, вследствие чего цена вообще перестает быть выражением стоимости, хотя деньги представляют собой лишь форму стоимости товаров»
С. 111-112
Вы делаете вывод, что на самом деле цена проистекает не из стоимости (капиталистов она не интересует!), а из интересов капиталистов, т.е. из прибыли. Не совсем так, поскольку цена помимо прибыли состоит и из издержек производства. Для капиталиста, производящего товар, абсолютная стоимость последнего сама по себе безразлична. Капиталиста интересует лишь заключающаяся в товаре и реализуемая при его продаже прибавочная стоимость. Реализация прибавочной стоимости сама по себе предполагает возмещение авансированной стоимости. Так как относительная прибавочная стоимость растет прямо пропорционально развитию производительной силы труда, в то время как стоимость товаров падает в обратном отношении к этому развитию, — другими словами, так как один и тот же процесс удешевляет товары и увеличивает заключающуюся в них прибавочную стоимость, то этим разрешается загадочность того факта, что капиталист, заботящийся только о производстве меновой стоимости, все время старается понизить меновую стоимость своих товаров, — противоречие, которым один из основателей политической экономии, Кенэ, мучил своих противников и по поводу которого они так и не дали ему ответа.
«Вы считаете», — говорит Кенэ, — «что чем больше удается сберечь на расходах и дорогостоящих работах при фабрикации промышленных продуктов без ущерба для производства, тем выгоднее это сбережение, так как оно уменьшает цену продукта. И, несмотря на это, вы полагаете, что производство богатства, возникающего из труда промышленников, состоит в увеличении меновой стоимости их произведений».
Каким же образом стоимость связана с "истинным производителем"? С истинным производителем стоимость связана через затраты его труда. Чтобы от цен производства перейти к стоимостям, необходимо решить специальную систему уравнений, которая описана в моей статье.
http://www.socintegrum.ru/Kalyuzhnyi_VV_1.pdfКак видно из статьи, для обратной трансформации равновесных цен производства в стоимости не требуется какая-либо предварительная информация об общей норме реального прибавочного продукта, а требуется лишь информация о затратах труда в форме заработной платы. И, тем не менее, цены производства можно трансформировать в стоимости и определить при этом общую норму реального прибавочного продукта. Это означает, что уровень общей нормы реального прибавочного продукта фактически детерминирован системой цен производства. Поэтому общая норма прибавочной стоимости, допущенная Марксом в качестве теоретического упрощения, в действительности является не только исторической предпосылкой системы цен производства, установленных в результате взаимной конкуренции капиталов, но и практическим следствием существования этой системы цен. Таким образом, система цен производства содержит информацию об общей степени эксплуатации труда. А это означает, что рушится вся аргументация вульгарных экономистов, выдвигаемая против Маркса.
С уважением,
В. КАЛЮЖНЫЙ