практик писал(а):
Григорий писал(а):
Валерий Васильевич, насколько я понял, склоняется к развитию социалистических начал через кооперативные (коллективные) предприятия типа описанного выше. То есть - это как бы небольшие ячейки социализма, вписанные в современную акулью реальность. Как видим, можно выжить и обеспечить достойную жизнь трудящимся. Чем такой путь плох? Ваше авторитетное мнение, пожалуйста................
Здравствуйте, Григорий Сергеевич! Я не считаю свое мнение авторитетным.
Авторитетным я считаю мнение Маркса.
a) Мы считаем, что кооперативное движение является одной из сил, преобразующих современное общество, основанное на классовом антагонизме. Большая заслуга этого движения заключается в том, что оно на деле показывает возможность замены современной деспотической и порождающей пауперизм системы подчинения труда капиталу — республиканской и благотворной системой ассоциации свободных и равных производителей.
(b) Однако ограниченная карликовыми формами, которые только и в силах создать своими усилиями отдельные рабы наемного труда, кооперативная система никогда не сможет преобразовать капиталистическое общество. Для того, чтобы превратить общественное производство в единую, обширную и гармоническую систему свободного кооперативного труда, необходимы общие социальные изменения, изменения основ общественного строя, которые могут быть достигнуты только путем перехода организованных сил общества, то есть государственной власти, от капиталистов и землевладельцев к самим производителям. (К.Маркс. Инструкция делегатам Временного Центрального Совета по отдельным вопросам. Соч. т.16, стр. 199.)
Каким бы замечательным не казалось Вам народное предприятие «Усолье Сибирское», оно хорошо только для тех, кто работает на этом предприятии. Для всех остальных - это обыкновенное частно-капиталистическое предприятие, целью которого является получение прибыли. Сохранение на этом предприятии наемного труда - первый признак его несоциалистичности. Из таких же точно народных предприятий пытались слепить социализм в Югославии. Результат известен: ни социализма, ни Югославии.
Социалистическое предприятие отличается от капиталистического
способом организации труда, а не способом распределения его результатов.
Сколько можно говорить о том, что
предприятие, производящее товары, априори не является социалистическим, как бы не распределялась прибыль внутри этого предприятия.
Если честно, то меня очень удручает то примитивное представление о социализме, которое демонстрируют его искренние сторонники, которые так и не смогли понять научное представление о нем, предельно ясное раскрытое в работах основоположников научного социализма. Неужели так трудно понять, что до тех пор, пока остается
товарное производство , остается и
экономическая основа капитализма. Социализма не может быть даже в отдельно взятой стране. Тем более его не может быть на отдельно взятом свинокомплексе. Не тешьте себя иллюзиями. Невозможно из ста кроликов собрать рабочую лошадь. Это тот самый случай, когда количество не переходит в новое качество.
Здесь
практик не «замечает», что помимо оценки «карликовых форм» Маркс ставит цель ПРЕВРАТИТЬ ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО В ЕДИНУЮ, ОБШИРНУЮ И ГАРМОНИЧЕСКУЮ СИСТЕМУ СВОБОДНОГО КООПЕРАТИВНОГО ТРУДА.
Практик не понимает, что такая система в переходном периоде может работать только в условиях рыночного способа ценообразования на товары, производимые социалистическими кооперативами.
А иначе как? Что, создать систему чиновников, которые оценивали бы ценность и полезность каждого производимого продукта труда каждого отдельно взятого кооператива?
Маркс и Энгельс боялись при социализме вовсе не рыночного способа ценообразования, а возможности свободной купли-продажи средств производства отдельным кооперативам.
«…Что при переходе к полному коммунистическому хозяйству — писал Энгельс, — нам придется в широких размерах применять в качестве промежуточного звена кооперативное производство, – в этом Маркс и я никогда не сомневались. НО ДЕЛО ДОЛЖНО БЫТЬ ПОСТАВЛЕНО ТАК, ЧТОБЫ ОБЩЕСТВО – СЛЕДОВАТЕЛЬНО, НА ПЕРВОЕ ВРЕМЯ ГОСУДАРСТВО – СОХРАНИЛО ЗА СОБОЙ СОБСТВЕННОСТЬ НА СРЕДСТВА ПРОИЗВОДСТВА И, ТАКИМ ОБРАЗОМ, ОСОБЫЕ ИНТЕРЕСЫ КООПЕРАТИВНОГО ТОВАРИЩЕСТВА НЕ МОГЛИ БЫ ВОЗОБЛАДАТЬ НАД ИНТЕРЕСАМИ ВСЕГО ОБЩЕСТВА В ЦЕЛОМ» (Энгельс Ф. Письмо к А. Бебелю, 20-23.01.1886).
Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 36, с. 361).
Чтобы средства производства не переходили в коллективную собственность, Энгельс предложил использовать аренду государственной собственности кооперативами:
«Впрочем, необходимо констатировать, что «фактическое овладение» всеми орудиями труда, всей индустрией со стороны трудящегося народа является прямой противоположностью прудонистского «выкупа». При последнем отдельный рабочий становится собственником жилища, крестьянского участка земли, орудий труда; при первом же совокупным собственником домов, фабрик и орудий труда остается «трудящийся народ». Пользование этими домами, фабриками и прочим едва ли будет предоставляться, по крайней мере, в переходное время, отдельным лицам или товариществам без покрытия издержек. Точно так же уничтожение земельной собственности не предполагает уничтожения земельной ренты, а передачу ее, хотя и в видоизмененной форме, обществу. ФАКТИЧЕСКОЕ ОВЛАДЕНИЕ ВСЕМИ ОРУДИЯМИ ТРУДА СО СТОРОНЫ ТРУДЯЩЕГОСЯ НАРОДА НЕ ИСКЛЮЧАЕТ, СЛЕДОВАТЕЛЬНО, НИКОИМ ОБРАЗОМ СОХРАНЕНИЯ НАЙМА И СДАЧИ В НАЕМ.
Вообще вопрос вовсе не в том, захватит ли пролетариат, достигнув власти, орудия производства, сырые материалы и жизненные средства путем простого насилия, заплатит ли он тотчас же вознаграждение за это, или выкупит постепенно эту собственность небольшими частичными платежами. Пытаться ответить на этот вопрос заранее и относительно всех возможных случаев — значило бы фабриковать утопии, а это я предоставляю делать другим.»
Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.18, с.278-279
Как видим, предложен довольно эффективных механизм, который позволял бы государству сохранить за собой собственность на средства производства, чтобы особые интересы кооперативного товарищества не могли бы возобладать над интересами всего общества в целом. При этом государство передает кооперативам средства и орудия труда вовсе не безвозмездно, а на основе покрытия издержек их воспроизводства путем уплаты кооперативом арендной платы за пользование орудиями труда и прочими средствами производства.
Что касается рыночного способа ценообразования, то математическое моделирование показывает, что он вполне возможен при единой, обширной и гармонической системе свободного кооперативного труда. При этом данный способ включает устранение всех косвенных налогов и установление единого прогрессивного налога на совокупный доход кооператива, подлежащий индивидуальному потреблению членами кооператива.
К сожалению, практик заняла исключительно догматическую позицию, основанную на схоластической трактовке работ Маркса и Энгельса. Это исключает свободное обсуждение данной проблемы с такими людьми на форумах.
Между прочим, в той работе, которую процитировал Григорий Сергеевич, есть оригинальный элемент, так сказать, народного творчества:
«А для нас само по себе ценно народное предприятие, и под угрозой приватизации мы искали, как его сохранить. Юристы подсказали. Нужно согласие всех членов коллектива, что мы не будем собственность делить на паи, а оставляем ее в коллективе. И собрали все до единого письменные заявления. Зарегистрировали предприятие, и с тем живем по сей день.
При социализме научное сознание подкреплялось бытовым опытом заинтересованности каждого в общем конечном успехе. Теперь коллективная собственность – жизненная необходимость, дополнительное благоприятное условие выживания предприятия. Отсюда общая заинтересованность в конечном результате у всех. У директора и рабочих. Этот общий результат делится по труду каждого.
У меня нет собственности. Как и у рабочего. Но в нашей общей собственности мы, каждый из нас, лично заинтересованы в высшей степени. В ее наиболее эффективном использовании благодаря наилучшей работе каждого на своем месте. И этому способствует всегда желанная морально-психологическая атмосфера социального равенства. Где у собственности господин – перед ним рабы. Бесправные, бессловесные исполнители чужой воли. Как бы ни закрывали глаза на это, со временем противоречия между ними будут вылезать и обостряться.
У нас для этого почвы нет. На народном предприятии – все и каждый хозяева и труда, и настроения. Все время с достоинством хозяина в любимой работе – это главное в трудовой жизни, это счастье труда.
Зачем рваться к собственности, к господству? Чтобы потом наши внуки и правнуки горло грызли из-за этого? У нас этого нет.
В чем превосходство народного предприятия? В том, что доход от коллективной собственности идет на пользу всем и укрепляет добрые отношения между людьми, между товарищами по труду. Мы не растаскивали собственность и сообща ее бережем и приумножаем. Каждый квартал мы рассматриваем и утверждаем список основных фондов. Какие износились – списываем, какие ввели в действие – включаем в отчетность.»
http://www.sovross.ru/modules.php?name= ... sid=602487
Как видим, собственность не делится на паи, а остается коллективной.
Вот Ирина Валентиновна много носилась по форумам, прославляя систему Чартаева, будто она сама является ее автором. Но ведь какая основная особенность этой системы:
«Помимо проверок, которых были тысячи и которые не выявили ничего незаконного, люди набирались опыта, цокали языком и задавали два главных вопроса: кто владеет землей? кто владеет акциями? Им отвечали: земля общая, никто её не приватизирует – арендуем у государства. А собственность внутри хозяйства – индивидуально- коллективная, и все пользователи также осуществляют внутреннюю аренду, но уже у хозяйства. И всё как положено при аренде: плата за пользование, плата за амортизацию при непременном условии – поддержании средств производства в работоспособном состоянии. Что касается акций, то здесь их нет вообще: они заменены системой паёв.»
http://www.skibr.ru/content/ass_Dub/img ... pusk37.pdf С.10
Признаюсь, я восхищаюсь подобным народным творчеством. Не читая никаких Марксов с Энгельсами, люди чисто эмпирическим путем и на основе собственных рассуждений нашли именно тот вариант социализма, о котором писали и мечтали классики марксизма и при котором коллективная собственность на средства производства не переходит в индивидуальную!
Я понимаю, что этот вариант социализма для Сталина был подобен кости, торчащей в горле, хотя у него тоже коллективная собственность колхозов не переходила в индивидуальную, но закупочные цены диктовались государством. Аналогичное отношение было к нему и у приватизаторов гайдаровско-чубайсовской клики, хотя эта клика наверняка знала о народных предприятия ЭСОП в США и других странах.
Но почему «продвинутые марксисты» отрицают рыночный механизм коллективного хозяйствования сейчас — я не понимаю.
Такое впечатление, что кто-то специально их нанял, чтобы подменить реальное движение к социализму утопическими прожектами.
А что, разве такого не было в начале 90-х?
С уважением.
ВалерийP.S. Что касается прозвучавшего здесь призыва голосовать за КПРФ, то он явно не из Киева и к делу не относится. Такой флуд надо переносить в особо созданную тему.