|
Вычислитель |
|
Зарегистрирован: Вт дек 19, 2006 12:21 am Сообщения: 3580
|
Григорий писал(а): Когда я был студентом, в универе - у нас на физфаке были курсы по политэкономии, историческому материализму (вёл Пушков Алексей Константинович) и философии (вёл Маилов Анатолий Ильич - светлая ему память - замечательный был человек и тонко нестандартно мыслящий философ).
Был и научный коммунизм. В чём состояла "научность" - никто, правда, этого не понимал. Физики привыкли иметь дело с точными формулами и законами, имеющими чёткое определение и подтверждаемыми опытом. Но даже наиболее "научная" - в этом смысле - политэкономия, где есть схемы воспроизводства, используются элементы алгебры и выстроена определённая логика - даже она не вызывала доверия, вследствие отсутствия чёткого определения своего основного понятия - стоимость, на котором строилось всё остальное.
Об остальных составляющих марксизма (за исключением философии) - впечатление было ещё хуже. Никакой наукой там и не пахло. Была просто некоторая идеологическая схема - рассматривавшая историю человечества в виде смены формаций и постулирующая, что в итоге этой смены будет социализм, а потом коммунизм. Причём ясного понимания - что такое социализм и что такое коммунизм не было тогда, как его нет и сейчас. Сами классики, когда их спрашивали, что они понимают под словом "коммунизм" - ссылались на то, что история покажет и что они не строят схем, а дают лишь базовую основу будущего строя - общественная собственность на средства производства. Здравствуйте, Григорий Сергеевич! Чтобы справедливо оценить научность марксизма, давайте сначала определим Основные признаки наукиОсновной источник: [3][4] . Наука есть знание, зафиксированное в определённой системе знаков, построенной на основании точных правил. . Наука всегда фиксируется в максимально определённом (для каждого исторического уровня) языке. . Наука есть система знаний о законах функционирования и развития объектов. . Наука представляет собой знание, эмпирически проверяемое и подтверждаемое. . Наука представляет собой систему непрерывно возрастающих и пополняющихся знаний. Это пополнение осуществляется при помощи наиболее совершенных методов.
. Наука обладает составом, в который входят предмет, теория и гипотеза, метод и факт, описание эмпирического материала. Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/НаукаМарксистская политэкономия - это наука об объективных законах развития общества, действующих не зависимо от субъективной воли и желаниях отдельных людей. Вот, что об этом говорил Маркс в Предисловии к Первому тому "Капитала": " Общество, если даже оно напало на след естественного закона своего развития,— а конечной целью моего сочинения является открытие экономического закона движения современного общества, — не может ни перескочить через естественные фазы развития, ни отменить последние декретами. Но оно может сократить и смягчить муки родов". Карл Маркс, Капитал, т.1, стр. 10 http://www.esperanto.mv.ru/Marksismo/Ka ... .html#c0.1Григорий писал(а): Никакой Науки - в строгом смысле этого слова - КАК строить коммунизм - не было и нет до сих пор. Если бы Вы внимательно читали "Капитал", то смогли бы понять, что коммунизм не строят. По мере развития производительности труда и действия закона прибавочной стоимости, выведенного Марксом, коммунизм ВЫРАСТАЕТ из капитализма. То есть капитализм САМ отрицает себя в соответствии с действием закона отрицания отрицания. Вот, как Маркс описывает действие этого закона Частная собственность работника на его средства производства есть основа мелкого производства, а мелкое производство составляет необходимое условие для развития общественного производства и свободной индивидуальности самого работника. Правда, этот способ производства встречается и при рабовладельческом, и при крепостном строе, и при других формах личной зависимости. Однако он достигает расцвета, проявляет всю свою энергию, приобретает адекватную классическую форму лишь там, где работник является свободным частным собственником своих, им самим применяемых условий труда, где крестьянин обладает полем, которое он возделывает, ремесленник — инструментами, которыми он владеет как виртуоз.
Этот способ производства предполагает раздробление земли и остальных средств производства. Он исключает как концентрацию этих последних, так и кооперацию, разделение труда внутри одного и того же производственного процесса, общественное господство над природой и общественное регулирование её, свободное развитие общественных производительных сил. Он совместим лишь с узкими первоначальными границами производства и общества. Стремление увековечить его равносильно, по справедливому замечанию Пеккёра, стремлению «декретировать всеобщую посредственность» 221. Но на известном уровне развития он сам создаёт материальные средства для своего уничтожения. С этого момента в недрах общества начинают шевелиться силы и страсти, которые чувствуют себя скованными этим способом производства. Последний должен быть уничтожен, и он уничтожается. Уничтожение его, превращение индивидуальных и раздробленных средств производства в общественно концентрированные, следовательно, превращение карликовой собственности многих в гигантскую собственность немногих, экспроприация у широких народных масс земли, жизненных средств, орудий труда, — эта ужасная и тяжёлая экспроприация народной массы образует пролог истории капитала. Она включает в себя целый ряд насильственных методов, из которых мы рассмотрели выше лишь эпохальные методы, как методы первоначального накопления. Экспроприация непосредственных производителей совершается с самым беспощадным вандализмом и под давлением самых подлых, самых грязных, самых мелочных и самых бешеных страстей. Частная собственность, добытая трудом собственника, основанная, так сказать, на срастании отдельного независимого работника с его орудиями и средствами труда, вытесняется капиталистической частной собственностью, которая покоится на эксплуатации чужой, но формально свободной рабочей силы 251).
Когда этот процесс превращения достаточно разложил старое общество вглубь и вширь, когда работники уже превращены в пролетариев, а условия их труда — в капитал, когда капиталистический способ производства становится на собственные ноги, тогда дальнейшее обобществление труда, дальнейшее превращение земли и других средств производства в общественно эксплуатируемые и, следовательно, общие средства производства и связанная с этим дальнейшая экспроприация частных собственников приобретает новую форму. Теперь экспроприации подлежит уже не работник, сам ведущий самостоятельное хозяйство, а капиталист, эксплуатирующий многих рабочих.
Эта экспроприация совершается игрой имманентных законов самого капиталистического производства, путём централизации капиталов. Один капиталист побивает многих капиталистов. Рука об руку с этой централизацией, или экспроприацией многих капиталистов немногими, развивается кооперативная форма процесса труда в постоянно растущих размерах, развивается сознательное техническое применение науки, планомерная эксплуатация земли, превращение средств труда в такие средства труда, которые допускают лишь коллективное употребление, экономия всех средств производства путём применения их как средств производства комбинированного общественного труда, втягивание всех народов в сеть мирового рынка, а вместе с тем интернациональный характер капиталистического режима. Вместе с постоянно уменьшающимся числом магнатов капитала, которые узурпируют и монополизируют все выгоды этого процесса превращения, возрастает масса нищеты, угнетения, рабства, вырождения, эксплуатации, но вместе с тем растёт и возмущение рабочего класса, который постоянно увеличивается по своей численности, который обучается, объединяется и организуется механизмом самого процесса капиталистического производства. Монополия капитала становится оковами того способа производства, который вырос при ней и под ней. Централизация средств производства и обобществление труда достигают такого пункта, когда они становятся несовместимыми с их капиталистической оболочкой. Она взрывается. Бьёт час капиталистической частной собственности. Экспроприаторов экспроприируют.
Капиталистический способ присвоения, вытекающий из капиталистического способа производства, а следовательно, и капиталистическая частная собственность, есть первое отрицание индивидуальной частной собственности, основанной на собственном труде. Но капиталистическое производство порождает с необходимостью естественного процесса своё собственное отрицание. Это — отрицание отрицания. Оно восстанавливает не частную собственность, а индивидуальную собственность на основе достижений капиталистической эры: на основе кооперации и общего владения землёй и произведёнными самим трудом средствами производства.
Превращение основанной на собственном труде раздробленной частной собственности отдельных личностей в капиталистическую, конечно, является процессом гораздо более долгим, трудным и тяжёлым, чем превращение капиталистической частной собственности, фактически уже основывающейся на общественном процессе производства, в общественную собственность. Там дело заключалось в экспроприации народной массы немногими узурпаторами, здесь народной массе предстоит экспроприировать немногих узурпаторов 252).
251) «Мы вступили в совершенно новый общественный строй… мы стремимся отделить всякий вид собственности от всякого вида труда» (Sismondi. «Nouveaux Principes de l'Économie Politique», t. II [Paris, 1827], p. 434).
Капитал, т.1, гл 24, стр. 771-773 http://www.esperanto.mv.ru/Marksismo/Ka ... html#c24.7Поймите, хотя бы этот вывод Маркса, основанный на тщательном анализе многовековой статистики капиталистического способа производства, прежде, чем подвергать сомнению его научность. Хотя с Вашим уровнем политэкономических знаний , который ниже плинтуса, такое понимание практически невозможно.
_________________ Идеи к которым разум приковывает нашу совесть, — это узы, из которых нельзя вырваться, не разорвав своего сердца, это демоны, которых человек может победить, лишь подчинившись им. Карл Маркс
|
|