Здравствуйте, уважаемый Иван! Между капиталистическим и коммунистическим обществом лежит период революционного превращения первого во второе. Этому периоду
соответствует и политический переходный период, и государство этого периода не может быть ничем иным, кроме как революционной диктатурой пролетариата.
Период революционного превращения капиталистического общества в коммунистическое общество, совпадает, таким образом, с политическим переходным периодом, когда существует революционная диктатура пролетариата и пролетарское государство.
Первая, или низшая фаза коммунизма — социализм строится на протяжении всего переходного политического периода и результатом этого строительства является материально-техническая база коммунизма, обеспечивающая прямой переход к полному коммунизму.
Первая фаза революционного становления коммунистического общества, в том его виде, как оно выходит после долгих мук родов из капиталистического общества, достаточно своеобразна и имеет следующие черты, которые Карл Маркс описал так (1844): «
… Коммунизм есть положительное выражение упразднения частной собственности; на первых порах он выступает как всеобщая частная собственность. Беря отношение частной собственности в его всеобщности, коммунизм 1)
в его первой форме является лишь
обобщением и
завершением этого отношения. Как таковой он имеет двоякий вид: во-первых, господство
вещественной собственности над ним так велико, что он стремится уничтожить
все то, чем, на началах
частной собственности, не могут обладать все; он хочет
насильственно абстрагироваться от таланта и т.д. Непосредственное физическое
обладание представляется ему единственной целью жизни и существования; категория
рабочего не отменяется, а распространяется на всех людей; отношение частной собственности остается отношением всего общества к миру вещей; наконец, это движение, стремящееся противопоставить частной собственности всеобщую частную собственность, выражается в совершенно животной форме, когда оно противопоставляет браку (являющемуся, действительно, некоторой
формой исключительной частной собственности)
общность жен, где, следовательно, женщина становится
общественной и
всеобщей собственностью. Можно сказать, что эта идея
общности жен выдает
тайну этого еще совершенно грубого и неосмысленного коммунизма. Подобно тому как женщина переходит тут от брака ко всеобщей проституции {Проституция является лишь некоторым особым выражением
всеобщего проституирования
рабочего, а так как это проституирование представляет собой такое отношение, в которое попадает не только проституируемый, но и проституирующий, причем гнусность последнего еще гораздо больше, то и капиталист и т.д. подпадает под эту категорию}, так и весь мир богатства, т.е. предметной сущности человека, переходит от исключительного брака с частным собственником к универсальной проституции со всем обществом. Этот коммунизм, отрицающий повсюду
личность человека, есть лишь последовательное выражение частной собственности, являющейся этим отрицанием. Всеобщая и конституирующаяся как власть
зависть представляет собой ту скрытую форму, которую принимает
стяжательство и в которой оно себя лишь иным способом удовлетворяет. Всякая частная собственность как таковая ощущает –
по крайней мере по отношению к
более богатой частной собственности – зависть и жажду нивелирования, так что эти последние составляют даже сущность конкуренции. Грубый коммунизм есть лишь завершение этой зависти и этого нивелирования, исходящее из
представления о некоем минимуме. У него –
определенная ограниченная мера. Что такое упразднение частной собственности отнюдь не является подлинным освоением ее, видно как раз из абстрактного отрицания всего мира культуры и цивилизации, из возврата к
неестественной [IV] простоте
бедного, грубого и не имеющего потребностей человека, который не только не возвысился над уровнем частной собственности, но даже и не дорос еще до нее.
Для такого рода коммунизма общность есть лишь общность труда и равенство заработной платы, выплачиваемой общинным капиталом, общиной как всеобщим капиталистом. Обе стороны взаимоотношения подняты на ступень представляемой всеобщности: труд – как предназначение каждого, а капитал – как признанная всеобщность и сила всего общества.»
(К. Маркс и Ф. Энгельс.
Сочинения. Изд. 2-е, т. 42, стр. 114-115).
Фаза грубого коммунизма (собственно социализма) завершается переходом к высшей фазе революционного становления коммунистического общества, после того как исчезнет порабощающее человека подчинение его разделению труда; когда исчезнет вместе с этим противоположность умственного и физического труда; когда труд перестанет быть только средством для жизни, а станет сам первой потребностью жизни; когда вместе с всесторонним развитием индивидов вырастут и производительные силы и все источники общественного богатства польются полным потоком, лишь тогда можно будет совершенно преодолеть узкий горизонт буржуазного права, и общество сможет написать на своем знамени: Каждый по способностям, каждому по потребностям!
Вы скажете, что представление социализма как грубого коммунизма, да еще предполагающего общность жен, — это круто. Да, круто! Но из песни слов не выбросишь, хотя в 1848 в «Манифесте коммунистической партии» характеристики первой фазы коммунизма были смягчены.
«… Для социалистического человека
вся так называемая всемирная история есть не что иное, как порождение человека человеческим трудом, становление природы для человека, то у него есть наглядное, неопровержимое доказательство своего
порождения самим собою,
процесса своего
возникновения. Так как для социалистического человека
существенная реальность человека и природы приобрела практический, чувственный, наглядный характер, причем человек наглядно стал для человека бытием природы, а природа наглядно стала для него бытием человека, то стал практически невозможным вопрос о каком-то
чуждом существе, о существе, стоящем над природой и человеком, – вопрос, заключающий в себе признание несущественности природы и человека.
Атеизм, как отрицание этой несущественности, не имеет больше никакого смысла, потому что атеизм является
отрицанием бога и утверждает
бытие человека именно посредством этого отрицания; но социализм, как социализм, уже не нуждается в таком опосредствовании: он начинается с
теоретически и практически чувственного сознания человека и природы как
сущности. Социализм есть
положительное, уже не опосредствуемое отрицанием религии
самосознание человека, подобно тому как
действительная жизнь есть положительная действительность человека, уже не опосредствуемая отрицанием частной собственности,
коммунизмом. Коммунизм есть позиция как отрицание отрицания, поэтому он является
действительным, для ближайшего этапа исторического развития необходимым моментом эмансипации и обратного отвоевания человека.
Коммунизм есть необходимая форма и энергический принцип ближайшего будущего, но
как таковой коммунизм не есть цель человеческого развития, форма человеческого общества. [XI]»
(К. Маркс и Ф. Энгельс.
Сочинения. Изд. 2-е, т. 42, стр. 126-127).
А теперь, уважаемый Иван, сравните то, что писал Маркс, с вашими периодами 1 и 2.
Мне кажется, что вы не учитываете, что только первая фаза имеет признаки развития и протяженность во времени, а с началом второй фазы (второй фазы бытия коммунизма) полный коммунизм уже построен и о второй фазе можно говорить как о фазе реального существования полного коммунизма, а не о переходе к чему бы то ни было.
Переходный период — это и есть первая фаза перехода к коммунизму. Ибо после такого перехода дальше уже не к чему переходить. Вы же пытаетесь представить переходный период как время перехода от капитализма к социализму, когда в стране не остается ни одного элемента частной собственности.
Итак, согласно марксизму, «коммунистическая общественно-экономическая формация», или, кратко, «коммунизм» состоит из двух фаз: низшей — которая в марксизме называется социализмом и высшей — так называемого «полного коммунизма». При социализме существует государство, причём государственная власть сильнее, чем при других формациях, элементы буржуазного права и другие остатки капиталистической формации. Также при социализме существуют личная собственность, существует мелкое частное производство (приусадебные участки) и мелкая частная торговля (рынки). Однако крупная частная собственность при социализме уже отсутствует. Поскольку средства производства становятся общей собственностью, слово «коммунизм» применимо уже и к этой фазе. При этом коммунисты-политики замалчивают то, обстоятельство, что Маркс называл социализм грубым коммунизмом.
Ваши взгляды на предмет нашей дискуссии, уважаемый Иван, как две капли воды похожи на трактовку марксизма, в так называемой «Энциклопедии марксизма»:
Цитата:
С победой социалистической революции начинается становление новой общественно-экономической формации. В своём развитии она проходит следующие этапы:
• переходный период от капитализма к социализму;
• первая, или низшая фаза коммунизма — социализм;
• высшая фаза коммунизма.
http://www.esperanto.mv.ru/wiki/%D0%9C% ... 0%B7%D0%BCЦитата:
Переходный период от капитализма к социализму — особый исторический период, начинающийся с завоевания рабочим классом политической власти и завершающийся построением социализма — первой фазы коммунистического общества. «Между капиталистическим и коммунистическим обществом, — писал К. Маркс,— лежит период революционного превращения первого во второе. Этому периоду соответствует и политический переходный период, и государство этого периода не может быть ничем иным, кроме как
революционной диктатурой пролетариата» [1]. (Не следует путать переходный период от капитализма к социализму с самим социализмом, о котором Маркс говорит как о «первой фазе коммунистического общества, в том его виде, как оно выходит после долгих мук родов из капиталистического общества» [2]. Здесь Маркс сравнивает с долгими муками родов именно переходный период).
[1] К. Маркс. Критика Готской программы. К. Маркс, Ф. Энгельс, Собр. соч., изд. 2, т. 19, с. 27.
[2] К. Маркс. Критика Готской программы. К. Маркс, Ф. Энгельс, Собр. соч., изд. 2, т. 19, с. 19.
http://www.esperanto.mv.ru/wiki/%D0%9C% ... 0%BE%D0%B4 Однако в «Критике Готской программе» так называемый
переходный политический период соответствует периоду революционного превращения капиталистического общества в
коммунистическое, а не в социалистическое. И этим все сказано.
Все же осмелюсь предложить вам, уважаемый Иван, полнее ознакомиться с мыслями Маркса, изложенными здесь: (К. Маркс и Ф. Энгельс.
Сочинения. Изд. 2-е, т. 42, стр. 114-127).
С уважением,
В.К.