Здравствуйте, уважаемые Григорий Сергеевич, Виктор Иванович, Ирина Валентиновна и другие участники форума!Спасибо за Ваши ответы. Хотя на форуме мы иногда ругаемся и даже вешаем друг на друга «ярлыки», но мне нравится участвовать в форуме по той простой причине, что все мы все же пополняем свои знания и в пылу полемического задора начинаем читать некоторые произведения , которые читать нас в других обстоятельствах не заставили бы и силой.
Вот и в данном случае бегло прочитал двухтомник Р. Оуэна.
А почему? Да потому что Энгельс писал в «Анти-Дюринге» так:
«Во всяком случае, если бы г-н Дюринг хотя бы держал в руках «Книгу о новом нравственном мире» Оуэна, то он нашел бы в этой книге не только прямую формулировку самого решительного коммунизма, с равной для всех обязанностью труда и равным правом на продукт, — равным соответственно возрасту, как всегда прибавляет Оуэн, — но нашел бы там и вполне разработанный проект здания для коммунистической общины будущего, с планом, фасадом и видом с высоты птичьего полета. ……….
Оуэн не только проповедовал «решительный коммунизм», но он также проводил его на практике в течение пяти лет (в конце 30-х и начале 40-х годов) в колонии Harmony Hall209, в Гэмпшире, где коммунизм не оставлял желать ничего в смысле решительности. Я лично знал некоторых бывших участников этого образцового коммунистического эксперимента».
т.20, с. 275-276.
Я подумал, что все истоки практического коммунизма Маркс и Энгельс почерпнули именно из работ своего современника Роберта Оуэна (1771-1858).
И я не ошибся.
В частности, во вступительной статье В.П. Волгина к первому тому избранных сочинений Р. Оуэна (т.1, с.5-64) отмечается:
«Особое и весьма заметное место в критике существующих общественных отношений занимает у Оуэна анализ системы товарного обращения. Рассуждения Оуэна по этому вопросу, при всей их теоретической наивности, заслуживают внимания, так как они послужили основой одного из его практических мероприятий — организации меновых базаров.
Не может быть и речи, утверждает Оуэн, о недостатке производимых богатств. Из этого положения он делает иногда вывод, что великая проблема времени лежит не в области производства, а в области распределения. Это неправильное умозаключение, противоречащее его собственным, изложенным нами выше взглядам на существо общественного зла, приводит его к рассмотрению вопроса о «мериле ценности», вопроса, привлекавшего в его время большое внимание буржуазных реформаторов. Если поток богатств, создаваемых в достаточном количестве, не может свободно разливаться, говорит Оуэн, то причина — в несовершенстве организации обмена, в несовершенстве существующего «мерила ценности».
Люди, рассуждает Оуэн, издавна обменивали между собой хозяйственные блага. Первой ступенью обмена был обмен вещи на вещь. При таком непосредственном обмене мерилом ценности вещей служил труд. Определенное количество труда обменивалось на такое же количество труда. С ростом потребностей и сношений этот способ обмена стал неудобным и был заменен торговлей. Принцип торговли — добывать благо с наименьшей затратой труда и получать в обмен за него возможно больше. Для торговли понадобилось искусственное мерило ценности — деньги. На известной ступени развития эта система была выгодна. Она содействовала росту изобретательности, предприимчивости людей. Но, с другой стороны, денежная система развивала в людях невежественное себялюбие, индивидуализм. Антагонизм между людьми, погоня за богатством, множество несправедливостей — таковы естественные результаты денежной системы. Люди научились хорошо производить, но разучились разумно потреблять. Искусственное орудие обмена дает возможность фальсифицировать реальную ценность благ.
Деньги позволяют надувательски отнимать блага у тех, кто их производит в тяжком труде, позволяют накоплять богатства самым вредным членам общества. «То, что создает богатство,— утверждает Оуэн,— естественно стоит того богатства, которое оно создает.
Иными словами, рабочий имеет право на полный продукт своего труда. Пользуясь искусственным мерилом ценности, предприниматели оплачивают рабочим не полную стоимость их труда. Таким образом, по мнению Оуэна, применение искусственного мерила ценности делает возможной эксплоатацию. А с другой стороны, в нем же источник еще одного величайшего зла: оно ограничивает создание богатства количеством сравнительно малоценного металла. Искусственное мерило ценности, заключает Оуэн, задерживает прогресс, пора от него отказаться. 23
Чтобы внести правильность в распределение богатств, дать доступ к богатствам трудящимся, необходимо искусственное мерило ценности заменить естественным. Таковым может быть только человеческий труд, ибо именно труд является источником всякого богатства. Ценность каждого товара должна определяться в часах необходимого для его изготовления среднего человеческого труда. Теми же единицами должна определяться и ценность самого труда, т. е. заработная плата.
Введение естественного мерила ценности обеспечит гармонию между производством и потреблением. Спрос на рынках создается в основном вознаграждением, получаемым рабочим за их труд. Недостаточное вознаграждение обусловливает узость рынка. При естественном мериле ценности спрос на товары, определяемый потребительным фондом трудящихся, придет в равновесие с предложением.
С ростом производительных сил будет расти вознаграждение рабочих и их благосостояние. Рабочий будет получать «справедливую и твердо установленную долю» продукта своего труда и освободится от рабства, в котором его держит искусственная система оплаты труда. 24
Таким образом, Оуэн, как мы видим, отказывается от последовательного применения права рабочего на «полный» продукт его труда.
Предоставляя ему «справедливую» долю продукта, он тем самым сохраняет возможность некоторой предпринимательской прибыли.
К мысли о естественном мериле ценности как о средстве искоренения зла капиталистического строя Оуэн возвращается неоднократно. Введение такого мерила представляется ему совместимым с сохранением частной собственности и капитализма. Если бы Оуэн ограничился этим планом преобразования системы обращения, то мы имели бы в его теории лишь один из вариантов широко распространенных мелкобуржуазных утопий, стремящихся к устранению зол неравенства без радикального изменения производственных отношений. В действительности, как мы знаем, Оуэн уже в 1817 г. идет в своей критике общества значительно дальше; в 1820 г., в той же работе, в которой он выдвигает свою теорию «естественного мерила ценности», он развивает идею коммунистических общин.
Взаимоотношение этих двух частей учения Оуэна не всегда отчетливо им формулируется.
Но все же в большинстве случаев реформа обращения подчинена у него плану коммунистического преобразования как его составная часть, как один из путей, ведущих к полному изменению основ общественного строя. 25
ЛИТЕРАТУРА
23 «Доклад графству Ленарк», стр. 208—210; «Книга о новом нравственном мире», т. II, стр. 49—50; «Революция в сознании и деятельности...», т. II, стр. 169—172, 201—205.
24 «Доклад графству Ленарк», стр. 184—192,208.
25 «Crisis», т. I, № 13, стр. 50; № 15—16, стр. 59.
А вот как пишет сам Роберт Оуэн (разумеется, это не все):
«Люди, обладающие поверхностным знанием вопроса или пристрастные, скажут, что количество труда, даваемое человеком, или производительная его сила, так различна у разных индивидуумов, что нельзя установить ее среднюю величину.
Однако средняя физическая сила человека, как и лошади (у которой она также меняется в зависимости от индивидуальности), была исчислена для научных целей и служит теперь для измерения неодушевленных сил.
Таким же путем можно установить среднее количество даваемого человеком труда или его производительной силы; поскольку она является основанием всех богатств, то надо установить ценность ее в каждом произведенном предмете и соответственно определить меновую ценность каждого предмета для обмена его на другие, причем установленные величины будут постоянными на данный определенный период.
Таким образом, человеческий труд восстановит свою естественную или настоящую ценность, которая будет возрастать по мере раз-
188 (здесь и далее — страница, на которой расположен вышерасположенный текст)
вития наук; это, в сущности, единственно реально полезная задача науки.
Спрос на человеческий труд не будет больше зависеть от случайностей, а средства для поддержания человеческой жизни перестанут, как в настоящее время, быть предметом купли-продажи с постоянным изменением их цены; трудящиеся не будут больше рабами искусственной системы заработной платы, более жестокой в своих следствиях, чем любое рабство в любом человеческом обществе как варварском, так и цивилизованном.
Такое изменение мерила ценности немедленно создаст очень выгодные внутренние рынки, необходимые для полного удовлетворения всех человеческих потребностей; пока это мерило ценности будет существовать, не может возникнуть недостатка в рынках сбыта.
Оно обеспечит возможность самого широкого и выгодного обмена с другими народами, нисколько не нарушая национальных интересов, и позволит правительствам отменить все существующие сейчас вредные ограничения торговли.
Оно сделает излишней и совершенно бесполезной теперешнюю деморализующую систему торгашества, которая так развращает и унижает человеческую природу.
Новое мерило быстро уничтожит в обществе бедность и невежество, предоставив трудящимся время и средства для должного обучения, что сделает их гораздо более ценными с
189
точки зрения коммерческой, как для самих себя, так и для общества, чем это было до сих пор во все периоды истории.
Оно даст возможность постепенно улучшить условия существования всех социальных групп, притом в размерах, которые сейчас еще невозможно правильно оценить. И поскольку благодаря ему существенно усовершенствуется человеческая природа и повысится благополучие и счастье всех людей, никто не потерпит ущерба и не будет обижен.
Таковы некоторые важные преимущества, которые вытекут (когда будут сделаны соответствующие приготовления) из введения естественного мерила ценности и устранения искусственного мерила, не соответствующего более поставленным ему задачам.
Теперь остается рассмотреть, каким путем можно произвести эту перемену, не создавая временных затруднений. Для этого необходимы законодательные акты. Во-первых, в качестве переходной и временной меры, предназначенной для ликвидации возрастающего недостатка денег у рабочих классов, надо будет отказаться от попыток вернуться к платежу наличными, попыток, вызывающих разрушительные последствия; дальнейшие попытки в этом направлении представляют опасность для всего существующего общественного строя. К тому же они оказались бы столь же тщетны, как попытка водворить взрослую птицу обратно в ту скорлупу, из которой она вылупилась, или попытка надеть
190
платье младенца на великана; усовершенствование общественных условий сделало прежнюю систему наличных платежей непригодной. Если бы попытки восстановить эту систему продолжались, то прекратилось бы созидание богатств и значительная часть уже созданных богатств была бы разрушена.
Стремление вернуться к ней привело бы рабочие классы к голодной смерти или к необходимости эмигрировать, а теперешние высшие общественные слои превратились бы в легкую добычу врага или пали бы жертвой бедности. Ни одна из сторон не извлекла бы реальной выгоды из возвращения к системе наличных платежей, если бы вообще эта
мера была осуществима.
191
Оуэн Р. Избранные сочинения. Том 1. (Owen R. Selected Works) Перевод с английского и комментарий С.А.Фейгиной. Вступительная статья В.П.Волгина. (Москва - Ленинград: Издательство Академии Наук СССР, 1950. - Серия «Предшественники научного социализма»)
Итак, что мы видим? А видим мы то, что я был прав на 100% в своем споре с И.В. Арзамасцевой. Ценность каждого продукта труда при социализме должна определяться в часах необходимого для его изготовления среднего человеческого труда. Теми же единицами должна определяться и ценность самого труда, т. е. заработная плата. При этом Оуэн убежден в том, что можно установить среднее количество даваемого человеком труда или его производительной силы; поскольку она является основанием всех богатств, то надо установить ценность ее в каждом произведенном предмете и соответственно определить меновую ценность каждого предмета для обмена его на другие, причем установленные величины будут постоянными на данный определенный период.
Все это полностью соответствует мыслям Маркса и Энгельса, невзирая на которые И.В. Арзамасцева пришла к ложному выводу, что при социализме все произведенное надо сваливать в общий котел независимо от трудовой ценности продукта той или иной отрасли. А вот как достать из этого котла именно то количество товара, которое соответствует количеству труда работника, она не знает. Поэтому и задает нелепый вопрос о том, как найти формулу для «подсчета затрат социалистического труда в целом».
Надеюсь, что теперь мы с этим вопросом разобрались раз и навсегда.
С уважением.
Валерий