Говорят что, сколько людей то столько и мнений. Но в связи с этим прочным утверждением хочется найти ту начальную, исходную точку, которая даёт начало представлений об обществе и от которой можно плясать как от печки. К таким представлениям относится образ общественного производства, понимание его сущности. Что такое общество и общественное производство? Этим вопросом при анализе общества, задавался Карл Маркс, более того марксизм как социальная наука претендует на освещение в тонкостях данного вопроса. Он начал анализ общества с огромного скопления товаров, чтобы далее сказать что товар это просто полезная вещь, вещь, удовлетворяющая человеческие потребности. Потому минимизируя количество букв и понятий, можно законно предположить, что смысл нисколько не изменился, если бы Карл Маркс начал «Капитал» со слов «общество представляется огромным количеством вещей служащих непосредственно для удовлетворения человеческих потребностей и непосредственно обслуживающих эти потребности». Данное сокращение ни на йоту не изменяет смысла, но полагает общественное производство как производство вещей для удовлетворения общественных потребностей, полезных вещей. Тем самым приходится констатировать, что Карл Маркс полагает и рассматривает общество производителем необходимых вещей, предметов, для его же собственного общественного воспроизводства. «Производство и есть непосредственное воспроизводство» - представляет он. «Так же, как общество не может перестать потреблять, так не может оно и перестать производить. Поэтому всякий общественный процесс производства, рассматриваемый в постоянной связи и в непрерывном потоке своего возобновления, является в то же время процессом воспроизводства»,23-579. Производство, которое существует, осуществляется в обществе, по взглядам марксизма, согласно социально – экономической фазе его развития показывает всего лишь то, каким способом производится общественный продукт, которым общество воспроизводит себя. Например: капитализм, это такой способ производства общественного продукта, в котором нанятые капиталистом наёмные рабочие производят вещи общественного предназначения. Дефект такого производства, на что и указывает Карл Маркс, это полная анархия в капиталистическом хозяйстве, капиталистическом обществе. Т.е. производство отдельных капиталистов, которое существует независимо друг от друга или даже вопреки. Общественное производство при капитализме, не очень – то общественное, всеми выводами и положениями, констатирует он. Потому контуры идеального общественного производства Карл Маркс резко и объёмно обозначил общим производством трудящихся для себя, для удовлетворения насущных потребностей самих себя и соответственно общества. Он, тем самым, представлял воспроизводство общества и отдельно воспроизводства человека. Воспроизводство человека обеспечивается только частью созванного обществом совокупного продукта. Другая часть в «идеальном обществе», в обществе всеобщего труда, та самая «прибавочная стоимость» должна создавать «общественные фонды потребления». «Прибавочная стоимость» практически незаконно присваивалась эксплуататорами в лице рабовладельца, феодала или капиталиста. «Прибавочная стоимость» есть, по взглядам марксизма, общественным продуктом, которая обеспечивает общественные потребности или общественное воспроизводство. Её существование обеспечивало производство отдельного человека, который на определённой ступени своего развития стал производить больше того что необходимо для его персонального воспроизводства. С одной стороны, представляет К.Маркс, тем самым осуществился прогресс, производство человеком продукта, больше своего воспроизводства, что показывало прогресс общества. Но этот необходимый процесс производства «прибавочной стоимости» обернулся для трудящегося с неожиданной стороны. Излишек производства стал присваиваться отдельными людьми, незаконно присваивающими тот излишне общественный продукт, который в принципе является, для Маркса общественным продуктом воспроизводства общества, общественного воспроизводства. Регулярно употреблявшееся им понятие «излишка производства» или то же самое «прибавочной стоимости» относится к излишне произведённому труду рабочего относительно его воспроизводства. «Капитал не изобрёл прибавочного труда. Всюду, где часть общества обладает монополией на средства производства, работник, свободный или несвободный, должен присоединять к рабочему времени, необходимому для содержания его самого, излишнее рабочее время, чтобы произвести жизненные средства для собственника средств производства»,23-247. Карл Маркс представлял производство общества, как совокупное производство общественного продукта, того что в обществе попросту нет. Можно твёрдо сказать и констатировать, что в обществе нет того к чему апеллирует Маркс, продукта созданного сообща, общего продукта. Есть продукт труда для других под названием товар, и есть продукт труда других, которого стоит товар и который является средством воспроизводства человека. То, что системно выражают принципы общества. Человек не производит средства своего воспроизводства и даже больше, на чём настаивает К. Маркс. Он производит отдельный товар для других. Не собственный труд или труд для себя, является средством воспроизводства человека, а другой общественный труд, труд других. Т.е. человек, рабочий, трудящийся трудится не в общем коллективе по созданию общественного продукта, а трудится для других, чем и создаются контуры общественного производства. Общественного производства, которое системно выражает и поддерживается взаимодействием труда для других и трудом других. В «новом обществе» нет ничего нового, потому что это банально утопия, обусловленная и обозначенная производством для себя. Общество это структура образованная трудом не для себя, а для других. Строение и сущность общества обусловлена трудом для других, а не общим трудом для себя. Кризис, из которого, кажется, нет выхода, образован этими, казалось почти незначительными фразами. Слова Карла Маркса: «при тех общественных условиях, когда люди производят для самих себя, действительно не бывает кризисов»,26-2-559, выражают принципы мифического общества. Потому сегодняшний кризис это кризис знания и понимания общества, кризис знаний о его структуре. Человек трудится и производит не для себя, а для других, для обмена, Мы же с упорством маньяка пытаемся построить общество общего производства для себя, но при этом стараемся, чтобы общество было товарным. Товар это выражение труда, полезная вещь или «потребительная стоимость» выражение рабочей силы. Кризис в обществе и порождается этим обстоятельством, тем, что не задействуется социальное выражение трудом сущности человека. Понятие труда и понятие общества почти не касается человека, человеку оплачивается рабочая сила, потраченная при производстве. Но достигает ли затрата рабочей силы цели, общественного удовлетворения, полезности для других, это в социальной системе, для трудящегося всё равно, безразлично, исходя из того что его труд это труд для заработка, для удовлетворения его собственных потребностей, труд «для себя». Труда, для себя попросту нет и не может существовать, по крайней мере, он не может быть рассмотрением науки, труд всегда и исключительно производит не для себя, а для других. Труд, который для других, который обслуживает не просто потребности, а потребности других, только в этом случае является трудом. Труд не просто производит, а производит ВСЕГДА для других и потому имеет товарное выражение, а не просто приспособленной к потребностям общества вещи. То что «Товар реально есть потребительная стоимость», 23-116, или предмет потребления, имеет под собой реалии, только в том случае это может быть действительно, если это есть предмет потребления не вообще или просто предмет потребления, полезная вещь, а полезная вещь для других. Вещь полезная и пригодная для других, «что может показать только обмен»23-96. Данное положение показывает истоки труда и общества, истоки и начало производства, даже не просто производства, а производства для других. То, что предполагает К. Маркс, довольно сомнительно и туманно: «с первого дня своего появления на земном шаре человек должен потреблять ежедневно, потреблять, прежде чем он начнёт производить и в то время как он производит. Если продукты производятся как товары, то после того как закончено их производство, они должны быть проданы и только после своей продажи могут удовлетворять потребности производителя», 23-180. Абсурд не только в том, что потребление выступает основополагающим, начальным моментом, но и то что «если продукты производятся как товары», В обществе всегда и тотально продукты труда производятся как товары, т.е. для обмена с другими, а не совместно с другими для себя. Товарное производство и является структурно определяющим самого общества, производством для других, для обмена. В этой же цитате находится положение, которое определяется не опиской и ошибкой, а скорее оговоркой по Фрейду, обусловленное представлением общественного производства для себя, для непосредственных его производителей. «Если продукты производятся как товары, то после того как закончено их производство, они должны быть проданы и только после своей продажи могут удовлетворять потребности производителя». Оговорка обусловлена понятием общественного производства производителей непосредственно для себя. То что «товары должны быть проданы» это просто пожелание, а то, что после своей продажи могут удовлетворять потребности производителя», логический тупик. Это относится к выражению того что условием существования общества является товарное выражение труда. Карл Маркс иррационально представлял сущность полезной вещи, что это полезная вещь для других и потому имеет товарное выражение. Для него полезная вещь уже полезна без превращения её в товар, условие необходимое для представления общества как безбрежное производство полезных вещей обществом для себя. «Быть потребительной стоимостью представляется необходимым условием для товара, но быть товаром, это — назначение, безразличное для потребительной стоимости». 13-15 Производитель и удовлетворение потребностей, представляют двух разных людей, потому что это общество. Обмен трудом между людьми и образует общество. Общество, которое представляет равные и равноправные социальные отношения на примере двух обменивающихся человек. Для Маркса эти отношения изначально антагонистические производства отдельного человека отдельно для себя продукта и присвоения излишка от этого продукта другими. Т.е. это изначально неравноправные отношения, отношения между производителем и его эксплуатирующей надстройкой.
|