Здравствуйте, Валерий Васильевич.Вы спрашиваете:Цитата:
вопросы.
1. Вы действительно, как и практик, считаете, что себестоимость может быть там, где нет стоимости?
2. Вы так же, как и практик, действительно думаете, что стоимость определяется путем маркетинговых исследований и субъективной оценки продажной рыночной цены товара его производителем?
3. Вы так же, как и практик, не отличаете действительную стоимость от рыночной цены?
4. Вы согласны с тем, то для распределения по труду пирожки должны быть распределены следующим образом: 25 пирожков — домохозяйке, 25 пирожков всей остальной семье? У вас тоже так в семье делят «добычу»?
5. А вообще вы давно читали «Капитал» Маркса?
Во всех этих Ваших вопросах есть, на мой взгляд, недопонимание позиции Ирины Валентиновны (другие вопросы вызваны Вашим раздражением).
Объясню, как я вижу логику её рассуждений. Ирина Валентиновна пытается разработать систему терминов, которые описывали бы логику функционирования НЕ-ТОВАРНОЙ экономики. Те намёки, которые встречаются в трудах Маркса и Энгельса, касающиеся устройства нового общества свободной ассоциации производителей, Ирина Валентиновна пытается осмысливать и развивать. В частности в таком обществе продукты труда не являются товарами и не приобретают характер «стоимостей», хотя создаются трудом, но это индивидуальный конкретный труда, который не приобретает характер «абстрактной всеобщности». Без частной собственности на продукты труда и обмена через рынок невозможно превращение продуктов труда в товары, а индивидуального конкретного труда в труда «абстрактный». Маркс неоднократно подчёркивал, что «стоимость» - категория не всеобщая, а исторически-конкретная, применимая ЛИШЬ для описания процессов внутри исторически-определённой экономической системы – внутри РЫНОЧНОЙ экономики. Никто не подсчитывает «созданные стоимости» внутри патриархвльной семьи, где родители и дети и внуки плечо к плечу выполняют весь комплекс работ по хозяйству: кто-то копает огород, кто-то готовит пищу, кто-то пасёт и кормит скотину, кто-то латает крышу…. Никому из работающих членов семьи и в голову не придёт подсчитывать «затраты мозга, мускулов, нервов, рук и т.п.» потом приводить эти «затраты» к рыночной оценке и на основе этого требовать себе определённую долю из общего котла. Семейный продукт, созданный трудом семьи, распределяется совсем на иных принципах, учитывающих не только «затраты труда в физиологическом смысле» но тысячу других критериев, на которых зиждется благополучие всей семьи.
В примере Маркса с Робинзоном – совершенно очевидно, что труд Робинзона не создаёт никакой «стоимости», хотя и является «затратой мозга, мускулов, нервов, рук и т.п.». Отсюда ясно, что сам по себе «труд в физиологическом смысле» (который есть в любом обществе) и «абстрактно-всеобщий труд», количеством которого и является «стоимость» - это вещи разные и надо их чётко различать.
Продолжим пример с семьёй. Если почти не-товарное хозяйство, которое ведётся внутри семьи, всё-таки вынуждено выменивать часть своей продукции на необходимые вещи на рынке – например, покупать муку для изготовления пирожков, то в этой части приобретаемое семьёй на рынке получает рыночную оценку и фигурирует в семейном бюджете в виде «стоимости» купленных продуктов (муки). Раз имеется рыночное опосредование (покупка муки) , то есть и выражение этой купленной (или полученной прямым бартерным обменом) муки в виде эквивалента – денег, если мука была куплена, или - в виде того количества семейного продукта, на который через обмен была приобретена мука. До тех пор, пока семья не выносит свой продукт на рынок, хозяйство внутри семьи ведётся без подсчёта «стоимостей», а труд учитывается в часах индивидуальной работы с поправкой на сложность и интенсивность и качество труда. Дико было бы, если бы члены одной семьи занимались подсчётом своих трудов, используя рыночную оценку: например, "во что обошлось бы содержание няни" – думала бы Мама, укачивая в люльке младенца, "во что обошлась бы оплата повара и уборщицы" – думала бы та же Мама, готовя обед и убирая дом, «сколько пришлось бы заплатить плотнику» - думал бы Отец, латая крышу, «что бы за эту работу получила швея» - думала бы сестра, занятая вязанием свитера…. Просто все в этой большой дружной семье стараются делать, что умеют по мере своих сил, не занимаясь пустопорожними подсчётами – сколько та или иная работа «стоит» на рынке.
Вот о ТАКОЙ БОЛЬШОЙ СЕМЬЕ трудящихся мечтал Маркс. И как сделать, чтобы хозяйство такой семьи процветало, и всем в ней жилось хорошо – об этом думает Ирина Валентиновна, пытаясь нащупать принципы благополучной жизни такой Семьи, которые можно было бы распространить на всё общество. Утопия – скажут многие. Бесплодные мечтания – скажут другие. Да пусть говорят.
Цитата:
«Следуй своей дорогой – и пусть люди говорят, что угодно» (Данте).
И вот – что же мы наблюдаем на нашем Форуме? Печальное зрелище. Человек, который ищет новые формы устройства общества на началах большой дружной семьи – становится предметом насмешек, колкостей, оскорблений даже. Вместо того, чтобы ВДУМАТЬСЯ в логику аргументации Ирины Валентиновны и ещё раз перечитать соответствующие места Маркса и Энгельса, вместо этого идёт какая-то странная реакция.
Возможно, Практик заблуждается в каких-то деталях, но основное направление выбрано верно – в этой связи хочу привести статью Жореса Алфёрова, где он рассуждает о социализме, капитализме и ФАШИЗМЕ.
Цитата:
Сегодня наступило необычайно черное время для всей нашей планеты. Сегодня на нашей планете – к сожалению, об этом можно говорить с очень большой долей достоверности – наступило время фашизма в самых разных формах. С моей точки зрения, это происходит потому, что нет такого могучего сдерживающего фактора, каким был Советский Союз.
http://sovross.ru/modules.php?name=News ... sid=602378Джек Лондон ещё в начале прошлого века верно угадал, к ЧЕМУ придёт капитализм, если его ничем не ограничивать и дать свободно расти – К ФАШИЗМУ. Диктатура – самый лучший способ держать в узде недовольство эксплуатируемых масс. После краха ССССР мы наблюдаем во всех регионах одну и ту же тревожную тенденцию – тренд управления в сторону жёстких тоталитарных методов, использующих СМИ для зомбирования населения и тайную полицию и войска для подавления инакомыслия и принуждения к усилению эксплуатации. Уровень жизни рабочих в странах Запада после краха СССР стал падать – исчезло сдерживающее аппетиты капитала начало.
Цитата:
Капитал … избегает шума и брани и отличается боязливой натурой. Это правда, но это ещё не вся правда. Капитал боится отсутствия прибыли или слишком маленькой прибыли, как природа боится пустоты. Но раз имеется в наличии достаточная прибыль, капитал становится смелым. Обеспечьте 10 %, и капитал согласен на всякое применение, при 20 % он становится оживлённым, при 50 % положительно готов сломать себе голову, при 100 % он попирает все человеческие законы, при 300 % нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы. Если шум и брань приносят прибыль, капитал станет способствовать тому и другому. Доказательство: контрабанда и торговля рабами
Томас Даннинг (английский публицист).
Если не пытаться ничего изменить – придёт время, когда мы сами не заметим, что живём в статусе зомбированных рабов под управлением кучки циничных политиков и капиталистов.
И возможно, это время уже не за горами – на эту опасность указывают многие признаки.
Анализ ситуации в мире и стране – передача «Смысл Игры 102»
Сергей Кургинян.https://www.youtube.com/watch?v=PlYgIZceoioВозвращаясь к Теме. Так вот, понимая опасность ситуации, и что капитализм в принципе не способен решить фундаментальные проблемы Человеческого Развития, и даже не желает их ставить и рассматривать – понимая, что ничем не сдерживаемый капитализм склонен к тирании (с риском перетекания в фашизм) - так как адепты денежного мешка и золотого тельца способны что-то делать только ради золота, а предела алчности и тщеславия не существует – понимая всё это, и осознавая ответственность за свои СЛОВА – что должны мы делать: кричать «ату его» каждому, кто осмеливается искать новые пути жизни людей и предлагает новые формы устройства общества… Не согласен я с общим хором в этой Теме. И выражаю своё глубокое уважение автору Темы – Ирине Валентине за её мужество, терпение, и стойкость в отстаивании своих идеалов.
С уважением,
Григорий.