практик писал(а):
Иными словами я говорю о Фоме, а Вы - о Ереме.
Вот-вот. Я говорю о потребительной ценности (читайте Туган-Барановского), а вы мне о полезности. Я уже устал писать на данном форуме, что полезность и потребительная стоимость (ценность) — это не одно и то же. Советская политэкономия отождествляла полезность и потребительную стоимость и пришла к следующему идиотскому выводу:
«Марксистско-ленинская политическая экономия исходит из того, что ПОТРЕБИТЕЛЬНАЯ СТОИМОСТЬ НЕ ПОДДАЕТСЯ КОЛИЧЕСТВЕННОМУ ИЗМЕРЕНИЮ. Противоположный подход лежит в основе субъективно-психологических теорий стоимости, созданных буржуазными теоретиками в 70-х гг. 19 в. в противовес марксизму» (Энциклопедия политической экономии. М., 1979. Т. III. С. 307).
Утверждение «потребительная стоимость — это полезность вещи» проистекает из работы А. Смита, не имеющей никакого отношения к Марксу. Аргументом в пользу такого определения служит выражение Маркса «Полезность вещи делает ее потребительной стоимостью». Если вырвать его из контекста, то действительно может показаться, что это выражение похоже на «казнить нельзя помиловать». Полезность и вещь — женского рода, поэтому «ее» может относится и к вещи, и к ее свойству, полезности. Но если просто прочитать следующий за этим выражением текст, то станет ясно, что потребительная стоимость — это вещь, а не полезность вещи.
Аргумент экономической теории марксизма, основанный на некоторой двусмысленности выражения «полезность вещи делает ее потребительной стоимостью», которое дается в немецком оригинале, в русском и английском переводе, полностью опровергается в авторизованном французском издании «Капитала».
Маркс исключает всякую двусмысленность и дает «L’utilite d’une chose fait de cette chose une valeur d’usage», в дословном переводе — «полезность вещи делает из этой вещи потребительную стоимость». (см. Теория общественного богатства. Основания микро- и макроэкономики: Учебник / А.В. Сорокин. — М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2009. – С.509)
Итак, запомним раз и навсегда.
Поле́зность вещи (блага или товара) — её (его) способность удовлетворять какую-нибудь человеческую потребность.
Полезность можно разделить на объективную и субъективную. Проблема измерения субъективной полезности в том, что у каждого человека может быть своя оценка полезности, существенно отличающаяся от средней.
Максимизация полезности предполагает способность потребителя сравнивать, соизмерять полезности различных благ и их наборов. Во второй половине 19 века У. Ст. Джевонс, К. Менгер, Л. Вальрас независимо друг от друга и практически одновременно предложили количественную (кардиналистскую) теорию полезности.
В основе кардиналистской теории лежит предположение о возможности соизмерения полезности различных благ. Ф. Эджуорт, В. Парето, И. Фишер предложили альтернативную порядковую (ординалистскую) теорию полезности. ОРДИНАЛИСТСКАЯ ТЕОРИЯ НЕ ПРЕДПОЛАГАЕТ ВОЗМОЖНОСТИ И НЕОБХОДИМОСТИ КОЛИЧЕСТВЕННОГО СОИЗМЕРЕНИЯ, ДОСТАТОЧНО СОПОСТАВИМОСТИ НА КАЧЕСТВЕННОМ УРОВНЕ ПРЕДПОЧТЕНИЙ. В 30-х годах ХХ века эта теория приобрела каноническую завершённую форму благодаря работам Р. Аллена и Дж. Хикса. Теория, основанная на предпочтениях, стала общепринятой и наиболее распространённой.
Потребительная стоимость — это вещь с полезными свойствами, удовлетворяющими определенные человеческие потребности. Например, водка для одного человека полезна тем, что вызывает при ее употреблении опьянение, а другой использует ее для компрессов или изготовления лекарственных настоек.
Характеристика полезности1. Полезность не имеет физического или материального существования, поскольку полезность существует в сознании потребителя.
2. Полезность не всегда полезна. Например, алкогольные напитки или сигареты считаются вредными для здоровья, но они могут иметь высокий уровень полезности для алкоголика или курильщика.
3. Полезность не всегда приятна. Например, медицинские лекарства или инъекции не дают никакого удовольствия, но могут иметь высокий уровень полезности для пациентов.
4. Полезность и удовлетворение — разные вещи. Например, потребитель, думая о покупке какого-либо товара, имеет в своей голове представление о полезности этого товара. Но удовлетворение наступает только после приобретения этого товара и/или его потребления. «Полезность» — ожидаемое удовлетворение, в то время как «удовлетворение» — наступившая или реализованная полезность.
Характеристика потребительной стоимостиПотребительная стоимость — это вещь, благо, услуга с полезными свойствами, удовлетворяющими определенные человеческие потребности. Например, водка для одного человека полезна тем, что вызывает при ее употреблении опьянение, а другой использует ее для компрессов или изготовления лекарственных настоек.
Товарное тело, как, например, железо, пшеница, алмаз и т. п., само есть потребительная стоимость, или благо. Этот его характер не зависит от того, много или мало труда стоит человеку присвоение его потребительных свойств. При рассмотрении потребительных стоимостей всегда предполагается их количественная определённость, например дюжина часов, аршин холста, тонна железа и т. п.
В отличие от полезности потребительные стоимости измеряются, взвешиваются и т.п.
Маркс разъянял:
«Так как товар покупается покупателем не потому, что он имеет стоимость, а потому, что он есть «потребительная стоимость» и употребляется для определенных целей, то само собой разумеется: 1) что потребительные стоимости «оцениваются», т. е. исследуется их качество (точно так же, как количество их измеряется, взвешивается и т. п.); 2) что когда различные сорта товаров могут заменить друг друга для тех же целей потребления, тому или иному сорту отдается предпочтение и т. д. и т. д.» (т.19, с.387).
Есть такое выражение: как горохом об стенку. Сколько таким людям, как
практик, не разъясняй, а они снова о своем.