С.Рауха. писал(а):
ArtashirЦитата:
Таксономические группы живых организмов, как правило, уникальны. Иногда имеет место параллелизм. Прямой аналогии с формами общественной организации здесь нет.
Типы соц.систем не менее уникальны.Аналогия,пусть и не прямая,имеется.
Если это так, то какой смысл говорить о полисе и номе как неких универсальных единицах, проявляющихся в различных странах и в разные эпохи ?
С.Рауха. писал(а):
Соц.системы полисного типа(ССПТ) может быть охарактеризована следующими внешними признаками:1)Ограниченная территория с городским поселением.2)Широкое развитие товарно-денежных отношений.3)Отсутствие общины 4)Проницаемость и гибкость системы соц.страт и (иногда "или") возможность относительно быстрого формирования новых страт ,включая элитные.5)Высокая зависимость элиты от общественного мнения,необходимость проводить специальную информационную политику,гибкое(относительно систем иного типа)манипулирование общественными настроениями.6)"Дрейф" общественной идеологии от традиционности к рационализму.Список при желании можно продолжить.
Разве в античном полисе имела место проницаемость и гибкость социальных страт ? Мог ли раб стать аристократом или хотя бы гражданином ? Да и просто негражданин (не раб) разве мог стать гражданином ?
И всегда ли имели место в соц. системах Нового времени такие начала, как ограниченная территория с городским поселением и отсутствие общины ?
С.Рауха. писал(а):
Почему соц.системы номового типа(ССНТ) обязательно должны быть привязаны к "локальным очагам культуры"?Площадные социокультурные образования были,фактически,агломерциями ССНТ, способными включать отдельные ССПТ,соц.системы более архаичных типов,особые религиозные соц.образования(монастыри,ашрамы и т.д.) на "симбиотических началах",что не меняло их ССПТ-характера в целом.
Потому что главное поселение нома должно было исполнять культуроообразующие функции (идеология, религия). С появлением культурно-однородных территорий и государств эта функция мало-помалу утрачивается.
Цитата:
Под гиперобщиной подразумевается особая "мутация" ССНТ,когда правящая элита ССНТ начинала проводить широкие соц.реформы,как правило на рационалистических принципах,кардинально меняющие базовые соц.структуры.Радикальных изменений в народном сознании при этом,как правило,не происходит.До Нового Времени гиперобщина была редким,исключительным феноменом(наиболее ранний пример г.о. -г. Ур в один из периодов третьей династии).Последние лет 200 г.о.-системы активно копируют структуры ССПТ(конструируют и строят эдакие "деревянные пулеметы",иногда впрочем(г.о.-системы "конфуцианской традиции"),достаточно эффективные).
Здесь не совсем понял. Зачем гиперобщинам копировать струтуры ССНТ, если, исходя из изложенного, они и так из них вышли, так сказать "яблоко от яблони" ?