Здравствуйте, все участники.
Восток и Запад как два типа цивилизаций:
http://www.countries.ru/library/civilis/civt.htm
"
Восточный тип цивилизации (восточная цивилизация) — исторически первый тип цивилизации, сформировавшийся к 3-му тысячелетию до н. э. на Древнем Востоке: в Древней Индии, Китае, Вавилоне, Древнем Египте. Характерными чертами восточной цивилизации являются:
1. Традиционализм — ориентация на воспроизводство сложившихся форм образа жизни и социальных структур.
2. Низкая подвижность и слабое разнообразие всех форм человеческой жизнедеятельности.
3. В мировоззренческом плане представление о полной несвободе человека, предопределение всех действий и поступков, независящими от него силами природы, социума, богов и т. д.
4. Нравственно волевая установка не на познание и преобразование мира, а созерцательность, безмятежность, мистическое единение с природой, сосредоточенность на внутренней духовной жизни.
5. Личностное начало не развито. Общественная жизнь построена на принципах коллективизма.
6. Политическая организация жизни в восточных цивилизациях происходит в форме деспотий, в которых осуществляется абсолютное преобладание государства над обществом.
7. Экономической основой жизни в восточных цивилизациях является корпоративная и государственная форма собственности, а основным методом управления выступает принуждение.
Западный тип цивилизации (западная цивилизация) — систематическая характеристика особого типа цивилизационного развития, включающая в себя определенные этапы историко-культурного развития Европы и Северной Америки. Основными ценностями западного типа цивилизации, по М. Веберу, являются следующие:
1) динамизм, ориентация на новизну;
2) утверждение достоинства и уважения к человеческой личности;
3) индивидуализм, установка на автономию личности;
4) рациональность;
5) идеалы свободы, равенства, терпимости;
6) уважение к частной собственности;
7) предпочтение демократии всем другим формам государственного управления. Западная цивилизация на определенном этапе развития приобретает характер техногенной цивилизации".
Очень точно и по существу.
Два отличия лежат в основе.
1) Способность к спонтанному качественному самообновлению,
2) Соотношение индивидуума и государства.
Инициатором качественного обновления в Восточных цивилизациях является сильная центральная власть, которая инициирует процесс качественного обновления. Развитие осуществляется методом "больших скачков" или "великих экспериментов" над народом. При этом для проведения политики качественного обновления создается гигантская бюрократическая машина, которая через определенное время начинает паразитировать и перестает выполнять функции модернизации. Это приводит к отставанию и кризису системы. Кризис разрешается "смутой" и часто временным распадом системы на множество частей. Через некоторое время формируется новое единое целое, создается новый класс бюрократии, которая осуществляет необходимые качественные преобразования. Опять происходит нарастание паразитизма и опять кризис. Это - Восток. Понятно, что такой тип развития предполагает власть-собственность и господство государства над личностью.
Инициатором качественного обновления в Западных цивилизациях как правило, становятся предприимчивые индивидуалы (в широком смысле, включая "фирмы" и отдельные "предприятия"), на свой страх и риск внедряющие новшества. Эти новшества постепенно распространяются по всем частям системы, качественно модернизируя ее. К внедрению новшеств толкают периодически происходящие кризисы. Высокий динамизм и цикличность развития здесь норма и необходимое условие спонтанного самообновления системы. Понятно, что этот тип развития предполагает господство частной собственности и контроль над государством со стороны общества предпринимателей-индивидов.
Согласно МСП, цивилизации "восточного" типа соответствуют МСП-системам с отрицательным kappa, цивилизации "западного" типа - МСП-системам с положительным kappa.
Знак параметра kappa характеризует соотношение норм энтропийного убывания "условий" и "потенциала" Системы.
В Системах "восточного типа" имеет место более быстрое выбывание "потенциала". Это выражается в небережном, расточительном отношении к своим факторам производства: к ресурсам полезных ископаемых, к своей природе, к народу, к своим талантливым людям. Видимо, исторически, такое отношение формируется на фоне изобилия. По пословице: "что имеем, не храним", в тех странах, которые изначально богаты были природными дарами и плодовитым трудолюбивым, легко обучаемым и талантливым населением - в таких странах (Китай, Россия, древние восточные империи и деспотии, Персия, Вавилон, Египет...) это изначально данное богатство недостаточно ценилось. Отсюда и отношение к своим людям как к ничего не стоящим рабам, как к чему-то такому, что легко заменяемо и не имеет само по себе большой ценности. "Незаменимых у нас нет" - это выражение Сталина наиболее точно выражает практику отношения власти к людям в системах "восточного" типа.
Другая сторона - расточительное использование природных ресурсов, лесных недр, запасов полезных ископаемых. Опять же, что имеем, не храним. Использование своих богатств без оглядки на будущее. Истощение недров. Варварская вырубка лесных массивов. Общая низкая культура по сохранению своих богатств: своих земель, лесов, людей, чистого воздуха, своих нравственных и культурных ценностей. Сюда же относится и применение "потенциала" не по назначению, особенно это касается талантливых людей, талант которых не востребован. Другая сторона - подмена истинного "потенциала" его имитацией, как это часто бывает, когда люди, не способные приносить реальную отдачу в какой-либо области (науке, искусстве, управлении), тем не менее сохраняют свое место часто пожизненно, тем самым не только паразитируя за счет общества, но лишая места действительно достойных. Как в пословице, "исполняют музыку на молотках, а скрипками забивают гвозди". Все это в совокупности: небрежное отношение к своим природным богатствам, своим людям и использование не по назначению (и богатств и людей) - все это в обобщенном виде может быть выражено посредством параметра энтропийного выбытия "потенциала нации". В системах "восточного типа" этот параметр высок и как следствие, параметр kappa, пропорциональный разности между энтропийным выбытием "условий" и "потенциала", будет отрицательным.
В системах "западного" типа развито бережное отношение к своим богатствам. Система частной собственности, демократические институты и динамизм реализуют это отношение.
Люди, с которыми мне приходилось разговаривать на эти темы, некоторое время прожившие на западе, отмечали, что отличие чувствуется во всем. "В России все вязнет, как в болоте, а там любая полезная инициатива находит отклик и поддержку" - общее мнение.
Зависимость текущих выборов от предистории ставит проблему - возможно ли и как изменить тип цивилизации? Наверное, да. Но для этого надо, чтобы все люди, каждый по отдельности, научились бы бережно относиться ко всему, что их окружает - к природе, к своим богатствам, друг к другу. Самое важное, что если наберется некоторая критическая масса таких людей, трансформирование в систему с положительным kappa станет неизбежным. Поэтому
путь правильных реформ - это создание институтов бережного отношения к собственному потенциалу.
В применении к России, возможен очень широкий комплекс мер, обеспечивающих этот процесс реформирования.
Григорий.