Разбор статьи (сообщение третье): А. Р. Белоусов "СЦЕНАРИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ НА ПЯТНАДЦАТИЛЕТНЮЮ ПЕРСПЕКТИВУ", Проблемы Прогнозирования (2006), №1.http://www.ecfor.ru/fp/index.php?pid=archive/2006_1С учётом сказанного ВЫШЕ (см. предыдущий пост «ПРАВИЛА ИГРЫ») при анализе процессов интегрирования России в «мировую экономику» необходимо принять во внимание КАЧЕСТВО ИНТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СРЕДЫ РОССИИ. Это – КРИТИЧЕСКИ ВАЖНЫЙ пункт, который надо всегда держать на первом месте.
Качество «институциональной среды» можно характеризовать с помощью двух макроскопических параметров: 1) параметр «норма издержек» и 2) параметр «вязкости». Любой бизнес-проект требует инкорпорирования в сложившуюся институциональную среду. Если взять какое-либо предприятие, которое строится «с нуля», то ДО момента, когда оно выйдет на рынок и начнёт нормально функционировать, ему предстоит период «инкорпорирования в среду». Это значит, что предприниматель должен получить кредит (а кредиты в России – дорогие, кабальные), он должен арендовать какие-то площади или землю, должен выполнить все необходимые сметы и согласования, сделать проекты и подключения к сетям инфраструктур. Его должны допустить на рынок, он должен, одним словом, ВПИСАТЬСЯ в существующий контекст. На местах таким контекстом сплошь и рядом являются администрации и чиновники, каждый из которых рассчитывает иметь свою долю от нового бизнеса. То есть «первоначальные инвестиции» ещё на стадии инсталляции бизнеса зависят напрямую от КАЧЕСТВА институциональной среды. Наш иностранный инвестор может заупрямиться, потому что у себя на родине он не привык к таким излишним тратам. Он может начать жаловаться наверх или судиться – это резко удлинит время инсталляции и приведёт к ещё новым издержкам.
Параметр «норма издержек» можно определить как расходы на инсталляцию бизнеса по отношению к размеру вложенного в дело капитала. Параметр «вязкости» можно определить как отношение фактического времени инсталляции к времени инсталляции такого же бизнеса в стране с конкурентной рыночной средой. Эти два параметра: «норма издержек» и «вязкость» институциональной среды в России существенно выше, чем в развитых странах. Кроме того необходимо ещё учитывать постоянные коррупционные издержки, которые должен будет нести предприниматель уже после инсталляции бизнеса. Если этот груз дополнительных расходов оказывается выше, чем дополнительные выгоды от ведения бизнеса именно в России, а не в другом месте, то практичнее и экономичнее будет воздержаться от инвестиций и завозить готовый товар, производя его где-то в другом месте.
О качестве институциональной среды можно судить по статистике оттока капитала из страны. Чем выше вывоз капитала – тем ниже качество институциональной среды. О том, как обстоит дело в России, можно судить по графику 1.529, приведённому ниже по ссылке:
http://kaivg.narod.ru/capital.pdf
В текущем же году ожидается отток на уровне уже 100 млрд. долларов.http://www.bfm.ru/articles/2012/05/23/b ... ngami.htmlБегство капитала – следствие низкого качества институциональной среды и подмоченных прав собственности, в связи с приватизацией 1990-ых. Чтобы привлечь инвестиции, надо устранить эти две основные причины: 1) повысить СУЩЕСТВЕННО качество институциональной среды и 2) провести комплекс мероприятий по легитимизации прав частной собственности. И только после решения этих двух задач можно надеяться на изменение тенденции. Если в страну выгодно станет инвестировать, то капиталы пойдут и БЕЗ вступления в ВТО. Наивно рассчитывать, что вступление в ВТО изменит что-то в этой тенденции. Россия сейчас нуждается во ВНУТРЕННИХ системных преобразованиях в первую очередь.
ВЕРНЁМСЯ К СТАТЬЕ.Открываем стр.30, где приведена двухконтурная схема развития российской экономики. На экспорт идут «сравнительные преимущества России: углеводороды, экологически-чистая продукция сельского хозяйства, продукт русских интеллектуалов (Сколково), выгодное положение территории России (торговля транзитными перевозками). Только первый пункт этих «преимуществ» может давать реальные долговременные доходы. Но Европа стоит на грани кризиса, цены на углеводороды зависят от уровня экономической активности в странах-потребителях. То есть этот источник «модернизации массовых производств» весьма неустойчив. Всё зависит от мировой конъюнктуры.
Для устойчивого развития России нужны источники, которые НЕ ЗАВИСЯТ (или хотя бы лишь в малой степени зависят) от состояния дел в других странах. Россия может позволить себе быть самодостаточной системой в силу своих богатств, исторической судьбы и размера территории. Это кардинально отличает её от небольших стран, которые вынуждены существовать в связке со всеми другими странами, завися от них по множеству позиций. Это не значит, что надо делать ставку на изоляционизм. Но ядро экономики должно НЕ ЗАВИСЕТЬ от хода дел в других странах. Мы приходим к выводу, что упор следует делать на развитии ОТЕЧЕСТВЕННОЙ промышленности и ВНУТРЕННЕГО рынка.
«Вы утверждаете, что человек может вытащить себя из болота за волосы?»
«Мыслящий человек иногда просто обязан это делать».Задача развития ставится так:
КАК ВЫТАЩИТЬ СЕБЯ ЗА ВОЛОСЫ ИЗ БОЛОТА СУЩЕСТВУЮЩЕЙ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СРЕДЫ? Потому что как только мы решим эту задачу, в Россию пойдут инвестиции. А чтобы решить ЭТУ задачу, необходим: 1) комплекс мер по легитимизации прав частной собственности, 2) проведение реформ, которые понизят «норму издержек» и «вязкость» институциональной среды.
Есть ещё один момент, влияющий на качество «институциональной среды». Это – криминальный класс, который живёт (и хорошо живёт) лишь благодаря НИЗКОМУ качеству «институциональной среды». Это преступный мир сросшийся с бизнесом и чиновничеством, само коррумпированное чиновничество, сделавшее из своих должностей бюрократическую ренту, всевозможные теневые и полутеневые структуры, крышующие бизнес. Все они заинтересованы, чтобы старые «правила игры» оставались неизменны. Теперь представим, что в страну хлынут товары и традиционный бизнес, от которого кормится криминальный класс, начнёт нести издержки – в этой ситуации криминальный класс сделает всё, чтобы «поставить на место» заезжих чужаков. Те «практики разборок», которые широко применялись в 1990-ые, могут вновь войти в нашу повседневную жизнь. Мало верится, что криминальный класс отдаст свои позиции без боя. То есть в нынешних условиях вступление в ВТО должно быть надёжно прикрыто мощными силовыми структурами защиты бизнеса от подобных разборок. Для этого нужны некоррумпированные силовые структуры и независимый суд. А мы видим, что нет ни того, ни другого. Кущовка – это не какое-то исключение, а частое явление в современной российской действительности.
ВЫВОД: Инвестиции (верхний квадратик на рисунке на стр. 30 статьи) могут пойти только при глубоких ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫХ (до вступления в ВТО) мерах по оздоровлению «институциональной среды» в России, что означает решение трёх задач: 1) многоразовое снижение коррупции, 2) восстановление доверия населения к крупной частной собственности, 3) многократное уменьшение размера и мощи криминального класса. А это – всё проблемы внутренние и решать их необходимо ДО вступления в ВТО.
К сожалению, автор статьи почти не уделяет внимания всем этим важнейшим предпосылкам УСПЕШНОСТИ реформы интегрирования в мировую САС. Стрелочка от блока «внешние инвестиции» у него сразу беспрепятственно (а препятствий тьма) входит в ткань российской системы как оздоравливающий укол.
Смотрим далее. В контуре 1 (вверху справа) кроме экспорта внесено ещё «импортозамещение». Замечательно и можно только желать, чтобы мы сами могли производить продукцию, которая вытеснит импорт и сама станет экспортироваться за границу. Но в настоящих условиях на экспорт смогут выйти лишь отдельные предприятия. По многим причинам – не только в силу технической отсталости, но ещё в силу более высоких издержек институциональной среды и отсутствия опыта игры по новым правилам. Всё это следовало бы учесть, и тогда картина «модернизации массовых производств» уже не выглядела бы такой безоблачной, но зато была бы приближена к реалиям сегодняшней жизни.
Берём следующую «стрелку» этой схемы (рис. 1 на стр. 30). Она связывает получение ренты (природной, технологической, транзитной) с «ростом доходов». Хочется сразу спросить – ЧЬИХ ДОХОДОВ? Ведь мы же прекрасно видим, что до сих пор все эти «ренты», выручаемые Россией за счёт своих «сравнительных преимуществ» достаются очень узкому кругу либо идут на «проекты», не имеющие никакого отношения к проблеме «модернизации массовых производств». Так с какой стати после вступления в ВТО эта «рента» вдруг пойдёт на рост доходов простых граждан. Если до сих пор она уходила на другие цели, почему эта система распределения «ренты» вдруг поменяется? Может автор имеет в виду рост доходов российской элиты – то есть увеличение доходов экспортёров сырья, которые получат дополнительную выгоду от снижения пошлин на вывоз природных богатств России и положат этот дополнительный куш себе в карман? Но тогда так и надо было написать: рост доходов 0.1% населения страны - и перечислить известные фамилии выгодополучателей.
Дальше стрелка от этого роста доходов нашей элиты идёт в направлении к блоку, который называется «расширение рынков». Что покупает наша элита? На чём она ездит, что ест, где живут её семьи, где хранятся её сбережения, где обучаются возлюбленные чада – всё это ТАМ, на Западе: там у них и виллы, и дворцы, и отели, и яхты и всё прочее сокровище, а
«где лежит сокровище ваше – там будет и сердце ваше». Расширение рынка для узкой элиты, чтобы она свои возросшие доходы тратила в России и покупала бы уже здесь то, что до вступления в ВТО могла купить только ТАМ – наверное, такой смысл этой стрелочки. Чтобы тем, кто присваивает эту «ренту», было более вольготно в России тратить её, чем вывозить за рубеж. Расширение рынка для немногих, но не для всех. Понятно, что это не может существенно изменить условия платёжеспособного спроса в стране на товары «массовых производств».
ВЫВОД: Таким образом,
основная схема развития страны на стр. 30 не отражает ряд принципиальных моментов, без которых эта схема работать НЕ БУДЕТ. Не учтена роль «институциональной среды», отсутствует объяснение механизма стимулирования внутреннего спроса и механизма блокирования саботажа криминального класса.
Это – чисто механистический подход к системам, которые по природе своей механистическими НЕ ЯВЛЯЮТСЯ. Для исследования сложных адаптивных систем (САС) совершенно недостаточно такого подхода, недостаточно методов системной динамики и эконометрики (автор применяет эконометрическую модель с 345 уравнениями и 449 переменными - стр. 7). Нужны современные алгоритмы анализа, развитые в последние 10 лет у нас в стране и за рубежом (многоагентное моделирование и целостный подход к изучению САС – Метод Системного Потенциала).
Рассмотрим теперь более детально, что входит в контур 2. Процитируем ещё раз стр. 31:
Цитата:
В. «Возможность использования внутренних условий для устранения системных дисбалансов российской экономики и повышения конкурентоспособности её наиболее отстающих – внутренне-ориентированного и социального секторов предполагает:
1) расширение российского среднего класса и связанный с этим рост потребительских стандартов, увеличение и формирование новых сегментов потребительского рынка,
2) трансформацию инфраструктуры потребительских рынков (торговые сети) и превращение сетевых структур в значимые источники инвестиций в производство товаров,
3) появление нового типа работника и предпринимателя, что меняет требования к социальным и экономическим институтам и инфраструктуре,
4) преобразование сферы потребления на основе её информатизации,
5) рост массового спроса на жильё,
6) ускоренное развитие образования и здравоохранения, формирующие спрос на продукцию сопряжённых отраслей (офисная техника, медицинское оборудование, фармацевтика),
7) рост инвестиционного спроса, связанный с модернизацией инфраструктуры и нефтегазового комплекса,
8) повышение возможностей капитализации российских компаний и расширение их доступа к мировым ресурсам развития (технологическим, финансовым, кадровым),
9) расширение возможностей для технологического трансферта и выхода российских компаний на новые рынки,
10) рост инвестиционного потенциала за счёт притока иностранных инвестиций и увеличения «длинных» кредитных ресурсов.
Отмеченные две группы факторов определяют принципиальную «двухконтурную» конструкцию механизма реализации конкурентных преимуществ»
К «системным дисбалансам» очевидно, относится и в высокое неравенство и отсутствие широкого среднего класса. В странах с конкурентной экономикой «средний класс» формируется из работников квалифицированного труда и средних предпринимателей: это учёные, учителя, врачи, квалифицированные рабочие, работники в области телекоммуникаций и информационных технологий, менеджеры, чиновники администраций, мелкие и средние бизнесмены. Система налогообложения устроена так, что постоянно идёт процесс выравнивания уровней доходов – за счёт этого и формируется средний класс. Правда в последние лет 10 он всё более сужается, а дифференциация нарастает (причина – крах СССР). Но в нашей стране с её плоской шкалой налогов этот механизм не работает, а криминальный класс изымает значительную долю добавленной стоимости, что тоже не способствует формированию «среднего класса». Высокий уровень неравенства и отсутствие среднего класса – две стороны одной монеты: существующей системы налогообложения и существования криминального класса. Чтобы решать эти задачи – опять же никакое вступление в ВТО не нужно, а нужно всего лишь ЖЕЛАНИЕ и ТВЁРДАЯ ВОЛЯ провести соответствующие экономические реформы.
Приведённый выше перечень «В» определяет условия, которые позволяют решить задачу «устранения системных дисбалансов».
Рассмотрим детально каждый пункт перечня «В»:Цитата:
1) расширение российского среднего класса и связанный с этим рост потребительских стандартов, увеличение и формирование новых сегментов потребительского рынка.
Но узость «среднего класса» сама по себе уже является системным дисбалансом. «Расширение среднего класса» - это уже результат преодоления данного дисбаланса. В перечне этот результат толкуется как условие «устранения системных дисбалансов». Либо здесь логическая ошибка, либо устранение данного дисбаланса (= расширение среднего класса) является условием устранения другого дисбаланса (высокой дифференциации доходов). Если взять вторую интерпретацию (а первая – это логическая ошибка), то в этом случае мы получим тавтологию, потому что расширение среднего класса всегда ведёт к понижению уровня неравенства в обществе.
Цитата:
2) трансформацию инфраструктуры потребительских рынков (торговые сети) и превращение сетевых структур в значимые источники инвестиций в производство товаров,
Данный пункт, видимо, указывает на необходимость широкого распространения торговых сетей, на которые предлагается возложить функцию инвестирования в производство товаров. Но торговые сети – это современные КУПЦЫ, посредники, а не производители. Они не производят товары, а закупают их у производителей и продают через свои филиалы и торговые точки. Эти две части бизнеса: производство и торговля специализируются на вполне определённой операции: производители заняты производством, торговые сети заняты покупкой и продажей. Торговый капитал может ссужаться под процент, функционируя в этом случае как составная часть банковского капитала – но тогда он не инвестируется, а даётся взаймы, как и всякий другой кредит. Может быть, автор имел в виду, что крупные торговые сети, имея огромные капиталы пойдут в производство и торговый капиталист станет промышленным? Так было на заре капиталистической эры, когда купец действительно часто становился промышленником. Но в наши дни промышленное производство – это совершенно иной бизнес, чем торговля. Более того, в нашей стране по множеству причин выгоднее торговать, чем что-то производить. Скорее промышленник в наши дни чаще становится ещё и торговцем, открывая свои специализированные магазины, чтобы не отдавать часть прибыли профессиональному торговцу. Вообще правилом является концентрация усилий на каком-то одном виде операций – это даёт экономию времени и в конечном счёте оказывается выгоднее, чем разбрасывание усилий и денег на множество разнообразных проектов и начинаний. Торговым сетям, накопившим большие капиталы и не имеющим возможность шириться дальше выгоднее будет использовать свой свободный капитал для финансовых операций – помещая его в приобретение новых ценных бумаг, акции… Если автор имеет в виду инвестирование этого рода, то оно вполне возможно, но оно не равносильно РЕАЛЬНЫМ инвестициям, вложениям в новые объекты промышленности. Количество и стоимость акций может возрастать до гигантских размеров, никак не сказываясь на процессе РЕАЛЬНОГО инвестирования, не приводя к созданию новых предприятий их расширению или технической модернизации. Просто растёт бумажный ком, который на фондовом рынке порождает всё новый и новый спрос на соответствующие растущие в цене бумаги. Но приходит час – и вся эта пирамида «инвестиций» рушится как карточный домик, а задача модернизации массовых производств остаётся всё так же нерешённой.
Цитата:
3) появление нового типа работника и предпринимателя, что меняет требования к социальным и экономическим институтам и инфраструктуре.
Новый тип работника – это по-видимому работник на высокотехнологичном модернизированном массовом производстве, знающий современные технологии и предъявляющий новые требования к «социальным и экономическим институтам и инфраструктуре». Но это опять-таки трудно отнести к условиям устранения дисбалансов. Новый работник и новый предприниматель могут вырасти только в новой институциональной среде – а без неё снизить себестоимость производств до мирового уровня не получится, даже если оснастить все производства по последнему слову техники – значительную часть от выгод всего этого тут же «прихватизирует» российский криминальный класс. Опять приходим к тому же – надо прежде менять институциональную среду и только потом «модернизировать массовые производства».
Цитата:
4) преобразование сферы потребления на основе её информатизации
Информатизация – дело хорошее, но в общем-то не столь важное в данном случае. Если речь идёт о развитии торговли через интернет, то конечно это может быть удобно и развивать это надо, но это никоим образом не может устранить «системные дисбалансы» российской экономической САС.
Цитата:
5) рост массового спроса на жильё.
Видимо, имеется в виду, что в связи с ростом доходов будет расти и спрос на жильё, что оживит строительный сектор. Но кто же сказал, что доходы будут расти? Ведь всё предлагается делать одновременно – и экономику модернизировать и партнёров по ВТО на свои рынки запустить. А это приведёт (см. выше) к сокращению производств и безработице. Откуда же спрос на жильё возьмётся? Он может быть только со стороны той ничтожно малой прослойки, которая от вступлении в ВТО что-то выгадает и вот им - верно - «жить станет лучше, жить станет веселей». Вот они-то и будут «стимулировать» спрос на жильё, но только жильё особого типа: на новые виллы, коттеджи, дворцы и прочие необходимые процветающему российскому бизнесмену вещи.
Цитата:
6) ускоренное развитие образования и здравоохранения, формирующие спрос на продукцию сопряжённых отраслей (офисная техника, медицинское оборудование, фармацевтика).
Давайте представим, как это может быть. После вступления в ВТО в стране растёт безработица. Одновременно ВТО вторгается на рынки социальных услуг (здравоохранение, образование, страхование…), законы поддержки со стороны государства теперь (после вступления в ВТО) могут быть оспорены и запрещены судом ВТО – и вот на этом-то фоне каким-то чудесным образом идёт ускоренное «развитие (?!)» этих самых «образования и здравоохранения», на которые, кстати в новом бюджете существенно снижены ассигнования. Откуда же ожидаемый расцвет? Что касается «сопряжённых отраслей», то спрос на медицинское оборудование со стороны частных платных клиник, обслуживающих незначительную часть наиболее состоятельного населения страны вовсе не означает «развитие здравоохранения», так же как рост спроса на обучающую технику и приборы со стороны ставших платными университетов не означает ещё «развитие образования».
Цитата:
7) рост инвестиционного спроса, связанный с модернизацией инфраструктуры и нефтегазового комплекса.
Инфраструктура какая?
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0% ... 1%80%D0%B0Если бы не было союза «и», можно было бы подумать, что речь идёт об инфраструктуре нефтегазового комплекса – то есть всех сетей, дорог, коммуникаций, объектов соцбыта и подсобных служб, без которых этот комплекс не может нормально функционировать. Если инфраструктура имеется в виду вообще вся – по всей стране, то это гигантская проблема России. Всё ветшает и приходит в негодность: дороги, по которым невозможно проехать, трубопроводы и энергосети, проложенные ещё в советские времена, ветшают объекты социальных услуг – школы, пионерские лагеря, дома престарелых, больницы, поликлиники,…. Дома периодически обваливаются уже - то в одном месте, то в другом, а газовые сети и электрические проводки не выдерживают нагрузок – взрывы и пожары случаются всё чаще - и так год за годом. А доллары от проданной нефти и газа, металлов и всех других богатств текут и текут в Россию, исчезая в ней как вода в пустыне. Вот она проблема, которую почему-то в данном пункте автор статьи связывает с нефтегазовым комплексом. А почему не с торговлей алмазами или металлом или ещё чем-то иным?
Цитата:
8) повышение возможностей капитализации российских компаний и расширение их доступа к мировым ресурсам развития (технологическим, финансовым, кадровым).
В наше время любят говорить о капитализации, понимая под этим рыночную оценку основных фондов. Но оценка эта зависит от ситуации на фондовом рынке. В периоды роста котировок акции дорожают и соответственно «капитализация» растёт, потом рынки обваливаются и «капитализация» падает. Чтобы повысить ТАКУЮ капитализацию вовсе не обязательно вкладываться в строительство новых мощностей или техническое обновление уже работающих предприятий. Достаточно лишь устроить бум на фондовом рынке – и капитализация может удвоиться и даже утроиться - при том же самом основном фонде и даже на фоне его медленной деградации и разрушения. Можно предположить, что акцент на «капитализации» делается в расчёте привлечения новых инвестиций (покупают растущие акции).Но привлечение дополнительных средств таким вот способом ещё не означает какие-либо реальные инвестиции в экономику. Шальные деньги, полученные за счёт роста котировок, часто так и остаются на фондовом рынке, опосредуя новые операции с ценными бумагами и не возвращаясь в реальный сектор. Либо эти деньги просто оседают на счетах в банках. Либо расходуются как бонусы топ менеджеров и собственников. Поэтому ставить условием «устранения системных дисбалансов» задачу капитализации вряд ли разумно. Не капитализация, а обновление всей экономики - техническое и организационное – вот что является условием «устранения дисбалансов». Так же как оздоровление «институциональной среды».
Цитата:
9) расширение возможностей для технологического трансферта и выхода российских компаний на новые рынки.
Данный пункт можно рассматривать как благое пожелание, далёкое от реальности. В реальности «технологические трансферты» - на русском языке это значит продажу и покупку новых технологий – со стороны России крайне ограничены по причине технологического отставания, а со стороны ВТО тоже ограничены по причине сохранения своего технологического превосходства и трудностей инвестирования в российскую экономику в том виде, в котором она сейчас существует (вязкая «институциональная среда» и «криминальный паразитический класс»). «Выход на новые рынки», если даже предположить высокое качество нашего продукта, предполагает мощную поддержку этого «выхода» через развитую систему страхования, банковскую систему и поддержку государства. Плюс необходим особый опыт в «продвижении» продукции (promotion) ТАМ, которым наши производители не владеют. Проталкивать товар на западные перенасыщенные рынки – процедура, требующая опыта соответствующей игры по новым правилам, которого у наших предпринимателей нет. Процесс накопления такого опыта займёт много лет и, если до того времени предприятие не разорится и не будет поглощено западными ТНК, только после этого можно ожидать каких-то плюсов.
Цитата:
10) рост инвестиционного потенциала за счёт притока иностранных инвестиций и увеличения «длинных» кредитных ресурсов.
Что касается «притока иностранных инвестиций» - то это утопия, пока «институциональная среда» остаётся такой, какая она есть. Если бы инвесторы хотели вкладываться в развитие РЕАЛЬНОЙ экономики России, они бы давно уже это делали и никакого ВТО для этого не нужно. Но вместо притока капитала, мы каждый год фиксируем рост оттока – бегство капитала из страны. И этот отток капитала всё время растёт параллельно с повышением «вязкости» нашей «институциональной среды».
На болоте нельзя строить. Чтобы инвестиции пошли в Россию, нужно менять «институциональную среду», восстанавливать легитимность прав крупной собственности и что-то делать с «криминальным классом». Вот ЭТИ три задачи необходимо решать в первую очередь.ВЫВОД: Список «В» условий «устранения системных дисбалансов» на этом заканчивается и конечно он может быть продолжен. Создаётся впечатление какой-то произвольности в этом перечислении, нет ощущения сведения в систему и полного охвата всех моментов, влияющих на решение этой задачи. При этом чрезвычайно важные пункты, такие как «институциональная среда» и её свойства, «криминальный класс», «легитимность прав собственности» либо опущен, либо упоминаются вскользь (стр. 5, 9, 10), тогда как именно это лежит в основе продолжающейся деградации страны. Не техническое отставание, а эти три пункта следовало бы поставить на первый план и строить модель, исходя из решения триединой задачи: 1) повышение качества «институциональной среды», 2) восстановление легитимности прав собственности, 3) минимизация влияния и размера «криминального класса». Все эти задачи решаются УМНЫМИ реформами, которые должны быть проведены ДО вступления в ВТО.
Есть известное «правило хорошего тона» - когда собираешься идти в «высокое собрание» - то прежде, чем пойти туда – ПРИВЕДИ СЕБЯ В ПОРЯДОК: помойся, остриги ногти, оденься, как подобает и т.д. И тогда - будешь ТАМ принят как один из достойных уважения.
===========================================================================================================================
P.S. Подборка материалов по проблемам вступления в ВТО:http://eot.su/node/12616