Иван писал(а):
Замечание. Я немного удивлен тем, что знаток "Капитала" Валерий оставил без критического внимания вот это утверждение:
ingener писал(а):
Прибыль, получаемая каждым хозяином, пропорциональна вложенному капиталу.
Правда, это утверждение тоже относилось к простому товарному производству (в применении к которому неверно), а не к "полностью роботизированной экономике" (которой вообще не может быть), так что это - "другая история" ...
Я и не такой уж большой знаток "Капитала", чтобы реагировать на все ошибочные утверждения. Однако затронутая Григорием тема достаточно интересна.
На I теоретической конференции Международной логико-исторической школы. МГУ им. М.В. Ломоносова – Современная гуманитарная академия. 2002 г. В.А. Вазюлину — человеку, написавшему книгу «Логика «Капитала» Карла Маркса», был задан такой вопрос:
Барсов А.С. Мы говорим, что при коммунизме будет удовлетворение по потребностям. Далее, по Марксу, стоимость в процессе развития общественного производства, в перспективе – труд, будет становиться бесконечно малой величиной.
А вот теперь вопрос: За счет чего будет при коммунизме удовлетворяться потребность в продукте? Ведь при коммунизме стоимости не будет. Некоторые говорят об экономике потребительной стоимости. Маркс же говорит, что потребительная стоимость – это категория товароведения. Так за счет чего же будет удовлетворяться потребность? За счет энергии. Физика дает нам решение проблемы. Так что, не стоимость, а энергия будет при коммунизме давать возможность удовлетворения потребности. И когда говорят о проблеме стоимости, то при коммунизме труд будет, но он будет бесконечно малым. Скажите, это так или не так?
http://www.ilhs.tuc.gr/ru/istoriidopol1.htmОтвет В.А. Вазюлина:На вопрос А. С. Барсова о труде, стоимости и потребительной стоимости при коммунизме можно сказать следующее.
Труд и стоимость отнюдь не одно и то же. К. Маркс впервые в истории человечества последовательно различил труд конкретный, созидающий потребительную стоимость, и труд абстрактный, созидающий стоимость. Стоимость — есть продукт абстрактного труда, воплощенный в продукте конкретного труда. Труд абстрактный, как впервые показал К. Маркс, представляет собой
исторически определенное общественное отношение. Он существовал в истории человечества не всегда и исчезнет с переходом к собственно коммунистической стадии подлинной истории человечества.
Потребительная стоимость берется К. Марксом в «Капитале» не сама по себе, а в связи с рассмотрением именно капитала, постольку, поскольку потребительная стоимость и созидающий ее конкретный труд включаются в движение капиталистических производственных отношений. Производство вещей, предметов, способных удовлетворять какую-либо потребность, т. е. производство потребительных стоимостей («потребительных полезностей») имеется в любом человеческом обществе, в том числе и коммунистическом.
Стоимости же и порождающей ее абстрактного труда на зрелой стадии коммунизма не будет.
Стоимостные отношения достигают при капитализме своего наивысшего развития. Вместе с тем при капитализме они постепенно и в определенной степени вытесняются, однако, сохраняя господствующее положение.
Иначе говоря, стоимость постепенно и в определенной степени вытесняется уже в рамках своего господства, в пределах капитализма. В общем и целом изживаются стоимостные отношения на уровне предприятий. Цех с цехом не вступают в отношения обмена товаров, а происходит прямое распределение.
В период монополистического капитализма конца XIX-го . начала ХХ века прямое распределение в известной мере переходит на уровень монополий. Образованием и распространением транснациональных корпораций аналогичный характер отношений образуется и на этом уровне. Но речь может идти только о предпосылках исчезновения стоимости при капитализме, а не об уничтожении стоимости в целом, речь идет о законе-тенденции и притом именно на стадии подготовки (начала) исчезновения стоимости.
Что же касается тенденции к уменьшению стоимости в единицах произведенной конкретным трудом продукции, то К.Маркс ее исследует, когда рассматривает относительную прибавочную стоимость: переменный капитал по мере развития производительных сил в пределе стремится к нулю, а постоянный капитал — к бесконечности. Тем самым самодвижение капитала, которое и осуществляется переменным капиталом, создает себе пределы своего существования.
Движение к этому пределу — при прочих равных условиях — бесконечно. Здесь видно, что капитализм автоматически не рухнет, а нужна сила, которая устранит капитализм. Условия для образования такой силы вызревают по мере развития капитализма. Впрочем, это уже специальная тема.
При каких условиях может быть преодолена стоимость?
Тогда, когда будет преодолена хозяйственная обособленность субъектов хозяйств. А что лежит
в основе хозяйственной обособленности? Обособленность (в развитом виде противоположность и противоречие) разных видов труда, т. е., если воспользоваться принятым ныне словоупотреблением, разделение труда. О процессе преодоления разделения труда я надеюсь написать в будущем. Это тоже специальная и весьма сложная тема.
http://www.ilhs.tuc.gr/ru/281202_13.pdfКак видим, Вазюлин правильно ответил на вопрос, но, разумеется, далеко не полно.
Вот если бы Григорию, как человеку, знающему математику, задали вопрос: может ли функция, имеющая асимптоту, достичь значения, равного этой асимптоте, Григорий бы ответил — нет! Более того, он бы даже не захотел рассматривать этот случай, как гипотетический. Но когда задаешь вопрос о том, может ли экономика, в которой переменный капитал стремится к нулю, функционировать полностью без переменного капитала, то следует ответ — да (хотя и гипотетически). На все это я возразил, назвав построения Григория иррациональными.
Однако, как бы там ни было, модель Григория показывает, что распределение конечного продукта пропорционально постоянному капиталу может осуществляться с помощью дохода, выраженного в фидуциарных денежных единицах, причем именно этот доход капиталиста, по форме напоминающий прибыль, прямо пропорционален вложенному постоянному капиталу. Как гипотеза, такая постановка вопроса в замаскированной форме имеет целью показать несостоятельность марксистской ТТС, и мне кажется, что все уже понимают, — эта постановка вопроса неправомерна.
Можно сказать и так: как утопия модель Григория осуществима технически, но кто же позволит капиталистам всех работоспособных жителей страны сделать безработными и производить конечный продукт только для себя. Разрешение данного противоречия и есть тот момент, когда экспроприаторов экспроприируют.