практик писал(а):
В основе моего равенства лежит математика, а не "принцип справедливости".
Равенство Cv + v = Cm + m возможно только по равенстве времени необходимого труда v и времени прибавочного труда m
Чем выше доля прошлого труда, тем меньше требуется необходимого и прибавочного труда для удовлетворения индивидуальных и общих потребностей.
Вы признали, что ваше равенство
Cv + v = Cm + m возможно только при равенстве времени необходимого труда
v и времени прибавочного труда
m. Обычно в таких случаях (при использовании математики), чтобы не вводить читателей в заблуждение указывают, при каких условиях выполняется то или иное равенство.
Теперь вы утверждаете, что при социализме обязательно должно выполняться равенство между необходимым и прибавочным трудом v = m. Вот с этими равенствами позвольте не согласиться.
Маркс гораздо раньше Вас показал, «что как труд отдельного рабочего распадается на необходимый и прибавочный труд, так и
совокупный труд рабочего класса можно разделить таким образом, что часть, которая производит жизненные средства для всего рабочего класса (включая сюда и необходимые для этого средства производства), выполняет необходимый труд для всего общества. Труд, выполняемый всей остальной частью рабочего класса, можно рассматривать как прибавочный труд» (том 25, ч.2).
Маркс показал также, что «от уже достигнутого уровня производительности — от того, что для непосредственного производства достаточно части производственного времени, — зависит то, что все большая часть производственного времени затрачивается на производство средств производства» (том 46, ч.2).
Маркс действительно считал, что «прибавочный труд вообще, как труд сверх меры данных потребностей, всегда должен существовать. Но при капиталистической, как и при рабовладельческой системе и т. д., он имеет только антагонистическую форму и дополняется полной праздностью известной части общества» (том 25, ч.2).
«Если свести заработную плату к ее общей основе, — писал Маркс, — то есть к той части продукта собственного труда, которая входит в индивидуальное потребление рабочего; если освободить эту долю от капиталистических ограничений и расширить ее до того объема потребления, который, с одной стороны, допускается наличной производительной силой общества (то есть общественной производительной силой собственного труда рабочего как действительно общественного труда) и которого, с другой стороны, требует полное развитие индивидуальности; если далее свести прибавочный труд и прибавочный продукт к той мере, которая при условиях производства в данном обществе необходима, с одной стороны, для образования страхового и резервного фонда, с другой стороны, для непрерывного расширения воспроизводства в степени, определяемой общественной потребностью; если, наконец, включить в № 1 необходимый труд, и в № 2 — прибавочный труд, то количество труда, которое работоспособные члены общества постоянно должны затрачивать в пользу еще или уже неработоспособных его членов, то есть если снять с заработной платы, как и с прибавочной стоимости, с необходимого труда, как и с прибавочного, специфически капиталистический характер, то останутся уже не эти формы, но лишь их основы, общие всем общественным способам производства» (том 25, ч.2).
Но Маркс нигде не говорит, что при социализме должно выполняться равенство v = m или
Cv + v = Cm + m. Напротив, он дает ясно понять, что при социализме отношение прибавочного труда к необходимому,
если рассматривать непосредственный процесс производства, а не стоимостную структуру совокупного общественного продукта, должно возрастать по мере развития производительных сил, но таким образом, что сумма (v + m), трактуемая как продолжительность совокупного рабочего дня, должна сокращаться. Ибо при этом создается относительный прибавочный продукт, как следствие действительной экономии, которая состоит в сбережении рабочего времени (минимум — и сведение к минимуму — издержек производства).
Сбережение же рабочего времени, разъяснял Маркс, «равносильно увеличению свободного времени, т. е. времени для того полного развития индивида, которое само, в свою очередь, как величайшая производительная сила обратно воздействует на производительную силу труда.
С точки зрения непосредственного процесса производства сбережение рабочего времени можно рассматривать как производство
основного капитала, причем этим основным капиталом является сам человек» (том 46, ч.2).