Здравствуйте, уважаемый Практик.Ваша позиция понятна и во многом я с Вами согласен, относительно стихии рыночной экономики и всего, что на этот счёт писали Маркс и Энгельс. Согласен я и с Вашими указаниями на перегибы в тональности и эмоциях Сергея Ивановича (наверное, всё же придётся наказывать). Но когда речь идёт о выяснении смысла каких-то идей, то, если ставить задачу выяснить, есть ли в этих идеях здравое зерно, то надо всё же искать способы конструктивного общения и разбираться в идеях, а не личностях авторов.
Верно Вы пишете, что планирование цен в условиях стихийного рынка, каким он был на заре капитализма (в середине прошлого века) - это абсурд. Но мы живём в начале XXI века и методы регулирования цен широко применяются в развитых капиталистических странах. Регулирование обычно состоит в фиксации нижнего и верхнего предела цены. Регулируют цены не только государство или местные органы власти, но и сами компании.
О РЕГУЛИРОВАНИИ ЦЕН В РАЗВИТЫХ КАПИТАЛИСТИЧЕСКИХ СТРАНАХ:http://biglibrary.ru/category44/book131/part41/Цитата:
Широко распространено мнение, что в развитых капиталистических странах экономика развивается стихийно, а цены устанавливаются совершенно свободно под воздействием спроса и предложения. Между тем особенностью современного государственно-монополистического капитализма является активное вмешательство государства и в экономическую жизнь в целом, и в процесс ценообразования. Регулирование цен осуществляется как в рамках межнационального сообщества (ЕС), так и внутри страны, в том числе и в странах с развитым государственным сектором (Австрия, Германия, Франция, Япония), и в странах, где госсектор занимает незначительное место (США).
Цитата:
В странах Европейского сообщества (ЕС) действует наднациональное регулирование цен на продукцию сельского хозяйства и черной металлургии, охватывая примерно 15 % цен. Решения об уровне максимальных и минимальных цен, а также цен поддержки на сельскохозяйственную продукцию принимает Совет министров ЕС, состоящий из министров сельского хозяйства этих стран по предложениям Комитета Европейского сообщества (КЕС). Регулирование цен осуществляется с дифференцированным подходом и позволяет регулировать уровни доходов и накоплений фермеров, а следовательно, и воспроизводственный процесс в сельском хозяйстве.
Цитата:
Наиболее важную роль играют такие формы цены поддержки, как интервенционная (цена вмешательства), целевая (контрольная или ориентированная) и пороговая цены.
Целевая – это желательная оптовая (рыночная) цена для районов наибольшего дефицита данного вида продукции в ЕС.
На основе целевой определяется уровень пороговой, верхней, границы цены. При расчете к исходному уровню пороговой цены прибавляют транспортные затраты с таким расчетом, чтобы она была несколько выше целевой. Это позволяет защитить внутренние фермерские цены от внешнего давления более низких мировых цен. Кроме того, при ввозе продовольственной продукции в ЕС государство устанавливает компенсационный таможенный сбор, размер которого постоянно меняется в зависимости от уровня мировых цен и представляет собой разницу между жестко фиксированный пороговой ценой и мировой ценой. В результате мировая цена с учетом таможенного сбора и транспортных издержек поднимается до целевой цены внутри стран ЕС.
Таким образом, политика регулирования фермерских цен основана на принципе преимущественного обеспечения фермерских доходов через рынок и цену за счет потребителя. Финансирование сельского хозяйства осуществляется посредством искусственного завышения цен по сравнению с мировыми и мер аграрного протекционизма. Рост цен поддержки постоянно сопоставляется с темпами инфляции в странах ЕС, а правительственные органы стран ЕС ведут наблюдение за издержками производства фермеров, отслеживают индексы цен на продукцию растениеводства (9 групп), животноводства (4 группы), на товары, услуги и капитальные вложения, потребляемые в сельском хозяйстве для обоснования цен издержек.
Цитата:
В черной металлургии контроль за ценами осуществляет Европейское сообщество угля и стали (ЕОУС), которое является картелью в этой области. Для стран ЕС устанавливаются твердые базисные минимальные цены, дифференцированные в зависимости от базисного размера или качества продукции, а также доплаты к базисным ценам (за качество, отделку, упаковку, проведенные испытания, стандартность) и скидки. Размер скидок и доплат меняется, так как зависит от соотношения спроса и предложения. Эти данные постоянно публикуются в прейскурантах ведущий монополий.
Цитата:
Проводя такую политику страны ЕС достигают стабилизации цен на уголь и продукцию черной металлургии, что является частью программы борьбы с кризисом этих отраслей. Ведущие производители и экспортеры металлопроката осуществляют и политику согласованного повышения цен на мировом рынке. Протекционизм в ЕС с целью защиты отечественных товаров от импортных применяется в текстильной промышленности, судостроении, производстве легковых автомобилей, бытовой энергетики, станков с программным управлением. Например, для финансирования предприятий судостроительной отрасли в ФРГ и Франции, которые являются неконкурентоспособными, но имеют стратегическое значение для ЕС (как они считают), выделяется государственная помощь в размере 10–30 % контрактной цены. В бытовой электронике для защиты своей промышленности от японских производителей ЕС постановило, что цены на японские изделия должны приравниваться к ценам франко-завод их стран, на станки с числовым программным управлением и машинными центрами установлены минимальные экспортные цены.
Цитата:
В Австрии регулированием охвачено примерно 10 % цен и механизм состоит из государственного регулирования и системы «социального партнерства», основой которого является Паритетная комиссия по вопросам цен при Министерстве экономики, состоящая из представителей правительства, предпринимателей и трудящихся.
Цитата:
Государственное регулирование цен осуществляется на основе Закона о ценах 1976 года в редакции 1988 года. В соответствии с ним министр экономики (а по фармацевтическим препаратам – министр здравоохранения) имеет право устанавливать максимальные, минимальные и твердо фиксированные цены на лом, отходы черных металлов, фармацевтическое сырье и лекарственные препараты, электроэнергию, газотеплоснабжение. Кроме того, он имеет право ввести регулирование цены, а любые товары в случае возникновения кризисной ситуации на период ее сохранения, а также устанавливать цены на срок до 6 месяцев, если считает их необоснованно завышенными. Для принятия решения по ценам в этом случае создается межведомственная комиссия, состоящая из представителей министерств, объединения сельскохозяйственных палат и объединения палат рабочих и служащих.
Цитата:
Цены на товары и услуги, на которые в Австрии существует государственная монополия, устанавливаются отдельными решениями парламента (табак, табачные изделия, соль, почтовые сборы, телефонные, телеграфные и железнодорожные тарифы) и Министерства финансов (спиртные напитки). Максимальный уровень расценок на услуги адвокатов и архитекторов определяется соответственно Министерством юстиции и Министерством экономики. Регулируются и цены на импортные товары (фрукты, овощи, картофель, кофе, какао, удобрения и корма). Уровень этих цен на внутреннем рынке не должен превышать фактические закупочные импортные цены, увеличенные на размер экономически оправданных издержек и прибыли импортера. Контроль за соблюдением установленного уровня цен проводится местными органами административных округов и полицией, а нарушения караются крупными денежным штрафами.
Цитата:
Регулируется в Австрии и цены на молоко, зерно и мясо путем установления базисных минимальных и твердых закупочных цен.
Цитата:
Особенности регулирования цен существуют и во Франции (примерно 20 % цен являются регулируемыми), что обусловлено спецификой ее экономики: Франция одна из немногих развитых капиталистических стран, где существует достаточно жесткий режим государственного регулирования цен, а с 1947–1986 годов это регулирование являлось составной частью экономической политики.
Цитата:
Государство во Франции прямо регулирует цены на такие виды товаров и услуг, как сельскохозяйственная продукция, газ, электроэнергетика, транспорт. На другие виды продукции, товаров, услуг осуществляется контроль за ценообразованием в условиях свободной конкуренции.
Цитата:
Государственным органом по контролю цен являются 3 тысячи контролеров по ценам в составе отдела по государственному регулированию цен и ценовой конкуренции департамента по конкуренции Министерства планирования и финансов и других отраслевых министерств. Регулирование цен на сельскохозяйственную продукцию осуществляется в рамках политики ЕС.
Цитата:
В Испании регулированием и контролем цен охвачено в настоящее время 10 % общего объема потребительских цен. Это относится к товарам первой необходимости, товарам и услугам, производство которых монополизировано и тем, которые подпадают под административное ценообразование. Органом, осуществляющим контроль за формированием цен, является Высший совет (далее – Совет) по ценам при Министерстве экономики и финансов.
Цитата:
Механизм регулирования включает установление разрешительных, уведомительных и местных цен.
Суть разрешительных цен состоит в том, что любое предприятие, которое хочет повысить цены на товар или услуги, направляет в Совет ходатайство и может повысить цены только после получения разрешения от него. Такие цены распространяются на соевое масло, электроэнергию, газ, бензин, керосин, дизельное топливо, нефть для производства удобрений и другие виды топлива, фармацевтические товары, страхование в сельском хозяйстве, почтовые, телеграфные и телефонные услуги, услуги железных дорог, автомобильные пассажирские и грузовые перевозки, морские и воздушные пассажирские перевозки внутри страны.
Уведомительные цены применяются на молоко, растительное масло, фуражное зерно, минеральные удобрения. Суть их состоит в том, что компании должны уведомить Высший совет о предстоящем повышении за один месяц до его осуществления.
Местные цены распространяются на услуги водоснабжения, городские пассажирские и железнодорожные перевозки, услуги клиник, больниц и санаториев. Повышение цен относится к компетенции провинциальных комиссий по ценам.
Видите, как в наше время всё усложнилось по сравнению с XIX веком. Механизмы контроля за ценами и фиксации верхнего и нижнего предела изменения цен - это меры по обузданию аппетитов монополий. Только в нашей матушке России монополисты процветают - число миллиардеров растёт год от года, а правительство талдычит всё одну и ту же песню: "Нельзя мол вмешиваться государству в свободный рыночный механизм ценообразования". Антимонопольное наше ведомство тоже большую часть года спит, равнодушно наблюдая, как цены растут бешеными темпами. Народ наш, как всегда, безмолвствует и лишь каждое утро отводит душеньку в магазинах на несчастных продавцах, не успевающих переписывать ценники. Уровень жизни падает, миллиардеры жиреют вместе с чинушами. И похоже такая ситуация всех устраивает. Путин наш в упор не замечает ни инфляции, ни растущих цен. Только эпизодически устраивается очередная компания по хождению высоких чиновников по магазинам.
Понимаете, в чём трагедия - НЕТ СИСТЕМЫ, которая регулярно в режиме онлайн отслеживала бы ситуацию по ценам и била по рукам тех, кто задирает цены сверх всякой необходимости. Нужно ли цены регулировать? Однозначно - ДА. НУЖНО. Рухнет ли от этого регулирования рынок и рыночная экономика? НЕТ, НЕ РУХНЕТ. Если подходить к этому ДЕЛУ серьёзно, с умом. Нужны ли теоретические разработки на тему КАК ПРАВИЛЬНО РЕГУЛИРОВАТЬ ЦЕНЫ? Да, нужны. Относится ли работа Сергея Ивановича Бойко к этой теме? Да относится. Он об этом кричит двадцать лет - что надо цены регулировать и ограничивать произвол монополий.
Теперь относительно сути его основной идеи. Она проста: цена должна стимулировать повышение качества продукта и снижение издержек по производству. Повысил качество - получай большую прибыль, снизил издержки - тоже получай большую прибыль. Всё предельно просто. В отрывке, который я выше привёл, тоже встречаются похожие идеи, уже на практике применяемые для регулирования цен. Есть ли смысл отнестись к этой идее Бойко серьёзно - просчитав её на моделях и сравнив с другими методами установления цен? Думаю, есть смысл это делать. Идею надо проверять, прежде чем просто отвергнуть её.
Конечно, Сергей Иванович, как и многие авторы новых идей, склонен преувеличивать значимость своей работы. Многолетнее противостояние в спорах о диссертации не прошло бесследно - по-человечески это можно понять. Но главное тут всё же не в его обидах, а в том, даёт ли предложенная им идея что-то ценное и новое для практики регулирования цен или идея ошибочна. Вот это и надо понять.
Вы пишете:Цитата:
Очень жаль, что Вы пытаетесь помочь ему в этом безнадежном поиске того, чего на самом деле не может быть по определению.
Я сейчас работаю над анализом числовой модели экономики с простым воспроизводством. В ней потребление всех видов продукта за год равно производству этих видов продукта в течение года (простое воспроизводство). В этом смысле спрос и предложение равны (сколько произвели - столько и потребили). При этом цены устанавливаются отдельно и независимо от объёмов потребления и цены могут быть установлены разными способами, не нарушая равенства спроса и предложения. При капитализме это цены производства. Сергей Иванович предложил свой способ установления цен. Можно просто сравнить две модели - модель с ценами производств и модель с ценами Бойко и посмотреть, как уменьшение материальных затрат на единицу продукции сказывается на издержках производства, прибыли и цене всех товаров. Заранее сказать, что получится нельзя, потому что это математическая задача с системами уравнений для цен и для выпусков.
С уважением,
Григорий.