Критика Марксом тезиса Прудона о существовании связи между рабочим временем на производство товара и степенью полезности товара.
(отрывки из "Нищета философии" Маркса).Источник:
http://www.esperanto.mv.ru/Marksismo/Mi ... .html#c1.1Цитата:
Раз рабочее время, необходимое для производства предмета, не выражает степени его полезности, то и меновая стоимость этого предмета, заранее определённая воплощённым в нём рабочим временем, ни в каком случае не может регулировать правильного отношения предложения к спросу, т. е. отношения пропорциональности в том смысле, который придаёт ему теперь г-н Прудон.
Сергей Иванович уже не в первый раз приводит следующую цитату из этой книги Маркса:
Цитата:
Арзамасцева, ну вот на твои цитаты я выставляю свою цитату Маркса:
Цитата:
"Пусть г-н Прудон возьмется сформулировать и провести подобный закон; в таком случае мы не будем требовать от него доказательств. Но если он, напротив, желает оправдать свою теорию как экономист, а не как законодатель, то он должен будет доказать, что необходимое на производство товара время (издержки его производства - С.Б.) с точностью обозначает степень его полезности и выражает его отношение пропорциональности к спросу, а следовательно и к совокупности богатств. В таком случае при продаже продукта по цене, равной издержкам его производства, предложение и спрос всегда будут находиться в равновесии, так как предполагается, что издержки производства выражают истинное отношение предложения к спросу» (Маркс К. Нищета философии (ответ на «Философию нищеты» г-на Прудона)
// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – 2-е изд. Т.4. С.65 – 185, С.95).
Но ведь сам Маркс ТАК не думает и считает выделенное выше красным цветом утверждение - ОШИБКОЙ! Маркс здесь лишь пересказывает тезис Прудона и далее - выводит из этого тезиса ведущие к абсурду следствия. Сразу после этого места Маркс приводит ряд логических аргументов и исторических иллюстраций, опровергающих тезис Прудона, будто "необходимое на производство товара время с точностью обозначает степень его полезности". Это - тезис именно Прудона, а не Маркса. Это ясно уже из самой цитаты, которая начинается: "Пусть г-н Прудон возьмется сформулировать и провести подобный закон; в таком случае мы не будем требовать от него доказательств. Но если он, напротив, желает оправдать свою теорию как экономист, а не как законодатель, то он должен будет доказать,...."
Речь вовсе не идёт о законе, с которым Маркс будто бы согласен - хотя именно такое впечатление возникает от контекста, в котором Сергей Иванович приводит данную цитату Маркса. Но сам Маркс был ПРОТИВ этого тезиса Прудона. Маркс сразу вслед за этим ОПРОВЕРГАЕТ этот тезис Прудона.
Цитата:
Г-н Прудон действительно старается доказать, что рабочее время, необходимое для производства продукта, выражает истинное отношение его к потребностям, так что вещи, на производство которых требуется наименьшее количество времени, имеют наиболее непосредственную полезность, и так далее, в том же порядке. Уже один только факт производства какого-нибудь предмета роскоши доказывает, согласно этой теории, что у общества остаётся время, дающее ему возможность удовлетворять известную потребность в роскоши.
Что касается самого доказательства своего тезиса, то г-н Прудон находит его в том, что, по его наблюдениям, наиболее полезные вещи требуют наименьшего времени для производства, что общество всегда начинает с самых лёгких отраслей производства и что оно затем постепенно «переходит к производству предметов, стоящих наибольшего количества рабочего времени и соответствующих потребностям более высокого порядка».
Г-н Прудон заимствует у г-на Дюнуайе пример добывающей промышленности — сбор плодов, пастушество, охота, рыболовство и т. д., — промышленности наиболее простой, требующей наименьших издержек, с которой человек начал «первый день своего второго творения». Первый день его первого творения описан в Книге бытия, которая изображает нам бога как первого в мире промышленника.
В действительности дело происходит совсем иначе, чем думает г-н Прудон.
И дальше - Маркс объясняет - ПОЧЕМУ не так, то есть почему тезис Прудона не верен.
Цитата:
В действительности дело происходит совсем иначе, чем думает г-н Прудон. С самого начала цивилизации производство начинает базироваться на антагонизме рангов, сословий, классов, наконец, на антагонизме труда накопленного и труда непосредственного. Без антагонизма нет прогресса. Таков закон, которому цивилизация подчинялась до наших дней. До настоящего времени производительные силы развивались благодаря этому режиму антагонизма классов. Утверждать же, что люди потому могли заняться созданием продуктов более высокого порядка и более сложными отраслями производства, что все потребности всех работников были удовлетворены, значит отвлекаться от антагонизма классов и изображать в перевёрнутом виде весь ход исторического развития. С таким же правом можно было бы сказать, что так как во времена римских императоров кое-кто занимался откармливанием мурен в искусственных прудах, то для всего римского населения в изобилии имелась пища; между тем как дело обстояло совсем наоборот: римскому народу не хватало необходимых средств для покупки хлеба, а у римских аристократов не было недостатка в рабах, чтобы кормить ими мурен.
Цены жизненных припасов почти постоянно возрастали, тогда как цены продуктов промышленности и предметов роскоши почти постоянно падали. Возьмём даже само сельское хозяйство: наиболее необходимые предметы — хлеб, мясо и т. д. — дорожают, цена же хлопка, сахара, кофе и т. д. постоянно, и в поразительной пропорции, понижается. И даже из числа съестных припасов в собственном смысле предметы роскоши, вроде артишоков, спаржи и т. д., стоят в настоящее время сравнительно дешевле, чем съестные припасы первой необходимости. В нашу эпоху излишнее легче производить, чем необходимое. Наконец, в различные исторические эпохи взаимные отношения цен не только различны, но и прямо противоположны. В продолжение всего средневековья земледельческие продукты были относительно дешевле промышленных; в новое время между ними существует обратное отношение. Следует ли из этого, что полезность земледельческих продуктов уменьшилась со времени средних веков?
Потребление продуктов определяется общественными условиями, в которые поставлены потребители, а сами эти условия основаны на антагонизме классов.
Хлопок, картофель и водка представляют собой наиболее распространённые предметы потребления. Картофель породил золотуху; хлопок в значительной степени вытеснил лён и шерсть, несмотря на то, что шерсть и лён во многих случаях полезнее хлопка, хотя бы с точки зрения гигиены; наконец, водка взяла верх над пивом и вином, несмотря на то, что водка, если её употреблять в качестве пищевого продукта, является, по общему признанию, отравой. В течение целого столетия правительства тщетно боролись с этим европейским опиумом; экономика победила; она продиктовала свои законы потреблению.
Почему же хлопок, картофель и водка являются краеугольным камнем буржуазного общества? Потому, что их производство требует наименьшего труда, и они имеют, вследствие этого, наименьшую цену. А почему минимум цены обусловливает максимум потребления? Уж не вследствие ли абсолютной, внутренне присущей этим предметам полезности, их полезности в смысле способности наилучшим образом удовлетворять потребности рабочего как человека, а не человека как рабочего? Нет, это происходит потому, что в обществе, основанном на нищете, самые нищенские продукты имеют роковое преимущество служить для потребления самых широких масс.
Утверждать, что раз самые дешёвые предметы имеют наиболее широкое употребление, то они должны обладать самой большой полезностью, — это значит утверждать, что громадное распространение водки, обусловливаемое небольшими издержками её производства, есть самое убедительное доказательство её полезности; это значит говорить пролетарию, что для него картофель полезнее мяса; это значит примириться с существующим порядком вещей; это значит, наконец, выступать вместе с г-ном Прудоном апологетом общества, которого не понимаешь.
В будущем обществе, где исчезнет антагонизм классов, где не будет и самих классов, потребление уже не будет определяться минимумом времени, необходимого для производства; наоборот, количество времени, которое будут посвящать производству того или другого предмета, будет определяться степенью общественной полезности этого предмета.
Возвратимся, однако, к тезису г-на Прудона. Раз рабочее время, необходимое для производства предмета, не выражает степени его полезности, то и меновая стоимость этого предмета, заранее определённая воплощённым в нём рабочим временем, ни в каком случае не может регулировать правильного отношения предложения к спросу, т. е. отношения пропорциональности в том смысле, который придаёт ему теперь г-н Прудон.
Сергей Иванович приводит также цитату из книги Пунин Е.И. Научно-техническая революция и мировые цены. Теория и практика ценообразования на капиталистическом рынке. М.: Международ. отношения, 1977.
Цитата:
Арзамасцева, вот обходишь ты молчанием эту цитату из книги Пунина Е.И.
Пунин Е.И. Научно-техническая революция и мировые цены. Теория и практика ценообразования на капиталистическом рынке. М.: Международ. отношения, 1977. – 355 с., С.15: «Взаимозависимость издержек производства и полезности товара в самом общем виде можно выразить логическим соотношением: W ↔ R / П , где W – рыночная стоимость товара; R – общественно-необходимые затраты труда на производство данного товара; П – полезные свойства (общественная потребительная стоимость) товара».
Ясно, что между ценой W и издержками R существует ПРЯМАЯ зависимость, НО никто ещё не доказал, что между ценой и полезными свойствами товара П имеется ОБРАТНАЯ зависимость. Формула Пунина противоречит формуле Бойко - в которой прибыль пропорциональна качеству (если под качеством понимать полезность) продукта. По формуле Пунина, если полезные свойства (качество) снижается - цена увеличивается, по формуле Бойко, если при фиксированных издержках качество снижается - снижается прибыль, а значит снижается и цена. У Пунина рост качества товара сопровождается снижением цены (это близко к тезису Прудона, с которым категорически не согласен Маркс). У Сергея Ивановича рост качества (при фиксированных издержках) ведёт к росту прибыли и значит к росту цены. Совершенно разная динамика. У Сергея Ивановича повышение качества изделия (при тех же издержках) премирует производителя дополнительной прибылью и сопровождается ростом цены - вполне разумное утверждение. У Пунина повышение качества (полезных свойств) приводит к снижению цены - странное утверждение.