Григорий писал(а):
Хотелось бы узнать Ваше мнение как человека, знакомого с проблемами советского планирования изнутри.
1) Как Вы полагаете, в чём конкретно состояли пороки планирования в советское время
2) Можно ли было их избежать?
3) И почему не избежали?
Здравствуйте, Григорий Сергеевич. Начну с того, что практически вся советская экономика была подчинена решению военно-политических задач, связанных с государственным курсом на экспорт социалистической революции. По сути это была мобилизационная экономика, которая подчинялась субъективным законам, а не объективным. Роль субъективного экономического закона выполнял Госплан. Ни прибыль, ни себестоимость не были фондообразующими показателями, то есть не влияли на фонд заработной платы.
Роль стимула выполняла премия за выполнение утвержденного плана производства.
Подавляющее большинство государственных предприятий руководствовалось в своей деятельности директивно устанавливаемой сметой лимита бюджетных ассигнований, а не теми или иными хозрасчетными показателями.
Рыночными, то есть хозрасчетными, были только две отрасли советского народного хозяйства: торговля и бытовое обслуживание населения. Но хозрасчет был не полным, а частичным. Обеспечение материально-техническими фондами в основном осуществлялось за государственный счет, а недостающая часть - за счет децентрализованного закупа.
Планирование деятельности этих отраслей велось "от достигнутого". Темп роста объемов устанавливался директивно в зависимости от потребности государства в наличной выручке.
Я много лет работала начальником планового отдела хозрасчетного Производственного объединения "Экран", которое занималось ремонтом и техническим обслуживанием бытовой радиоэлектронной аппаратуры и антенн в области, на территории которой проживало 4,5 млн. человек. Сама территория этой области была равна территории ГДР.
Я специально указываю эти параметры обслуживаемой территории, чтобы показать сложность территориальных условий для выполнения установленных объединению планов производства.
Начиная с 1982 года, ежегодные плановые темпы роста объемов производства устанавливались на уровне 115%. Под эти объемы устанавливался жесткий норматив заработной платы. План по прибыли устанавливался тоже от достигнутого. Себестоимость была только учетным показателем, а не контролируемым.
Все предприятия, входившие в производственное объединение, оказывали услуги населению в соответствии с государственными прейскурантами на все виды выполняемых услуг. В этих ценах был заложен норматив рентабельности в размере 15%.
Ассортимент услуг состоял из следующих видов обслуживания:
1. Обслуживание черно-белых телевизоров:
а) платное (за ремонт телевизора и детали)
б) гарантийное (ремонт за счет завода-изготовителя)
в) абонементное (техническое обслуживание и ремонт телевизора с заменой деталей, включая кинескоп, за счет ежемесячной абонплаты через сберкассу).
2. Обслуживание цветных телевизоров:
а) платное (за ремонт телевизора и детали)
б) гарантийное (ремонт за счет завода-изготовителя)
в) абонементное (техническое обслуживание и ремонт телевизора с заменой деталей, включая кинескоп, за счет ежемесячной абонплаты через сберкассу).
3. Обслуживание всех видов радиоаппаратуры и магнитофонов:
а) платное, включая импортную аппаратуру ( ремонт и замен деталей),
б)гарантийное ( за счет завода-изготовителя).
4. Ремонт и техническое обслуживание антенн.
Чтобы выполнить заданный объединению общий план производства с установленным темпом роста, надо было знать, во-первых, реальное состояние обслуживаемого парка аппаратуры, а, во-вторых, целенаправленно осуществлять ассортиментный сдвиг в сторону оказания наиболее дорогих услуг. Такими услугами были платное и абонементное обслуживание цветных телевизоров.
Кроме этого объединение широко использовало оказание срочных услуг (в течение 2-4 часов), за которые взималась дополнительная плата в размере 40%.
Для того, чтобы все предприятия производственного объединения имели равно напряженный план, нужно было знать информацию о реальном парке теле-радиоаппаратуры, находящемся в зоне действия того или иного предприятия. Всего их было 17.
Для получения такой информации было сделано статистическое обследование всей области. Такое обследование было выполнено студентами Шахтинского института бытового обслуживания населения. Результаты этого обследования позволили понять не только структуру всего обсуживаемого парка, но и его конкретное размещения по территории области.
Знание технических характеристик обслуживаемой аппаратуры позволило более точно прогнозировать количество платных услуг и услуг по гарантийному ремонту. Приоритетным направлением развития услуг населению было принято развитие абонементного обслуживания, как устойчивого источника получения дохода.
Разработанная мною методика планирования, опирающаяся на реальный спрос потребителя, позволила производственному объединению не только успешно выполнять все поставленные перед ним планы, но и перевыполнять их.
Главным условием полученного успеха стал перевод всех радиомехаников на индивидуальных хозрасчет, при котором зарплата каждого напрямую зависела от приносимого им дохода в кассу предприятия. Это достигалось тем, что зарплата начислялась в виде строго определенной доли от дохода. Наиболее выгодным стало абонементное обслуживание телевизоров.
Главный недостаток советского планирования состоял в том, что оно охватывало деятельность только предприятий, и не опускалось на уровень конечных потребителей. Это недостаток превращал советское производство в производство ради производства. Что по сути означало потерю управления общественной экономикой из-за отсутствия обратной связи с конечным потребителем. Впервые эту проблему обозначил А.Н. Косыгин еще в 1962 году.
Решить эту проблему можно было только с помощью ОГАС (общегосударственной автоматизированной системы управления экономикой), которую предложил академик В.М.Глушков. О судьбе ОГАС можно узнать из воспоминаний самого автора этой системы "Как "погас" ОГАС"
http://www.situation.ru/app/j_art_333.htmКстати, в 1977-78 г.г. я работала в одном из подразделений НПО Ленэлектронмаш, где занималась проектированием вычислительных центров для республиканских министерств и разработкой систем телеобработки данных.
Обучалась я этому без отрыва от производства в Ленинградском институте методов и техники управления (ЛИМТУ), который находился в те годы на ул. Гастелло.
К сожалению, для научного управления советской экономикой не было необходимой технической базы в виде персональных компьютеров, спутников связи и оптиковолоконных кабельных сетей, необходимых для оперативного сбора и обработки первичной информации о потребностях потребителей и производственных возможностях производителей.
Это означает, что недостатки советского планирования были связаны с объективными причинами, состоящими в низком техническом уровне развития советской экономики.
При сегодняшнем состоянии IT технологий это недостаток может быть полностью устранен с помощью предлагаемого мною алгоритма управления государственной собственностью путем перевода всех российских граждан на индивидуальный хозрасчет с помощью пожизненных именных счетов граждан (ПИСГ).