практик писал(а):
непонятно, зачем Вам для управления своей собственной жизнью потребовалось марксистское научное наследие? Оно ведь посвящено управлению жизнью всего общества, а не отдельных индивидуумов.
Уважаемая Ирина Валентиновна!
Познакомьте меня, пожалуйста, с неизвестными мне работами основоположников научного коммунизма, которые были посвящены ими «управлению жизнью общества» в отрыве от отдельных индивидуумов и процесса управления человеком собственной жизнью?
Я учился по другим книгам К.Маркса и Ф.Энгельса, в которых было сказано, что «История – не что иное, как деятельность преследующего свои цели человека» (Соч., Т 2, с.102), причем «История отдельного индивида отнюдь не может быть оторвана от истории предшествовавших или современных ему индивидов, а определяется ею» (Там же, Т.3, с.440).
Соответственно, разделение труда может быть уничтожено только всесторонним, универсальным саморазвитием индивидов. Поскольку наличные формы общения и производительные силы всесторонни, их присвоение (т.е. превращение в свободную жизнедеятельность) может быть осуществлено всесторонне развивающимися индивидами. Поэтому положительное упразднение частной собственности представляет собой процесс подлинного присвоения человеком своей сущности, т.е. процесс присвоения всей совокупности общественных отношений. Человеческая сущность – совокупность всех общественных отношений индивида – является истинной общественной связью людей. Люди в процессе деятельного осуществления своей сущности творят, производят человеческую общественную связь, общественную сущность, которая является при этом и сущностью каждого отдельного индивида, его собственной деятельностью, его собственной жизнью, его собственным наслаждением, его собственным человеческим богатством; причём указанная истинная общественная связь возникает не вследствие рефлексии, а как продукт материальной нужды и эгоизма индивидов, т.е. как непосредственный продукт их жизнедеятельности, как продукт осуществления индивидами своего собственного, повседневного бытия.
Пока человек не признает себя в качестве человека (не очеловечит себя), т.е. практически не организует свой мир по-человечески, эта общественная связь будет постоянно выступать в форме отчуждения. Люди – не в абстракции, а в качестве действительных, живых, особенных индивидов суть человеческое сообщество. Поэтому, каковы индивиды, такова есть и сама эта общественная связь (и наоборот).
С этой стороны, коммунизм является ПРОИЗВОДСТВОМ САМОЙ ФОРМЫ ОБЩЕНИЯ. Он отличается от всех прежних движений тем, что совершает переворот в основе всех отношений производства и общения, впервые сознательно рассматривает все стихийно возникшие предпосылки как создания предшествующих поколений, лишает эти предпосылки стихийности и подчиняет их власти объединившихся индивидов. При этом очеловечивающее развитие всех человеческих сил как таковых происходит совершенно свободно, без заранее установленных пределов. Человек здесь не воспроизводит себя в какой-либо одной определённости, а свободно осуществляет себя во всей своей целостности. Он не стремится остаться чем-то окончательно установившимся, а находится в абсолютном историческом движении непрерывного человеческого становления. Частичного индивида, простого носителя известной частичной общественной функции заменяет всесторонне развитый человек, для которого различные общественные функции суть сменяющие друг друга способы очеловеченной жизнедеятельности.
/Т 3, с.70, 75, 441; Т 1, с.62, 66; Т 10, с.3; 11, с.76; Т 23, с.476; Т 27, с.185/