ingener писал(а):
Потому что план - он по определению ничего не учитывает, а только систематизирует директивные предписания. То есть план есть, трудодни начисляются, а я в игры на телефоне играю. И никто ничего не учитывает, если надсмотрщика нет.
Вы наверное никогда не получали личный план, рассчитанный с максимальным учетом Ваших способностей. Для выполнения такого плана не нужны никакие надсмотрщики. Человек, выполняющий план, сам себя контролирует.
ingener писал(а):
А если вы имели ввиду нормы выработки - так это только на рытье траншей срабатывает. Замерил длину, ширину и глубину - и ясен объем работ. Но не ясно, на какие товары потребления этот объем работ можно поменять. Так как траншея вполне вероятно не туда ведет. Все равно надсмотрщик нужен. Хотя бы для того, чтобы длину измерить и с направлением свериться.
К сожалению, Вы мыслите в категориях стихийного разделения труда , а не планомерного. При планомерном разделении труда производство всех необходимых продуктов потребления осуществляется, как на конвейере, где все производители связаны между собой единой технологической цепочкой. Между прочим, так давно уже работает Япония. Ваше познание Японии станет более глубоким, если Вы посмотрите на нее глазами известного советского журналиста-международника В.Я. Цветова с помощью его книги «Пятнадцатый камень сада Рёандзи» вышедшей в свет в 1986 году, то есть 30 лет назад.
Главное, что делает прочным фундамент японской экономики, это то, что "чувство, именуемое словом «ниндзё», что означает жалость, заботу, любовь между родителями и детьми, распространилось на соседские взаимосвязи. И в результате соседи стали испытывать «гири», то есть потребность выполнить долг признательности друг перед другом.
Чувство «гири» возникает не только в деревенской соседской общине. Учащиеся школы, выпускники-одногодки университета, служащие фирмы, работники завода, цеха, бригады составляют общины, в которых тоже господствует «гири».
В производственных рамках отношения «ниндзё» – «гири» превращаются в экономическую категорию.
«– Скажите, пожалуйста, где у вас склад для хранения кормов? – спросил я крестьянина, о хозяйстве которого снимал телевизионный репортаж. Хозяйство представляло собой два длинных одноэтажных сарая. В них содержались 50 тысяч кур-несушек. – Не вижу я и места, где вы держите снесенные курами яйца? – допытывался я.
– Зачем мне склад, если кормов – лишь суточный запас? – ответил крестьянин вопросом на вопрос.
– Чем же вы собираетесь кормить кур завтра? – не унимался я.
– Завтра корма привезет господин Хосода. Он специализируется на них, – сказал крестьянин.
– А если не привезет? – предположил я.
– То есть как не привезет? – переспросил крестьянин с интонацией, будто я усомнился в неизбежности восхода солнца".
– Ну, вдруг умрет! – решил я смоделировать экстремальную ситуацию.
– Жена господина Хосоды привезет. – Крестьянин говорил со снисходительной уверенностью гроссмейстера, разбирающего для любителя шахматную партию.
– Жена будет хоронить мужа! – стоял на своем я.
– Сын господина Хосоды привезет. – Для крестьянина это было очевидней таблицы умножения.
– Сын уедет на похороны тоже!
– Сосед господина Хосоды привезет.
– У вас, что же, такой строгий подписан контракт с господином Хосодой? – спросил я.
– Зачем нам контракт? – удивился крестьянин. – Господин Хосода, – разъяснил он, – пообещал мне привозить корма каждый день.
– Ладно, – сдался я, но вспомнил, что в хозяйстве нет помещения для хранения и готовой продукции – яиц, и поинтересовался причиной этого.
– Оптовая фирма забирает, – ответил крестьянин и, предвидя мои следующие вопросы, добавил: – Забирает каждый день и никогда не подводит. Забирает тоже без контракта.
Отношения, определяемые чувством «гири», оказываются в Японии прочнее, чем писаные контракты. Во всяком случае, подобные отношения с успехом заменяют контракты. И в промышленности тоже. На автомобильном заводе фирмы «Ниссан», выпускающем 420 тысяч машин в год, комплектующих частей имеется на два часа работы конвейера. Смежники привозят эти части с точностью плюс – минус два часа, и на заводе не помнят, чтобы конвейер останавливался. Благодаря отсутствию складских помещений и рабочих, занятых в них, японские автомобилестроители экономят на издержках производства в расчете на одну машину в среднем 94 доллара».
http://knigosite.org/library/read/80561Так что все зависит от отношений между людьми в том или ином обществе: построены они на деньгах или на любви, совести и уважении друг к другу.
Для того, чтобы отношения между людьми не зависели от денег, они должны строиться на всеобщей кооперации труда, а не частной торговле.