Здравствуйте, Ирина Валентиновна!Я никогда не занимался философией, и так получилось, что мы утверждаем разное:
Я — движущей силой живой природы является эгоизм.
Вы — движущей силой природы является инстинкт самосохранения
Я попытался с помощью средств интернета выявить, какая тока зрения является доминирующей.
ДВИЖУЩЕЙ СИЛОЙ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ ЯВЛЯЕТСЯ ЭГОИЗМ
Человек как живое существо, наделенное разумом, весь без остатка включен в действие Мировой Воли, стремящейся к безграничному проявлению своей силы (мощь жизни, инстинкт жизни) в виде подчинения. В человеке Мировая Воля, по Шопенгауэру, достигает «высшей ступени», особой энергии. Бытием человека, конкретного индивида движет бессознательная воля к жизни, инстинкт жизни, которая не поддается рациональному пониманию и объяснению.
А. Шопенгауэр в своей философии рассматривает и такую фундаментальную проблему как проблему сущности бытия человека, как представителя человеческого рода и как индивидуальности, которые включены в бытие мира как проявления Мировой Воли. Поэтому и бытие человека он связывает с бытием Мировой Воли.
По своему содержанию Мировая Воля есть зло, поскольку она стремится к подчинению всего, что препятствует ее размножению и увеличению. Она как бы обладает в себе тотальным эгоизмом, который является движущей силой ее борьбы за самоутверждение. Человек по своей природе является эгоистом, проистекающим из инстинкта, воли к жизни. «В сознании человеческом он достигает высшей ступени, а обусловленное им соперничество индивидов проявляется самым ужасным образом», приобретая форму «войны всех против всех», которая становится законом повседневной жизни людей, рода человеческого. Жизнь предстает в реальности как бесконечная цепь страданий и мук, как «ужас жизни». В ней торжествует зло, а не добро. Ни сам человек, ни общество, ни государство «не способны преодолеть эгоизм, зло и страдания», – считает А. Шопенгауэр [1, ч. 1, с. 93–94]. Стремление к счастью, в котором люди видят смысл жизни, неосуществимо, а счастье недостижимо.
Счастье есть лишь мечта, носящая «маскарадные костюмы, тревожившие и манившие нас в ночь карнавала». Счастье в жизни всего лишь грезы, таковыми предстают для нас явления жизни, они покров Майи[1] . Свое созерцание жизни мы воспринимаем за сущность жизни, по своей воле и желанию впадая в иллюзию и обман [1, ч. 1, с. 95].
[1] Майя – понятие в древней и средневековой индийской философии, означающее иллюзорность всего воспринимаемого мира.
1. Мир философии? Книга для чтения: В 2 ч. – М.: ИПЛ, 1991.
Читать полностью:
http://www.km.ru/referats/D78758840F844 ... CC8D961527Прочитайте следующее рассуждение Фейербаха. “Я понимаю под эгоизмом эгоизм необходимый, неизбежный, не моральный, ... а метафизический, то есть эгоизм, основывающийся на существе человека без его ведома и воли, тот эгоизм, без которого человек не может жить: ибо для того, чтобы жить, я должен постоянно присваивать себе то, что мне полезно, и отстранять то, что мне враждебно и вредно, тот эгоизм, стало быть, который коренится в самом организме, в усвоении усвояемой материи и в выбрасывании неусвояемой. Я понимаю под эгоизмом любовь человека к самому себе, то есть любовь к человеческому существу, ту любовь, которая есть импульс к удовлетворению и развитию всех тех влечений и наклонностей, без удовлетворения и развития которых человек не есть настоящий, совершенный человек и не может им быть; я понимаю под эгоизмом любовь индивидуума к себе подобным индивидуумам, - ибо что я без них, что я без любви к существам, мне подобным? - любовь индивидуума к самому себе лишь постольку, поскольку всякая любовь к предмету, к существу есть косвенно любовь к самому себе, потому что я ведь могу любить лишь то, что отвечает моему идеалу, моему чувству, моему существу”. Как вы думаете, о каком эгоизме идет речь в этих словах Фейербаха? Как отражается в них его представление о неизменной человеческой природе? Согласны ли вы с этим представлением?
http://manekin.narod.ru/ph/GMR/gl6/ludvig.htm.4. Движущие силы и основные направления развития человеческого общества
Уже отмечалось, что первичной движущей силой развития всей живой природы является генетически наследуемое стремление биологической особи удовлетворять свои потребности. Для простоты часто говорят не о стремлении, а о самой потребности как движущей силе.
В свойствах человека заложено стремление (в большей или меньшей степени) в удовлетворении своих потребностей не останавливаться на достигнутом. Пока это свойство будет сохраняться в людях, их потребности будут возрастать как по величине, так и по номенклатуре, и в этом случае обществу не будет грозить застой или упадок. Конкретные действия человека достаточно удовлетворительно объясняются теорией разумного эгоизма Н.Г.Чернышевского: "Человек поступает так, как приятнее ему поступить".
Потребности могут быть заложены в самом биологическом организме, конкретно в человеке, тогда их можно рассматривать как свойства организма (потребность дышать, инстинкт самосохранения и т.п.), а могут определяться также условиями среды обитания (потребность в одежде, жилье и т.п.) и процессом социализации. ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА (точнее, стремление их удовлетворить) выступают в качестве ПЕРВИЧНОЙ ДВИЖУЩЕЙ СИЛЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.
Виталий Петрович Петров Движущие силы и основные пути развития человеческого общества. М.: 2001.
http://www.e-reading.club/bookreader.ph ... estva.htmlДВИЖУЩЕЙ СИЛОЙ ПРИРОДЫ ЯВЛЯЕТСЯ ИНСТИНКТ САМОСОХРАНЕНИЯ
Став общественным существом, человек не перестал быть биологическим организмом. У него существовали определенные биологические потребности и инстинкты (половой, пищевой, самосохранения). Но если у животного биологические потребности единственные и господствующие, то у человека они подчинены социальным стимулам и мотивам. Удовлетворение биологических потребностей всегда контролируется обществом. Это происходит в рамках определенных норм и правил. Эти нормы неизбежно должны были носить негативный характер, то есть они были запретами. Данные этнографии подтверждают их существование в форме табу. Табу касались, прежде всего, пищевого инстинкта, и проявились в отношениях собственности, которая была коллективной и основывалась на уравнительном распределении. Половой инстинкт ограничивался законом экзогамии, то есть запрещением полового общения внутри кровнородственных групп.
В отличие от ранних стадий, когда отбор благоприятствовал индивидам, особенно продвинувшимся в освоении орудийной деятельности, в современных условиях этот признак перестал быть ведущим. Шел процесс ослабления действия отбора сначала по смертности (за счет заботы о нетрудоспособных), затем по уровню рождаемости (за счет возрастания фертильности (от лат. fertilis - плодородный), то есть способности к удовлетворению полового инстинкта не в определенный сезон, а в любое время), наконец по социально-экономическим и образовательным показателям (за счет усложнения структуры общества). В дальнейшем и эти последние критерии теряют ценность. И даже такие показатели как «самосовершенствование», то есть стремление отдельных особо развитых индивидуумов к улучшению своих личных способностей, или «успех в среде», то есть способность некоторых индивидуумов к организаторской деятельности и их стремление к лидерству, со временем перестают играть значительную роль в распространении в популяциях человека эффективных и перспективных генов. Прогрессивное развитие окончательно переходит из генетической в социальную сферу. Сохранение потенциала, заложенного в генотипе возможно теперь за счет огромной численности населения.
http://klio.tsu.ru/anthropogen.htmНе знаю как кому, но мне показалось, что первая точка зрения является подавляющей, хотя наши токи зрения имеют нечто общее.
С уважением,
В.К.