Удивительная наука политическая экономия. В ней, как ни в какой другой, с самого её зарождения и по настоящий день ни одна из её категорий, понятий или выводов не имеет общего признания, единого мнения или окончательного решения. Только ожесточённые споры, разногласия и взаимные оскорбления. Даже сама наука не имеет чёткой однозначной трактовки своей сущности как науки о производстве и обмене товаров. Казалось бы, ну какие могут быть разночтения относительно вопроса проявления усилий " мозга, мускулов, нервов, рук т.д." при совершении трудовых операций производства, пускай и разных по своим действиям. В чём здесь невозможно договориться об едином подходе? Пришёл согласно рабочему распорядку на рабочее место, приступил к работе необходимыми орудиями труда на соответствующих средствах производства, отдохнул в перерыв, продолжил работу, пообедал, опять продолжил работу, отдохнул в очередной раз, продолжил работу, закончил работу. Всё. И это есть единый алгоритм, единый режим рабочего поведения всех людей в их производственной деятельности независимо от места работы, специальности и квалификации. Что мешает просто абстрагироваться от всего этого: от конкретного места работы, конкретных инструментов, оборудования, специальности, профессионализма, интенсивности, полезности, спроса и принять поход на работу как общую, единую данность проявления " мозга, мускулов, нервов, рук ит.д." человека? Ничто не мешает. Но политэкономы не могут договориться. Веками не могут прийти к единому мнению. А надо-то просто согласиться с А.Смитом, который поэтически объяснил:" Одинаковые количества труда должны иметь во все времена и во всех местах одинаковую стоимость для того, кто трудится. При нормальном состоянии здоровья, силы и деятельности и при средней степени умения, которым он обладает, он должен всегда отдавать одну и ту же долю своего покоя, свободы и своего счастья". Как это сделал Карл Маркс, который, отметив, что А.Смит " ошибочно принимает за субъективное приравнивание индивидуальных работ объективное равенство, которое общественный процесс насильственно устанавливает между неравными работами", этот самый общественный процесс характеризует, " если отвлечься от определённого характера производительной деятельности, от полезного характера труда, то в нём остаётся лишь одно, - что он есть расходование человеческой рабочей силы, ... производительное расходование человеческого мозга, мускулов, нервов, рук и т.д. и в этом смысле - один и тот же человеческий труд". И далее он формулирует его как труд всеобщий или абстрактный. Поэтому решение приходит как бы само-собой разумеющееся. Во-первых, принять только проявление физических и интеллектуальных сил человека за абстрактный труд, независимо от места и вида их применения. Во-вторых, мерой стоимости абстрактного труда утвердить время приложения физических и интеллектуальных сил, также вне зависимости от места и вида их применения. Ну а в-третьих,- самое важное- с данными двумя постулатами должны согласиться, их признать и следовать им все политэкономы любого пошиба и идеологии. Тогда экономическая категория - абстрактный труд - окажется единой общей категорией в политической экономии, начальным положением в данной науке, базовым элементом, который станет первым в ряду непреходящих, фундаментальных её ценностей. Но не получается. Никто не желает мириться с таким единым подходом. А ведь именно здесь истоки раздрая и шатаний в определении стоимости и далее уже в определении стоимости отдельного товара. Одни обнаруживают, что усилия мускулов и рук уступают напряжению мозга и нервов и вообще различны в своём взаимодействии на разных работах и в разных профессиях и пытаются считать калории и килокалории расхода этих самых " мозга, мускулов, нервов, рук т.д.". Другие упражняются в передаче части этих усилий машинам и природе, так как считают, что последние наряду с человеком производят стоимость. Третьи доказывают, что машины и природа для приложения усилий " мозга, мускулов, нервов, рук и т.д." являются безразличным обстоятельством. Ну а четвёртые, пятые и далее заявляют, что главное в стоимости не физиологические потуги человека, а полезность, степень потребности, обоюдная согласованность, престижность, мода и прочее. Смакуя все эти особенности образования стоимости, авторы данных умозаключений не догадываются, что эти идеи относятся к труду частному, то есть относятся не ко всем товарам скопом, а всякий раз к каждому отдельному виду товара. К тому же всё это происходит не на рабочем месте, а на просторах рынка. Поэтому они не могут быть атрибутами абстрактного или всеобщего человеческого труда. Что может быть частью абстрактного труда, оно как раз нигде и никем не упоминается. А это та часть абстрактного труда как отрезок рабочего времени, приходящийся на единицу произведённой массы продукта, который получается отношением этой массы к количеству абстрактного труда. Только при этом данный получающийся отрезок рабочего времени, как стоимость товара, это уже не часть абстрактного труда, а количество труда как труда частного, конкретного, представляющего производительное свойство человеческой рабочей силы и работу подручных средств этой рабочей силы в процессе определённой производственной деятельности. К.Маркс сформулировал это как двойственная природа содержащегося в товаре человеческого труда и объявил " отправным пунктом, от которого зависит понимание политической экономии". И вот только к этому рабочему времени как стоимости произведённого товара могут добавляться в индивидуальном порядке всякого рода сложности, вредности, полезности, спрос или договорённость, привязываясь к каждой минуте труда и делая её дороже. Но всё это происходит по воле рынка, которая закрепляет представленную сборную стоимость в виде рыночной общественной цены. Но эта цена товара пока что представлена рабочим временем производства, причем именно рабочим временем частного, особенного труда. Теперь требуется это рабочее время частного труда вновь обратить в рабочее время абстрактного труда, чтобы вести эквивалентные расчёты при товарообмене. Это может случиться, если рыночной цене товара придать денежную форму. Для этого должен быть выбран единый всеобщий товар в качестве денег. Принимая форму всеобщего эквивалента, денежный материал в каждой отдельной стране принимает масштаб единицы национальной валюты и должен свести все частные виды труда, представленные в рыночных ценах товаров рабочим временем производства снова к абстрактному труду своей массой, производство которой требует ровно такого же количества рабочего времени производства, которое представлено в рыночных ценах товаров. Превращённые рыночные цены товаров в условные величины массы денежного материала с этого момента должны сравниваться между собой этими весовыми частями. А их годовая совокупная сумма, уже представленная массой денежного эквивалента и отнесённая к часу труда, предстанет курсовой стоимостью национальной валюты с определённым содержанием денежного материала в единице валюты, которое будет отражать производственные способности национального труда в его двойственной природе действия человеческого труда и производительной мощи промышленного оборудования. Но вообще-то все эти расчёты стоимости товаров невозможны. если не будет дано в окончательной формулировке определение абстрактного труда, приняты общие правила превращения абстрактного труда в труд частного вида, рассмотрена подробно сущность двойственной природы человеческого труда.
|