|
Модератор |
|
Зарегистрирован: Сб сен 04, 2004 8:18 pm Сообщения: 4445 Откуда: Санкт-Петербург
|
Здравствуйте, Валерий Васильевич.
Спасибо за ссылку на песню Володи Высоцкого - первый раз слушал.
"Большое видится на расстоянии" - проходят годы, мы уходим всё дальше от тех времён, но Высоцкий остаётся современным - так как подлости людей, их предательства, измены, трусость, - все эти пороки вечны, и в каждый сложный момент истории берут свою дань - обрекая одних на мучения и крест, других - на бесславие и забвение.
Я в своё время долго не мог понять - как могло выйти, что немецкий народ, народ великих поэтов, писателей, композиторов, философов, - породил Гитлера и позволил затуманить себе мозги идеологией фашизма. Что немцы всерьёз поверили, будто есть народы разного качества, одни - должны жить, другие - быть уничтоженными. И ведь многие в это уверовали как в новый нравственный закон, разрешавший делить людей на "высших" и "низших". Убивать "низших" стало восприниматься многими как нечто "хорошее" - почти так, как мы обычно хорошим считаем убийство надоедливых комаров, клопов, клещей и т.п. Убийство многие стали воспринимать - как дезинфекцию человеческого рода от низших народов и рас.
Я тогда пришёл к выводу, что человека можно сделать любым - человечным или бесчеловечным, как следует промыв ему мозги - через СМИ и воздействуя на сознание разными методами (включая гипноз). Человек как бы перепрограммируется, у него в мозгу формируются новые схемы восприятия и новые критерии оценки - создаётся новый регулирующий императив - что-то вроде нового нравственного закона, которому человек начинает подчиняться и которым он начинает руководствоваться.
Не только в нацистской Германии, но и в СССР происходило нечто схожее - людей воспитывали в определённой идеологии, хотя, конечно, здесь отсутствовало деление на "высшие" и "низшие" народы, но тоже прививалось определённое миропонимание и мироощущение - антирелигиозного, но при этом гуманистического восприятия Мира.
Государства всегда занимаются воспитанием своих граждан в определённом направлении. В том, какое выгодно для власти. Человек подвержен таким воздействиям и, как правило, легко им подчиняется, так как это гарантирует ему спокойствие и безопасность. Не случайно коммунисты пытались уничтожить Церковь, так как религия внушала верующим отличный (от коммунистического) нравственный закон. Но двух императивов не может быть - это создаёт психологический конфликт и мешает власти манипулировать людьми. Поэтому гонения на Церковь были следствием борьбы за сознание людей. Власть тогда хоть и не победила, но свела к минимуму влияние религиозного нравственного императива.
То, чего хочет от людей власть и то, что требует от человека нравственный религиозный императив - не всегда можно согласовать. Бывает, что эти два императива - внушённый властью и записанный в Библии и Евангелиях, - входят в непримиримый конфликт и тогда человек должен ВЫБИРАТЬ - кому служить и поклоняться - Государству или Богу. Если государство творит беззаконие - с точки зрения православной веры, - если оно нарушает религиозные заповеди нравственного закона ("не убий", "не укради"....) - то верующий человек должен внутри себя - сообразуясь со своей совестью - сделать выбор - на чьей он стороне. Это - сложный выбор. Это - испытание для любого человека, не утратившего внутри себя совесть - которая есть не что иное, как свидетельство существования Бога внутри каждого человека.
Поступки, совершаемые по совести - часто во вред себе - и есть то самое доказательство бытия Божия, которое предложил Кант, убедившись, что все остальные доказательства не выдерживают критического анализа.
Бог есть, потому что внутри человека всегда есть нечто (нравственный закон, называемый совестью), что управляет людьми в сложных критических ситуациях, заставляя их поступать часто сознательно против своего благополучия, спокойствия и безопасности. Например, идти защищать свою Родину, рискуя жизнью, хотя можно спрятаться и отсидеться. Или броситься в горящую избу, чтобы спасти детей. Или выйти на улицы с протестом, когда власть творит беззаконие.
Сказать "нет" - когда все говорят "да". Сказать "да", когда все уверяют друг друга, что "нет". Просто встать и сказать, когда все отмалчиваются. Христианская вера (нравственный императив) требует от человека засвидетельствовать свою веру - причём порой даже ценой собственной жизни. Слово "мученик" (др. -греч. μάρτυς, μάρτῠρος — свидетель, лат. martyr) - в переводе с греческого - означает "свидетель", так как он своими мучениями, вызванными исполнением нравственного закона - свидетельствует о непреодолимой силе этого закона, а значит и Бога, которому "мученик" служит.
Мне видится, что близится время, когда от каждого из нас потребуется сделать свой выбор - чем руководствоваться - свидетельствовать действием и словом о бытие Бога - обличая неправду и несправедливость или, наоборот, отказаться от требований нравственного закона и преклониться перед этой неправдой и несправедливостью - и даже начать им служить, что совсем уже отвратительно.
И не случайно Булгаков в "мастере и Маргарите" ставит в основу всего происходящего вопрос о действии Бога в современном мире - как оно осуществляется. Вроде ведь как Бог вообще почти никогда не вмешивается в дела людей. Мы видим множество примеров, когда люди, творящие беззакония, совершающие всевозможные преступления - убийства, воровство, лжесвидетельства, ... - живут благополучно и доживают до глубокой старости и часто пользуются общим уважением и почётом, не говоря уже о материальном богатстве. Бог, видя всё это, попускает этому быть и не вмешивается. Обычно это толкуют так, что Господь ждёт от человека раскаяния в содеянном и не наказывает его как можно дольше, давая шанс на спасение даже самому отпетому негодяю. И случаев таких много, когда человек к концу жизни раскаивается и потом совершает много добрых дел.
Бог действует иначе - не вмешиваясь в дела людей и не наказывая часто даже за очень серьёзные преступления. Бог действует через каждого отдельного человека - заставляя его выполнять нравственный закон, требуя поступать по совести.
Цитата: Немецкий философ считал, что в людях изначально (априори) сидит нравственный закон, который требует действовать порой вопреки всякой логике и прагматике. И вот это внутреннее требование Кант назвал категорическим императивом.
Именно он требует броситься, например, в горящий дом, чтобы вытащить оттуда незнакомого человека, хотя разум говорит, что делать этого не надо - опасно, и можно погибнуть самому. Логика выступает против, но нравственный закон внутри нас требует поступать "по-человечески". То есть нравственно, повинуясь долгу морали, исходя из чувства добра, справедливости, сострадания, альтруизма. https://zen.yandex.ru/media/lidprevuz/k ... 00ac2cd62c
Этот нравственный закон действует и в главном герое романа "Мастер и Маргарита", заставляя его писать роман, который в то время (1930-ые) не мог быть опубликован, но мог стать для автора причиной ареста. https://www.youtube.com/watch?v=yCQZbZBr9ls
Шестым доказательством бытия Бога являются сами поступки людей - не ради удовлетворения собственных страстей, своих благ, своего самолюбия, часто - наполовину животных страстей и амбиций. А Поступки - свидетельствующие, что что человек порой ставит Правду и Справедливость выше любых житейских благ, своего спокойствия и даже выше собственной жизни. https://www.youtube.com/watch?v=P2BuUejjRlo
Именно такими людьми, мне кажется, были Борис Пастернак и Володя Высоцкий, которые однозначно руководствовались бы в своих поступках - доживи они до нашего времени - нравственным законом, а не шкурными соображениями. Таких людей всегда мало, но именно на них держится Мир, именно они двигают Мир вперёд и не дают ему сорваться в пропасть беззакония и несправедливости...
Дай Бог Вам здоровья, Валерий Васильевич,
С уважением,Григорий.
|
|