Зарегистрирован: Чт июн 01, 2006 3:57 pm Сообщения: 10705 Откуда: ХАРЬКОВ
|
Григорий писал(а): Я думаю, что стандартная версия ТТС смешивает абстрактный труд и труд простой, абстрактный труд и труд "в физиологическом смысле". И вряд ли не только Валерий Васильевич, но другие экономисты смогут объяснить, чем абстрактный труд отличается от труда "в физиологическом смысле".
А эти термины должны отличаться. Иначе термин "стоимость" (овеществлённый труд) годился бы для описания ЛЮБОЙ экономики, в которой люди трудятся. Но Маркс подчёркивал что термин стоимость применим только к особой форме экономики - товарной или рыночной. Значит и термин "абстрактный труд" работает и существует только внутри рыночной экономики, а, например, в родовой общине его нет, хотя "труд простой" и "труд в физиологическом смысле" там есть. Меня всегда удивляют размышления математиков об экономических процессах. Такое впечатление, что они не читали даже первый том «Капитала»!
Маркс по этому поводу писал следующее:
Маркс. Первый том "Капитала", с.55-56 писал(а): Всякий труд есть, с одной стороны, расходование человеческой рабочей силы в физиологическом смысле, — и в этом своем качестве одинакового, или абстрактно человеческого, труд образует стоимость товаров. Всякий труд есть, с другой стороны, расходование человеческой рабочей силы в особой целесообразной форме, и в этом своем качестве конкретного полезного труда он создает потребительные стоимости16).
16) Примечание к 2 изданию. Чтобы доказать, «что один лишь труд является окончательной и реальной мерой, посредством которой мы можем оценивать и сравнивать между собой стоимости всех товаров во все времена», А. Смит пишет: «Одинаковые количества труда должны иметь во все времена и во всех местах одинаковую стоимость для рабочего. При нормальном состоянии здоровья, силы, деятельности и при средней степени умения, которым он обладает, он должен всегда отдавать одну и ту же долю своего покоя, свободы и своего счастья» («Wealth of Nations» v. I, ch. V). С одной стороны, А. Смит смешивает здесь (но не везде) определение стоимости количеством труда, затраченного на производство товара, с определением товарных стоимостей стоимостью самого труда и поэтому старается доказать, что равные количества труда всегда имеют одну и ту / же стоимость. С другой стороны, он чувствует, что труд, поскольку он выражается в стоимости товаров, означает лишь затрату рабочей силы, но эту затрату он изображает опять-таки лишь как пожертвование покоем, свободой и счастьем, не видя в этой затрате также и нормальной жизнедеятельности. Правда, перед его глазами был современный наемный рабочий. — Гораздо удачнее рассуждает в данном вопросе цитированный в примечании 9 анонимный предшественник А. Смита: «Некто потратил неделю на приготовление данного предмета потребления... и тот, кто предлагает ему в обмен какой-либо другой предмет, лучше всего оценит, что является надлежащим эквивалентом первому предмету, если высчитает, какое количество его предмета стоило ему того же труда [labour] и времени. Дело сводится здесь к тому, что труд, затрачивавшийся одним человеком на производство данной вещи в течение известного времени, обменивается на труд другого человека, затрачивавшийся в течение того же времени на производство другой вещи» («Some Thoughts on the Interest of Money in general etc.», p. 39). {К 4 изданию. Английский язык имеет то преимущество, что в нем существуют два различных слова для обозначения двух различных сторон труда. Труд, качественно определенный, создающий потребительные стоимости, называется work в противоположность labour; труд, создающий стоимость и измеряемый лишь количественно, называется labour в противоположность work. См. примечание к английскому переводу, стр. 14 [см. настоящий том, стр. 44, прим. 4]. Ф. Э.} В этом пассаже из первого тома «Капитала» Марксом сказано все, что Григорий должен был бы знать, коль замахивается на критику стандартной версии ТТС (трудовой теории стоимости), автором которой является никто иной, как Карл Маркс.
А сказано здесь, что стоимость товаров образует абстрактно человеческий труд или расходование человеческой рабочей силы в физиологическом смысле, причем этот труд должен быть сведен к одинаковому, или к простому труду. Григорий же ставит абсурдный вопрос о том, чем абстрактный труд отличается от труда "в физиологическом смысле".
Но как выполнить эту операцию (сведение сложного труда к простому)?
По этому поводу Маркс разъясняет следующее:
Маркс. Первый том "Капитала", с.52-53 писал(а): … Как стоимости, сюртук и холст суть вещи, имеющие одну и ту же субстанцию, суть объективные выражения однородного труда. Но портняжество и ткачество — качественно различные виды труда. Бывают, однако, такие общественные условия, при которых один и тот же человек попеременно шьет и ткет и где, следовательно, оба эти различные виды труда являются лишь модификациями труда одного и того же индивидуума, а не прочно обособившимися функциями различных индивидуумов, - совершенно так же, как сюртук, который портной шьет сегодня, и брюки, которые он делает завтра, представляют собой лишь вариации одного и того же индивидуального труда. Далее, ежедневный опыт показывает, что в капиталистическом обществе, в зависимости от изменяющегося направления спроса на труд, известная доля общественного труда предлагается попеременно, то в форме портняжества, то в форме ткачества.
Это изменение формы труда не совершается, конечно, без известного трения, но оно должно совершаться. Если отвлечься от определенного характера производительной деятельности и, следовательно, от полезного характера труда, то в нем остается лишь одно, — что он есть расходование человеческой рабочей силы. Как портняжество, так и ткачество, несмотря на качественное различие этих видов производительной деятельности, представляют собой производительное расходование человеческого мозга, мускулов, нервов, рук и т. д. и в этом смысле - один и тот же человеческий труд. Это лишь две различные формы расходования человеческой рабочей силы. Конечно, сама человеческая рабочая сила должна быть более или менее развита, чтобы затрачиваться в той или другой форме. Но в стоимости товара представлен просто человеческий труд, затрата человеческого труда вообще. Подобно тому как в буржуазном обществе генерал или банкир играют большую роль, а просто человек — очень жалкую14), точно так же обстоит здесь дело и с человеческим трудом. Он есть расходование простой рабочей силы, которой в среднем обладает телесный организм каждого обыкновенного человека, не отличающегося особым развитием. Простой средний труд, хотя и носит различный характер в различных странах и в различные культурные эпохи, Тем не менее для каждого определенного общества есть нечто данное. Сравнительно сложный труд означает только возведенный в степень или, скорее, помноженный простой труд, так что меньшее количество сложного труда равняется большему количеству простого. Опыт показывает, что такое сведение сложного труда к простому совершается постоянно. Товар может быть продуктом самого сложного труда, но его стоимость делает его равным продукту простого труда, и, следовательно, сама представляет лишь определенное количество простого труда15). Различные пропорции, в которых различные виды труда сводятся к простому труду как к единице их измерения, устанавливаются общественным процессом за спиной производителей и потому кажутся последним установленными обычаем. Ради простоты в дальнейшем изложении мы будем рассматривать всякий вид рабочей силы непосредственно как простую рабочую силу, - это избавит нас от необходимости сведения в каждом частном случае сложного труда к простому.
14) Ср. Hegel. «Philosophie des Rechts». Berlin, 1840, S. 250, § 190. 15) Читатель должен иметь в виду, что здесь речь идет не о заработной плате, или стоимости, которую рабочий получает, например, за один рабочий день, а о стоимости товаров, в которой овеществляется его рабочий день. Категория заработной платы вообще еще не существует для нас на данной ступени нашего изложения. Как видим, согласно Марксу сравнительно сложный абстрактный труд означает только возведенный в степень или, скорее, помноженный простой труд, так что меньшее количество сложного труда равняется большему количеству простого.
В частности, Маркс разъяснял:
Маркс. Первый том "Капитала", с.81 писал(а): Мистический характер товара порождается, таким образом, не потребительной его стоимостью. Столь же мало порождается он содержанием определений стоимости. Потому что, во-первых, как бы различны ни были отдельные виды полезного труда, или производительной деятельности, с физиологической стороны это — функции человеческого организма, и каждая такая функция, каковы бы ни были ее содержание и ее форма, по существу есть затрата человеческого мозга, нервов, мускулов, органов чувств и т. д. Во-вторых, то, что лежит в основе определения величины стоимости, а именно, продолжительность таких затрат, или количество труда, совершенно отчетливо отличается от качества труда. Во всяком обществе то рабочее время, которого стоит производство жизненных средств, должно было интересовать людей, хотя и не в одинаковой степени на разных ступенях развития26). Наконец, раз люди так или иначе работают друг на друга, их труд получает тем самым общественную форму. 6) Примечание к 2 изданию. У древних германцев величина моргена земли измерялась трудом одного дня; отсюда названия моргена: Tagwerk (или Tagwanne) (jurnale или jurnalis, terra jurnalis, jornalis или diurnalis), Mannwerk, Mannskraft, Mannsmaad, Mannshauet и т. д. См. Georg Ludwig von Maurer. «Einleitung zur Geschichte der Mark-, Hof-, u. s. w. Verfassung». Munchen, 1854, S. 129 sq. Вышеприведенная цитата опровергает мысль Григория Сергеевича, что «термин "абстрактный труд" работает и существует только внутри рыночной экономики, а, например, в родовой общине его нет, хотя "труд простой" и "труд в физиологическом смысле" там есть». Маркс пишет, что всяком обществе то рабочее время, которого стоит производство жизненных средств, должно было интересовать людей, хотя и не в одинаковой степени на разных ступенях развития. Раз люди так или иначе работают друг на друга, то их труд получает тем самым общественную форму. Только у Робинзона труд не получает общественную форму, однако он вынужден учитывать различную полезность разных видов собственного труда, с точки зрения их отличия по сложности трудовых усилий.
Маркс. Первый том "Капитала", с.46-48 писал(а): Как потребительные стоимости товары различаются прежде всего качественно, как меновые стоимости они могут иметь лишь количественные различия, следовательно не заключают в себе ни одного атома потребительной стоимости.
Если отвлечься от потребительной стоимости товарных тел, то у них остается лишь одно свойство, а именно то, что они — продукты труда. Но теперь и самый продукт труда приобретает совершенно новый вид. В самом деле, раз мы отвлеклись от его потребительной стоимости, мы вместе с тем отвлеклись также от тех составных частей и форм его товарного тела, которые делают его потребительной стоимостью. Теперь это уже не стол, или дом, или пряжа, или какая-либо другая полезная вещь. Все чувственно воспринимаемые свойства погасли в нем. Равным образом теперь это уже не продукт труда столяра, или плотника, или прядильщика, или вообще какого-либо иного определенного производительного труда. Вместе с полезным характером продукта труда исчезает и полезный характер представленных в нем видов труда, исчезают, следовательно, различные конкретные формы этих видов труда; последние не различаются более между собой, а сводятся все к одинаковому человеческому труду, к абстрактно человеческому труду.
Рассмотрим теперь, что же осталось от продуктов труда. От них ничего не осталось, кроме одинаковой для всех призрачной предметности, простого сгустка лишенного различий человеческого труда, т. е. затраты человеческой рабочей силы безотносительно к форме этой затраты. Все эти вещи представляют собой теперь лишь выражения того, что в их производстве затрачена человеческая рабочая сила, накоплен человеческий труд. Как кристаллы этой общей им всем общественной субстанции, они суть стоимости — товарные стоимости. В самом меновом отношении товаров их меновая стоимость явилась нам как нечто совершенно не зависимое от их потребительных стоимостей. Если мы действительно отвлечемся от потребительной стоимости продуктов труда, то получим их стоимость, как она была только что определена. Таким образом, то общее, что выражается в меновом отношении, или меновой стоимости товаров, и есть их стоимость. Дальнейший ход исследования приведет нас опять к меновой стоимости как необходимому способу выражения, или форме проявления стоимости; тем не менее стоимость должна быть сначала рассмотрена независимо от этой формы.
Итак, потребительная стоимость, или благо, имеет стоимость лишь потому, что в ней овеществлен, или материализован, абстрактно человеческий труд. Как же измерять величину ее стоимости? Очевидно, количеством содержащегося в ней труда, этой «созидающей стоимость субстанции». Количество самого труда измеряется его продолжительностью, рабочим временем, а рабочее время находит, в свою очередь, свой масштаб в определенных долях времени, каковы: час, день и т. д.
Если стоимость товара определяется количеством труда, затраченного в продолжение его производства, то могло бы показаться, что стоимость товара тем больше, чем ленивее или неискуснее производящий его человек, так как тем больше времени требуется ему для изготовления товара. Но тот труд, который образует субстанцию стоимостей, есть одинаковый человеческий труд, затрата одной и той же человеческой рабочей силы. Вся рабочая сила общества, выражающаяся в стоимостях товарного мира, выступает здесь как одна и та же человеческая рабочая сила, хотя она и состоит из бесчисленных индивидуальных рабочих сил. Каждая из этих индивидуальных рабочих сил, как и всякая другая, есть одна и та же человеческая рабочая сила, раз она обладает характером общественной средней рабочей силы и функционирует как такая общественная средняя рабочая сила, следовательно употребляет на производство данного товара лишь необходимое в среднем или общественно необходимое рабочее время. Общественно необходимое рабочее время есть то рабочее время, которое требуется для изготовления какой-либо потребительной стоимости при наличных общественно нормальных условиях производства и при среднем в данном обществе уровне умелости и интенсивности труда. Так, например, в Англии после введения парового ткацкого станка для превращения данного количества пряжи в ткань требовалась, быть может, лишь половина того труда, который затрачивался на это раньше. Конечно, английский ручной ткач и после того употреблял на это превращение столько же рабочего времени, как прежде, но теперь в продукте его индивидуального рабочего часа была представлена лишь половина общественного рабочего часа, и потому стоимость этого продукта уменьшилась вдвое.
Итак, величина стоимости данной потребительной стоимости определяется лишь количеством труда, или количеством рабочего времени, общественно необходимого для ее изготовления9). Каждый отдельный товар в данном случае имеет значение лишь как средний экземпляр своего рода10). Поэтому товары, в которых содержатся равные количества труда, или которые могут быть изготовлены в течение одного и того же рабочего времени, имеют одинаковую величину стоимости. Стоимость одного товара относится к стоимости каждого другого товара, как рабочее время, необходимое для производства первого, к рабочему времени, необходимому для производства второго. «Как стоимости, все товары суть лишь определенные количества застывшего рабочего времени»11). 9) Примечание к 2 изданию. «Стоимость их» (предметов потребления), «когда они обмениваются один на другой, определяется количеством труда, необходимого и обычно употребляемого для их производства» («Some Thoughts on the Interest of Money in general, and particularly in the Public Funds etc.». London, p. 36). Время издания этого замечательного анонимного произведения прошлого столетия не обозначено. Но из его содержания видно, что оно вышло в свет при Георге II, приблизительно в 1739 или 1740 году. 10) «Все продукты одного и того же рода образуют, в сущности, одну массу, цена которой определяется в целом, независимо от частных обстоятельств» (Le Trosne, цит. соч., стр. 893). 11) Карл Маркс. «К критике политической экономии». Берлин, 1859, стр. 6 [см. настоящее издание, том 13, стр. 16]. Как видим, согласно Марксу, различные конкретные формы различных видов труда не различаются более между собой, так как сводятся все к одинаковому человеческому труду, к абстрактно человеческому труду, выраженному в единицах простого труда. Маркс также указал следующее:
Маркс. Первый том "Капитала", с.209 писал(а): … В каждом процессе образования стоимости высший труд всегда должен сводиться к среднему общественному труду, например один день высшего труда к х дням простого труда19). Следовательно, мы избежим излишней операции и упростим анализ, если предположим, что рабочий, применяемый капиталом, выполняет простой, средний общественный труд. 19) «Когда указывают на труд как меру стоимости, то необходимо предполагают труд известного рода... отношение его к другим родам труда легко можно определить» ([J. Cazenove,] «Outlines of Political Economy». London, 1832, p. 22, 23). С.209 Кстати, в англоязычном варианте первого тома «Капитала» вышеприведенная цитата переводится с немецкого так: … In every process of creating value, the reduction of skilled labour to average social labour, e. g., one day of skilled to six days of unskilled labour, is unavoidable.1) We therefore save ourselves a superfluous operation, and simplify our analysis, by the assumption, that the labour of the workman employed by the capitalist is unskilled average labour. Р. 209: Marx, Karl. [1867]1996. Karl Marx, Frederick Engels: Collected Works, Volume 35. New York: International Publishers. ПЕРЕВОД … В каждом процессе создания стоимости неизбежно сведение квалифицированного труда к среднему общественному труду, например, одного дня квалифицированного труда к шести дням неквалифицированного1). Поэтому мы избавим себя от лишней операции и упростим наш анализ, предположив, что труд рабочего, нанятого капиталистом, является неквалифицированным средним трудом.
Надеюсь, что приведенное мной разъяснение теории Маркса оградит Григория Сергеевича от дальнейших ошибок в трактовке им «стандартной версии» ТТС.
Хороших вам сновидений, Валерий.
P.S. Мне понравились мысли А.В. Зайцев А.В. из Сумского государственного университета (надеюсь они уцелели (автор и университет) под варварскими обстрелами путинской России):
В работах А. Смита, Д. Рикардо выкристаллизовалась точка зрения, что экономическая ценность всякого, созданного человеком предмета, характеризуется и оценивается количеством труда (усилий), необходимого для производства данного предмета. Мерилом стоимости становится человеческий труд [1]. Стоимость трактуется, как количество затрат человеческого труда. Но как измерять стоимость количественно в их работах не разъясняется. Направление, при котором анализ сложных экономических систем осуществлялся на основе стоимости, измеряемой количеством труда, получило название теории трудовой стоимости. Дальнейшее развитие упомянутой теории принадлежит трудам Карла Генриха Маркса. Рассмотрим только один аспект теории трудовой стоимости: измерение количества труда. Согласно теории продукция производства есть в основе своей продукт труда, что стоимость продукта труда измеряется количеством вложенного в производство данного продукта человеческого труда. Но как измерить человеческий труд количественно? На практике экономисты отслеживают показатели оценки производства продукции в форме денежных оказателей и автоматически присваивают цене статус стоимости, т.е. измеряют стоимость ценовыми (денежными) показателями. Теория трудовой стоимости трактует стоимость как количество затрат человеческого труда, а современная экономическая теория, обосновывая свои выводы при понимании стоимости в трудозатратном смысле, количественно описывает и иллюстрирует свои доказательства и выводы денежными показателями. Однако, согласно теории трудовой стоимости, изучение экономических процессов хозяйствования становится научно обоснованным при использовании количественных показателей, описывающих затраты человеческим трудом. Человеческий труд ─ это расходование человеческой рабочей силы в физиологическом смысле. Физиологическая сущность труда говорит о том, что показатель описывающий затраты труда ─ природный, а не денежный. Этот показатель принадлежит природе человека, этот показатель ─ есть физиологическое свойство человека [2, 3, 4]. Количественное измерение труда становится численно характеризуемым при использовании метода пульсометрии. Количество труда характеризует показатель суммы пульсовых ударов в течение периода труда человека. Этот метод уже широко используется в спортивной медицине для планирования, определения и дозирования спортивной работы. Стоимость продуктов труда количественно измеряется суммой ударов пульса работников, создающих продукт. Итак, сумма ударов пульса во время конкретного вида труда ─ это количественный показатель, характеризующий абстрактно-человеческий труд. Конкретные виды труда можно распределить на группы в зависимости от нагрузки, используя в качестве показателя частоту пульса. В источнике [5, с.242] приведен пример такого распределения. Очень легкая нагрузка ─ 70-80 ударов пульса в минуту. У остальных нагрузок частота пульса выше, до 150 ударов в минуту. Характеристика нагрузки как очень легкая описывает простой средний труд показателем частоты ударов пульса, равным 70-80 ударов в минуту [2, с.165]. Этот показатель (80 ударов пульса в минуту) является основанием и мерилом при сравнивании различных видов конкретного труда. Несомненно, на экономические процессы можно влиять, изменяя денежные потоки, управлять и контролировать с помощью финансовых рычагов. Но финансовая оценка ─ это не экономическая оценка в собственно экономическом смысле. Экономическая оценка или, что одно и то же ─ стоимостная оценка (стоимость), лежит вне сферы финансовых оценок. Экономическая и финансовая оценки одного и того же вида деятельности в корне различаются и могут приводить к совершенно взаимопротивоположным выводам.
Список литературы: 1. Зайцев, О.В. Культура экономического обоснования / О.В. Зайцев// Культура и экономика: материалы Международной научно-практической конференции, 20-21 марта, Донецк. ─ Донецк: ДонНУЭТ, 2008. ─ С. 311-313. 2. Зайцев А.В. Исчисление величины стоимости продукта труда. // Вісник Сумського державного університету. Серія Економіка. ─ 2004. ─ № 6 (65). ─ С. 159 -165. 3. Зайцев, А.В. Количественная определённость абстрактного труда / А.В. Зайцев // Европейская наука ХХІ века ─ 2007 : материалы ІІ еждународной научно-практической конференции, г. Днепропетровск, 16-31 мая 2007 г. : в 4-х т. ─ Днепропетровск : Наука и образование, 2007. ─ Т.4. ─ С. 29-33. 4. Зайцев, А.В. Исчисление стоимости количеством затрат труда / А. В. Зайцев // Наукові дослідження ─ теорія та експеремент 2007 : матеріали третьої міжнародної науково-практичної конференції, м. Полтава, 14-16 травня 2007 р.: ─ Полтава : вид-во "ІнтерГрафіка", 2007. ─ Т. 8. ─ С. 99-101. 5. Шибанов Г.П. Количественная оценка деятельности человека в системах человек-техника. ─ М. : Машиностроение. 1983. ─ 263 с.
Источник: https://core.ac.uk/download/pdf/324279973.pdf
_________________ Здоровая нация не ощущает своей национальности, как здоровый человек не ощущает, что у него есть кости. Джордж Бернард Шоу
|
|