Проект "Сколково" - утопия или реальность?
Многие эксперты высказывают опасения, что Сколково станет своего рода офшорной зоной, регистрация в которой позволит фирмам уходить от налогов и вздутых арендных отчислений. Планируемые ограничения от вмешательства чиновников и минимум надзора обеспечит фирмам льготные условия. Эксперты указывают также, что в условиях современной коррупции сам "вход" внутрь Сколковского пространства будет, скорее всего, возможен лишь для фирм, способных и готовых поделиться этими "льготами" с чиновничеством, которое сторожит дверь "входа". =================================================================================================
Заявленная авторами проекта "Сколково" задача - создание центра инноваций - очень сложна, если пытаться анализировать её, опираясь на принципы САС.
1) Первое, что удивляет в этом проекте, - непонятно по каким принципам сформулирован перечень задач: нанотехнологии, информационные технологии,... . Создаётся впечатление, что просто взяли наугад модные СЕЙЧАС течения. Хотя логичнее было бы взять течения, за которыми БУДУЩЕЕ. Уже здесь - на стадии формулировки задач проекта - множество проблем: как выбрать перспективные направления, течения, за которыми будущее? Может быть в будущем главную роль будут играть не только перечисленные, но какие-то иные направления, которые могут не вписаться в эту схему.
2) Второе, что вызывает ещё большее удивление - это выбор места, где собираются построить это чудо. Почему именно Сколково, а не какое-либо другое место? Во-первых, если действительно ставится задача создания инновационного центра, то, чтобы минимизировать плату за "вход" в него, его следовало бы строить подальше от Москвы и Питера. Во-вторых, чтобы уменьшить расходы на строительство, такой центр логично было бы создавать на территории одного из существующих наукоградов.
3) Удивляет система управления проектом. Чтобы проект заработал, а не стал ещё одной "пилорамой", необходим тщательный поштучный отбор руководителей и умная система управления. "Силиконовая долина", о которой так часто вспоминают, - это ведь не только здания и бренды, но прежде всего очень УМНО выстроенная система отбора и стимуляции кадров к работе. От эффективности подбора, оценки, стимулирования и ротации кадров на 90% зависит успех проекта. Это пожалуй самый важный вопрос - каким способом, кто и на основе каких критериев будет осуществлять выбор тем и подбор команд. Поскольку заявлена большая наука с применением её на практике - то решить эту сложнейшую задачу можно лишь привлекая контингент учёных к этой работе. Администраторы и бизнесмены должны обеспечивать решение задач - финансирование выбранных тем и поиск/создание рынков для реализации будущих новых разработок.
4) Тут мы подходим к ещё одной проблеме - а есть ли такие рынки на территории нашей страны? Рынки, которые способны будут поглощать наукоёмкую продукцию, созданную в Сколково. Не ставим ли мы телегу впереди лошади? Если посмотреть на судьбу многих УЖЕ СОЗДАННЫХ новшеств в постсоветской России, на то, как они никому здесь и даром не нужны и которые за дешёво или даже бесплатно уплывают за границу - то ясно, что проект Сколково, даже если он заработает, скорее всего, будет работать на рынки западных стран в первую очередь. Силиконовая долина выросла на волне постоянно растущего спроса на новшества со стороны бурно растущего рынка США. Потребность в новшествах породила феномен Силиконовой долины. В России же ситуация диаметрально противоположна.
Когда страна развивается и потенциал её крепнет - естественным результатом становится появление инновационных центров (инкубаторов новых технологий). Спрос на инновации предшествует созданию таких центров и стимулирует их рождение и рост.
Когда страна деградирует, спрос на инновации постоянно сужается. Технически-сложные комплексы расчленяются на куски с последующей утратой исходной функциональности и потерей синэргетического эффекта. Проще говоря, когда страна деградирует, происходит массовый отказ от сложных технологий и устройств, переход к более примитивным формам производства. По этой причине все постсоветские годы мы наблюдаем, как гибнет наша высокотехнологичная промышленность, фабрики и заводы превращаются в ярмарки, склады и казино. По этой причине доля сырьевого сектора постоянно растёт, а доля высокотехнологичных отраслей падает. Россия деградирует. Все признаки этого налицо. Уже и политическая система напоминает феодальную иерархию. Де факто в нашей пост-индустриальной державе есть уже зачатки всех ДО-индустриальных экономических систем: рабство и крепостная зависимость, дань и абсолютное бесправие, цинизм и монополизм, есть свои бояре и холопы. Россия деградирует, а не развивается - вот что следует понять прежде всего и это является самой главной проблемой, а вовсе не высокие технологии.
Как сломать, остановить опасный тренд деградации России? Возможно ли это сделать средствами существующей политической власти и, если возможно, то как? - именно эти вопросы следовало бы поставить на первое место и, начав с этого, разматывать постепенно виток проблем, накопившихся за годы. Если Россия начнёт развиваться - то и потребность в новшествах появится, и тогда сами бизнесмены начнут активно вкладываться в создание таких инновационных центров. Лошадь надо поставить впереди телеги - тогда и проект Сколково заработает.
Для реализации заявленной идеи "Сколково" необходимо повернуться на 180 градусов и встать лицом к лицу с накопившимися в стране проблемами - лицом к лицу с народом. Спросить простых тружеников (крестьян, фермеров, рабочих, учителей, врачей, учёных, честных предпринимателей, ...) - что Вам мешает жить? Почему Вы вымираете? Почему не хотите рожать детей? Почему Вы спиваетесь? Что Вас не устраивает? Что бы Вы сами изменили и как, если бы это от Вас зависело?
Нужна обратная связь с широкими народными массами. Нужна РЕАЛЬНАЯ демократия, чтобы простые граждане, телеведущие и журналисты могли бы вскрывать противоречия и проблемы, не давая им разрастаться в раковые опухоли. Нужна реальная система контроля со стороны народа за чиновничеством. По нашей Конституции сувереном (настоящим главой и хозяином страны) является народ. Народ нанимает чиновников, чтобы они выполняли волю народа - волю крестьян, рабочих, интеллигенции... ТАК оно должно быть по Конституции. Но фактически этого нет.
Только реально-действующая обратная связь сможет выявить лиц, использующих власть и должность для своего обогащения. Можно ли такую систему обратной связи создать? Можно, используя "информационные технологии".
САМЫМ ПЕРВЫМ Сколковским проектом следовало бы сделать проект создания эффективной системы обратной связи с народом. Такой проект принёс бы стране огромную экономию, выявив по всей цепочке с самого низа до самого верха тех, кто не достоин занимаемых должностей. Взяточники, попав под такой контроль либо поумерили бы свои аппетиты, либо, пойманные за руку, лишились бы своих мест. Не-профессионалы, попавшие на должности по протекции или за взятки, должны были бы искать себе другие места работы.
Честных людей в России много, но и жуликов и прохвостов, к сожалению, предостаточно - ещё Гоголь подметил . Система обратной связи могла бы идентифицировать людей, нечистых на руку, и заменять их людьми честными и болеющими за порученное им дело. Кроме снижения объёма взяток, такая система контроля снизу привела бы к оздоровлению взаимоотношений в обществе. Существующая сейчас вертикаль власти, очевидно, не эффективна и работает только за солидное вознаграждение (коррупционная рента). Эту вертикаль невозможно оздоровить, меняя её состав поштучными назначениями сверху. Необходимо подключить контроль снизу, идущий со стороны простых людей, которые каждодневно могут воочию лицезреть, как радеет об их интересах тот или иной чиновник. Сверху всего разглядеть, учесть и успеть невозможно. Функции по контролю и оценке деятельности чиновников должны в первую очередь выполнять сами граждане, которые живут под руководством этого чиновника, видят его жизнь вблизи и испытывают на себе последствия его правления.
==================================================================================================
Как технически можно было бы реализовать такой проект создания информационной системы "обратная связь"? Во-первых, необходима программа ликвидация интернет-безграмотности - особенно в глубинке: деревнях, небольших посёлках и городках. Во-вторых, необходима разветвлённая сеть бесплатного доступа всех граждан к информационной системе "обратная связь" - подобно той, что сейчас уже в разных вариантах есть и в налоговой службе и в банковской системе. Сейчас любая уважающая себя крупная структура имеет систему обратной связи в виде сайта.
Информационная система "Обратная связь" должна давать гражданам возможность: 1) Узнать, как живёт любой интересующий гражданина чиновник - какая у него собственность, сколько он получает и сколько тратит, какие полезные дела он совершил за тот или иной период, что обещал, когда его выбирали и что он реально делает... 2) Отреагировать определённым образом на деятельность чиновника - проставить ему "оценку". Понятно, что объективность такой "оценки" должна быть скорректирована, с поправкой на возможный субъективизм оценщика. У каждого гражданина должен быть свой уникальный идентификационный пароль входа в систему и свой уникальный статус, в котором отражены факторы социального статуса и особенностей личности. Понятно, что оценка людей, психически не здоровых, или страдающих болезнями алкоголизма, наркомании... должна быть существенно скорректирована. Другой пример - простой крестьянин, ежедневно сталкивающийся по работе с определённым чиновником, может оценить его деятельность гораздо более объективно, чем даже самый умный профессор, который этого чиновника и в глаза не видел. Третий пример - оценка конкурирующих структур, рвущихся к власти и не брезгающих самым откровенным враньём, опять же должна быть скорректирована в сторону понижения. Случаев может быть много и только реальная практика применения системы "контроль снизу" может дать много новых правил корректировки выставляемых оценок.
Как принимаются решения. Каждый чиновник после своего вступления в должность становится публичной фигурой. На него заводится страничка в системе, которая аккумулирует информацию о народном избраннике - где живёт, сколько тратит, что делает, куда ездит, как работает... На этой страничке есть раздел, где простые граждане могут оставлять свои комментарии и выставлять оценки. Система периодически обрабатывает накопленную информацию (с учётом коррекции выставленных оценок) и выносит суммарный балл, который является одним из важных критериев оценки соответствия (пригодности) данного чиновника занимаемой им должности. Помимо оценок "снизу", создаётся по аналогичному принципу комбинированная оценка "сверху". Далее возможны разные варианты решений - перемещение, отстранение от должности,...
Создать такую систему можно. Её можно было бы применять и в самом Сколково или (для начала) в каких-то отдельных проблемных (коррумпированных) регионах. Многоуровневые сетевые структуры (ТНК, например) также могли бы получать существенную экономию и повышать эффективность своего управления, используя такую систему "обратная связь".
Системы такого типа относятся к системам искусственного интеллекта нового поколения. Они не имеют раз и навсегда заготовленных алгоритмов обработки информации, но сами эти алгоритмы постоянно меняются в соответствии в накапливаемым опытом и использованием новой информации о принципах устройства и работы Сложных Адаптивных Систем (САС). Это - технологии нового технологического уклада, в которых пока ещё ни одна из стран не является лидером. Потенциальная экономия от внедрения таких систем колоссальна. Система "обратная связь" бъёт по коррупции в любой крупной структуре, где она внедрена. Второй выигрыш - это использование возможностей этой системы для оптимизации работы структур - изменению их сетевого древа, правильного рассредоточения функций между звеньями, уровнями и модулями, снижения издержек принятия решений.... ===================================================================================================
Подводя итог. 1) Проект "Сколково" может стать реальностью, если он будет развиваться параллельно с глубокими качественными изменениями во всей стране. Залогом успеха этого проекта является способность нынешней власти остановить катастрофу медленной деградации страны. 2) Проект "Сколково" может стать инкубатором новых технологий искусственного интеллекта, которые могут принести большой экономический эффект и сделать Россию одним из лидеров. Но для этого необходимо УМНОЕ управление - глубокий системный анализ приоритетов, умная система подбора кадров и оценки проектов. 3) Успех проекта "Сколково" чувствительным образом зависит от начальных условий - от того, кто, как, на основе каких критериев будет принимать основные решения. Очень важно, чтобы на самом верху этого проекта оказались бы профессионалы, способные заглядывать в будущее, люди честные, идеологически НЕ зашоренные и системно мыслящие,... 4) Есть два пути развития проекта "Сколково". Первый путь - это создание технологий, для которых в России просто нет рынка. То есть - работа на Запад. Возможно слепое копирование (слабая переработка) уже созданных технологий либо создание оригинальных собственных новшеств в расчёте на западные рынки. Такой путь развития не решает проблем России. Просто дополнительно к продаже нефти и газа, будут продавать ещё и новшества, но от этого народ не станет богаче, как не становится он богаче от продажи наших природных ресурсов. Второй путь (вероятность небольшая) - развитие Сколково, как процесс удовлетворения спроса на новшества со стороны российского рынка. Этот путь предполагает изменение тренда развития всей страны (остановка деградации). Плюс - умное управление командой профессионалов. Очень сложно сделать, хотя шанс есть, и если бы это удалось, то Россия действительно могла бы стать мировым лидером. Но слишком узкое окно. Всё должно быть так отобрано и сочленено между собой, что требует большого искусства. Это как слепому попасть в ушко иголки - большим Мастером надо быть, чтобы не промахнуться.
|