Валерий писал(а):
Подобно тому как в современной политической экономии исходят из предположения, что каждый потребитель является основательным знатоком всех тех товаров, которые ему приходится покупать для своего жизненного обихода,
Где здравый смысл этого предположения? Весьма сомнительно, но можно предположить, что, если вы покупаете телевизор, то являетесь "основательным знатоком" телевизионной техники. Но смешно, думать, что, когда покупаете хлеб, то, чтобы выяснить прибавочную стоимость, интересуетесь, кто его выращивал и испек? Раб, труд которого не подлежит оплате, гастарбайтер-нелегал, которому заплатили копейки, или дорогостоящий специалист? Понятно, знать, что творится в "современной политической экономии, совсем не плохо. Но не выдавать же на публику ахинею в качестве аргумента, ведь по ней судят о вас.
Цитата:
В частности у Маркса речь идет прежде всего лишь об определении стоимости товаров, т. е. таких предметов, которые производятся внутри общества, состоящего из частных производителей, — производятся этими частными производителями за частный счет и обмениваются ими один на другой. Следовательно, Маркс говорит о стоимости, имеющей силу при определенной форме общества. Надеюсь, Вы понимаете, что потребительная стоимость (полезность) вещи не зависит от формы общества. Хлеб так же полезен при рабстве, как и при капитализме и даже социализме.
Оказывается, что эта стоимость, в этом определенном историческом понимании, создается и измеряется человеческим трудом, воплощенным в отдельных товарах, а этот человеческий труд оказывается далее расходованием простой рабочей силы.
Кто ясно мыслит, тот ясно излагает. Совершенно не понятно, что вы хотели сказать. С одной стороны вы утверждаете, "что потребительная стоимость (полезность) вещи не зависит от формы общества", и тут же упираете на "стоимость, в этом определенном историческом понимании". Но историческое понимание зависит от уровня общественного развития, т.е. от формы общества. А в части человеческого труда ваше "историческое понимание" застряло где-то в феодализме, когда не было ни механизации, ни автоматизации, ни ИТ. Надеюсь, вы понимаете, что фирме Била Гейтса простую рабочую силу расходуют только уборщицы, а все остальное сугубо интеллектуальный и творческий труд.
Цитата:
Однако товарное производство — вовсе не единственная форма общественного производства. В древнеиндийской общине и в южнославянской задруге продукты не превращаются в товары. Члены общины объединены для производства непосредственно общественной связью, труд распределяется согласно обычаю и потребностям, и таким же образом распределяются продукты, поскольку они идут на потребление. Непосредственно общественное производство, как и прямое распределение, исключает всякий товарный обмен, следовательно, и превращение продуктов в товары (по крайней мере внутри общины), а значит и превращение их в стоимости. Другими словами, при непосредственно общественном производстве имеет место прямой трудообмен.
Не знаю, как вам, а мне антоним "товарное производство" режет слух. Подскажите, где, на каком заводе или фабрике есть рыночные отношения? Да, на издыхании советской экономики были попытки ввести в производство рыночные отношения, когда один цех как будто бы покупал продукцию у другого цеха. Для этого один директор-"умник" пытался даже ввести внутризаводские деньги. И остался в заднице. Поймите, производство создает сугубо предметы потребления, которые имеют полезную ценность, но не имеют рыночной стоимости. Поэтому они могут быть для собственного потребления, как в натуральном хозяйстве, предметом дарения или благотворительности. Когда вы дарите вещь, неужели выставляете счет-стоимость? Даже на рынке обмена, где происходит бартер, это не товар, а предмет обмена. Товаром предмет потребления делают только и только деньги, т.е. в рынке. Поэтому не надо валить в одну кучу производство и рынок, выражение "товарное производство" сродни "мокрому огню". То же самое с "общественным производством" - не надо сливать разнородности. В основании любой общественной структуры находится морально нравственная идеология, а в основании производства - технологическая программа. И если по технологии безлюдного производства человек не предусмотрен, то общество ну не к чему пристегнуть. А если предусмотрен, то подчинен технологии, но не Конституции или идеологии - это вам не субботник. Кстати, что вы понимаете под "непосредственно общественном производстве"? Как будто бывает "посредственно общественное производство.
Цитата:
Что касается цены а\м ГАЗ-24, то при чем здесь прибавочная стоимость. Когда автомобиль продавался с рук по 25 000 при розничной цене 15 000 руб., то «навар» в 10 000 руб. доставался отнюдь не производителю и даже не государству. Действительная же стоимость этого автомобиля была неизвестна никому, что и бывает в большинстве случаев.
Действительная-рыночная стоимость была известна абсолютно всем - 25000 руб. - это широко действующая цена и прибыль получал, как это всегда и везде положено, продавец. А кто он такой - производитель, государство или частное лицо - покупателю без разницы. Менее действующая цена (из-за дефицита) - это розничная цена 15000 руб. прибыль получала казна, вернее те, кто рулил казной. А мой таксопарк покупал их по прейскурантной цене - 4600 руб - себестоимость+плановая прибыль. Итого, производитель-завод ГАЗ получал копейки, по нормативам 5% от себестоимости, государство - 11400, частный продавец - 10000. Понятно, частник - это спекулянт, получающий прибыль из-за конъюнктуры рынка. Но тогда государство - это бандит, получающий прибыль силовым способом. Как тот рэкитер, обложивший данью лавочников и отнимающий товар по демпинговым ценам.
Цитата:
По поводу Вашего утверждения, о том что в СССР официально не было рынка, а была система распределения, основанная на теории Маркса, — здесь Вы ошибаетесь дважды.
Во-первых, Сталин писал: «Некоторые товарищи утверждают, что партия поступила неправильно, сохранив товарное производство после того, как она взяла власть и национализировала средства производства в нашей стране. Они считают, что партия должна была тогда уже устранить товарное производство». Надеюсь, мне не надо Вас учить, что товарное производство — это и есть рынок. Тот же Сталин писал:
«Иногда спрашивают: существует ли и действует ли у нас, при нашем социалистическом строе, закон стоимости?
Да, существует и действует. Там, где есть товары и товарное производство, не может не быть и закон стоимости.
Сфера действия закона стоимости распространяется у нас прежде всего на товарное обращение, на обмен товаров через куплю продажу, на обмен главным образом товаров личного потребления. Здесь, в этой области, закон стоимости сохранят за собой, конечно, в известных пределах роль регулятора».
Что взять с недоучившегося семинариста, который путает производство с рынком и манипулирует объективными законами, как регуляторами. Вот бы физикам научиться не у читывать, а манипулировать законом всемирного тяготения. -)))
Цитата:
Во-вторых, если уж был рынок, то однозначно не было и «системы распределения, основанной на теории Маркса». Если Вы утверждаете о наличии этой системы вместо рынка, то одновременно с этим ничего не смыслите в политэкономии. Другое дело, что этот рынок базировался на распределении средств производства (но вспомните толкачей), на негибкой системе ценообразования, на неучете качества товаров в цене и т.д. Однако здесь бродил призрак Новочеркасска и сильно пугал членов Политбюро. Вспомните, что Рыжков еще в 1990 г. боялся повышать цену на мясо, а потом оказалось, что он мог бы повышать ее хоть каждый день, поскольку классовая солидарность у пролетариев исчезла напрочь. У нас могут теперь повышать цены хоть на 50%, хоть на 100%. Могут даже на голову, извините, наделать, и никто не обидится!
Вообще же, мне кажется, что Вы начитались «Экономикса», не понимая, что это книга для домохозяек, барменов и официанток.
Согласен, в билибирде политэкономии не смыслю ничего. А кто смыслит? Если вы считаете, что есть основательная теория - политэкономия, то почему она не впрок? Понятно, если есть толковая теория, то даже 3-е классник может просчитать, когда из п. А поезд прибудет в п.Б. Ладно, домохозяйки, бармены и официантки, но почему для вас, образованных, эрудированных и теоретически вооруженных, последний, и не только, экономический кризис деривативов, как снег на голову. Что стоит эта ваша теория, если все задним числом? Она же как чемодан без ручки - пользоваться невозможно, а выкинуть жалко.
Кстати, когда в Ю.Корее было очень трудно, президент обратился к народу о помощи. И абсолютно все безвозмездно и без всяких обязательств государства понесли свои кубышки, драгоценные украшения и предметы роскоши в государственную казну. Безропотно. Если по-вашему, то классовая солидарность там не ночевала? Возможно, эта параллель не правомерна. В 90-х основная масса населения СССР была согласна на временные лишения в предвкушении светлого послеперестроечного будущего. Сегодня оно в положении теленка - обосрался и стой. И не мычи. Потому что уже сознают, что наработал, то и получи. А толком работать не умеем. Выкачать нефть еще можем, а сделать из нее конфетку слабо. Потому что одной "простой рабочей силы" недостаточно, надо еще тяму иметь.