Свежая статья, посвященная "трансформационной проблеме":
Fred Moseley, "The Macro-Monetary Interpretation of Marx's Transformation Problem and a Sympathetic Critique of the ‘New Interpretation’"
http://www.countdownnet.info/archivio/teoria/413.pdf
Суть в следующем.
Постоянный и переменный капитал берутся как данные величины в денежном выражении. Предполагается, что и в 1 и в 3 томе "Капитала" Маркс использует термины "постоянный капитал" и "перменный капитал" как термины, обозначающие размеры той денежной суммы, которая расходуется на оплату "израсходованный средств производства" и "рабочей силы" (= "заработная плата"). Поэтому эти величины: "постоянный капитал" и "перменный капитал" - фиксированы, одни и те же как в 1 томе, так и в 3 томе.
"Добавленная стоимость" состоит из "переменного капитала", V и "прибавочной стоимости", S. Чтобы представить совокупную "добавленную стоимость" (созданную всем обществом за единицу времени) в форме определенного количества абстрактного труда в денежном выражении,
Fred Moseley просто приравнивает фактическую "добавленную стоимость", выраженную в "ценах производства" к теоретической "добавленной стоимости", равной сумме присоединенного абстрактного труда, L, умноженной на некоторый коэффициент, m, переводящий абстрактный труд в денежное выражение:
m * L = P - C (1) (цена производства выпуска - постоянный капитал)
Понятно, что "постоянный капитал" - это не что иное как "цена производства" израсходованных средств производства, то есть фактические расходы всех капиталистов на оплату использованных "средств производства".
Поэтому
формула (1) фактически определяет переводной множитель, m:
m = (P - C)/L (2)
Поскольку m в (2) определяется именно таким способом (формулы (1.3) и (1.4) в статье Fred Moseley), то
равенство (1) ЯВЛЯЕТСЯ ТОЖДЕСТВОМ и не может быть интерпретировано как Марксово трансформационное условие. Его нельзя интерпретировать как равенство добавленного абстрактного труда, выраженного в виде определенного количества денег и добавленной стоимости, выраженной в ценах производства.
У Маркса "стоимость" есть самостоятельный термин: количество абстрактного труда, выраженное в денежной форме. Если бы мы знали алгоритм сведения конкретного труда к абстрактному, мы могли бы определить "стоимости" и выразить "добавленную стоимость". Эта "добавленная стоимость" может быть выражена как определенная денежная сумма. Все это можно сделать не прибегая к термину "цена производства". И далее Маркс ОПРЕДЕЛЯЕТ цену производства, полагая, что эта денежная сумма (за вычетом оплаты труда) делится между капиталистами пропорционально величинам их капиталов. То есть
само определение цены производства ОПИРАЕТСЯ на определение добавленной стоимости. Не наоборот. Сначала мы находим, какая добавленная стоимость создается общественным трудом, потом выражаем ее в виде определенного количества денег и только после этого распределяем эту сумму пропорционально вложенным капиталам и получаем цены производства. Именно "стоимость" есть prius "цен производства", а не наоборот.
Первое трансформационное условие в формулировке Foley ("net price" equality, p.27) следующее:
добавленная стоимость, вычисленная как добавленный абстрактный труд, выраженный в виде определенного количества денег = добавленной стоимости, выраженной в ценах производства.
Это первое условие выполняется всегда, так как оно просто есть не что иное как процедура ОПРЕДЕЛЕНИЯ цен производства. Чтобы ОПРЕДЕЛИТЬ термин "цена производства", необходимо прежде вычислить добавленную стоимость способом, который не использует ввобще термин "цена производства". После этого вычисленную величину (за вычетом расходов на оплату труда) мы делим на части пропорционально вложенным капиталам. Получаем "цены производства". То есть
термин "цена производства" не может логически предшествовать термину "добавленная стоимость". Но Fred Moseley как раз допускает такое обращение логической последовательности. В формуле (1) величина P - это цена производства валового выпуска, величина С - это цена производства средств производства, затраченных на производство. Поэтому и добавленная стоимость P - C тоже выражена через цены производства. Предполагается, что редукция каким-то способом осуществлена. Пусть так. Но далее вводится коэффициент m как множитель, вычисляемый на основе формулы (2). И тогда "добавленная стоимость" будет тождественно равна добавленной стоимости, выраженной в ценах производства. Но
это просто тождество. Просто мы так выбрали коэффициент m, чтобы выполнялось:
m * L = P - C
Это ТОЖДЕСТВО кардинально отличается от
Марксова условия:
Добавленная стоимость (= абстрактный труд в денежном выражении) = добавленная стоимость в ценах производства. Отличается, потому что Марксово условие лежит в основе ОПРЕДЕЛЕНИЯ цен производства. Зная Добавленную стоимость, вычисленную без использования каких-либо ссылок на "цены производства" (это можно сделать!) можно ОПРЕДЕЛИТЬ цены производства на основе Марксова условия.
Сложность трансформирования "стоимостей" в "цены производства" именно и состоит в том, чтобы найти "добавленную стоимость", не опираясь при этом на "цены производства".
Поэтому то
решение, которое предлагает Fred Moseley, на мой взгляд, является логическим кругом. В его статье добавленная стоимость определяется через цены производства, а цены производства по Марксу должны опираться на определение добавленной стоимости. Получается, что "цены производства" определяются через "цены производства" и что "добавленная стоимость определяется через добавленную стоимость". Поэтому, конечно, это нельзя признать решением "трансформационной проблемы".
Григорий.