практик писал(а):
Уважаемый Валерий Васильевич! Не надо приписывать Марксу мысли, которых у него никогда не было, и мудрствовать лукаво. При социализме нет частной собственности ни на средства производства, ни на результаты их использования. При социализме труд становится непосредственно общественным. Поэтому не может быть никакого обмена результатами частного труда с помощью того или иного эквивалента. Норма прибавочного продукта будет зависеть от количеством часов труда, необходимого для создания фондов общественного потребления. Величина нормы прибавочного продукта представляет собой отношение подушевого фонда общественного потребления к фонду индивидуального потребления. При росте фондов общественного потребления эта норма будет увеличиваться. При росте фондов индивидуального потребления - уменьшаться. Общество само будет решать, какой фонд надо увеличить, а какой уменьшить в зависимости от динамики роста населения и изменения природных условий. Не надо забывать о том, что главным источником прибавочного продукта является естественное плодородие земли.
"Критика Готской программы" не единственный источник для понимания мыслей К. Маркса о социализме.
Не уподабливайтесь, пожалуйста, Бойко, который, не разобравшись в "Капитале", выводит формулу закона стоимости по одной цитате из него.
Ирина Валентиновна относится к тому типу женщин, к которым при обращении требуется употреблять одно из трех слов: «Люблю», «Куплю» и «Я — дурак». А поскольку все они не применимы в данном случае, обращусь иначе.
Уважаемая мадам
практик, вчитайтесь повнимательнее в полную цитату Маркса из «Критики Готской программы»:
В обществе, основанном на началах коллективизма, на общем владении средствами производства, производители не обменивают своих продуктов; столь же мало труд, затраченный на производство продуктов, проявляется здесь как стоимость этих продуктов, как некое присущее им вещественное свойство, потому что теперь, в противоположность капиталистическому обществу, индивидуальный труд уже не окольным путём, а непосредственно существует как составная часть совокупного труда. Выражение «трудовой доход», неприемлемое и в настоящее время из-за своей двусмысленности, теряет таким образом всякий смысл.
Мы имеем здесь дело не с таким коммунистическим обществом, которое развилось на своей собственной основе, а, напротив, с таким, которое только что выходит как раз из капиталистического общества и которое поэтому во всех отношениях, в экономическом, нравственном и умственном, сохраняет ещё родимые пятна старого общества, из недр которого оно вышло. Соответственно этому каждый отдельный производитель получает обратно от общества за всеми вычетами ровно столько, сколько сам даёт ему. То, что он дал обществу, составляет его индивидуальный трудовой пай. Например, общественный рабочий день представляет собой сумму индивидуальных рабочих часов; индивидуальное рабочее время каждого отдельного производителя — это доставленная им часть общественного рабочего дня, его доля в нём. Он получает от общества квитанцию в том, что им доставлено такое-то количество труда (за вычетом его труда в пользу общественных фондов), и по этой квитанции он получает из общественных запасов такое количество предметов потребления, на которое затрачено столько же труда. То же самое количество труда, которое он дал обществу в одной форме, он получает обратно в другой форме.
Здесь, очевидно, господствует тот же принцип, который регулирует обмен товаров, поскольку последний есть обмен равных стоимостей. Содержание и форма здесь изменились, потому что при изменившихся обстоятельствах никто не может дать ничего, кроме своего труда, и потому что, с другой стороны, в собственность отдельных лиц не может перейти ничто, кроме индивидуальных предметов потребления. Но что касается распределения последних между отдельными производителями, то здесь господствует тот же принцип, что и при обмене товарными эквивалентами: известное количество труда в одной форме обменивается на равное количество труда в другой.
Поэтому равное право здесь по принципу всё ещё является правом буржуазным, хотя принцип и практика здесь уже не противоречат друг другу, тогда как при товарообмене обмен эквивалентами существует лишь в среднем, а не в каждом отдельном случае.
http://www.esperanto.mv.ru/Marksismo/Gotha/gotha.html
Какие выводы может сделать нормально мыслящий человек из данной цитаты Маркса? А выводы следующие.
Да, в коммунистическом обществе производители не обменивают своих продуктов; столь же мало труд, затраченный на производство продуктов, проявляется здесь
как стоимость этих продуктов, как некое присущее им вещественное свойство.
Но на первой фазе коммунистического общества, которая называется социализмом и еще сохраняет родимые пятна капитализма, из недр которого он вышел, в качестве такого родимого пятна сохраняется то, что каждый отдельный производитель получает обратно от общества за всеми вычетами ровно столько, сколько сам даёт ему.
Представьте себе, что при капитализме у каждого отдельного производителя тоже вычитают часть созданной им стоимости, только вычеты эти делает не только государство (налоги, пошлины, акцизы), но и капиталисты (чистая прибыль).
Поэтому при социализме, очевидно, господствует тот же принцип, который регулирует обмен товаров, поскольку последний есть обмен равных стоимостей или товарных эквивалентов: известное количество труда в одной форме обменивается на равное количество труда в другой.
Однако с формальной точки зрения отличие в следующем. Производитель получает от общества квитанцию (банковскую карточку — В.К.) в том, что им доставлено такое-то количество труда (за вычетом его труда в пользу общественных фондов), и по этой квитанции (банковской карточке — В.К.) он получает из общественных запасов такое количество предметов потребления, на которое затрачено столько же труда. То же самое количество труда, которое он дал обществу в одной форме, он получает обратно в другой форме.
Для того, чтобы реализовать этот механизм, общество вынуждено подсчитывать, сколько часов труда
в среднем заключено в каждом продукте труда определённого качества. Количества труда, заключающиеся в продуктах, в данном случае выражаются в их естественной, адекватной, абсолютной мере, какой является
время. При капитализме эти количества за неимением лучшего средства выражались посредством всего лишь относительной, шаткой и недостаточной меры — стоимости, т. е. они выражались в третьем продукте — в рублях, долларах и т.п.
Практически механизм подсчета рабочего времени, заключающегося в среднем в каждом продукте труда, может быть заметно упрощен, если принять незыблемое равенство
1 час простого труда =
х рублей, долларов и т.д.
В этом случае общее количество рабочего времени, заключающееся в совокупном продукте труда данной отрасли определяется по формуле
T = ƩS + ƩV + ƩVm,
где ƩS — сумма материальных затрат, связанных с производством совокупного продукта труда данной отрасли, час.; ƩV — сумма трудовых затрат в данной отрасли за вычетом труда в пользу общественных фондов, час.; m — общая норма прибавочного продукта, определяющая единый для всех норматив вычетов труда в пользу общественных фондов.
Соответственно, количество рабочего времени, заключающееся в среднем в единичном продукте труда данной отрасли, определяется по формуле
t = T/N,
где N — общее количество продукта труда, произведенное в данной отрасли.
Описанный механизм подсчета рабочего времени существенно отличается от того механизма, который действует в рыночной экономике. Принцип и практика здесь уже не противоречат друг другу, так как открывается возможность подлинно эквивалентного обмена результатами труда между отдельным производителем и обществом в целом. При этом величины t (назовем их условно тредами) не отклоняются от идеальной стоимости, что позволяет достигать эквивалентности указанного обмена в каждом отдельном случае.
Альтернативные же величины z (цены производства) при капитализме отклоняются от идеальных стоимостей t, хотя всегда выполняется общее равенство
ƩNz = ƩNt.
Надеюсь, теперь понятна мысль Маркса о том, что при социалистическом обмене принцип и практика уже не противоречат друг другу, тогда как при
товарообмене обмен эквивалентами существует лишь
в среднем, а не в каждом отдельном случае.
Как видите, уважаемая мадам
практик, я вовсе не «уподабливаюсь» Бойко, а, напротив, пытаюсь преподать Вам урок ликбеза по элементарному марксизму.
С уважением,
В.К.
P.S. Что касается вопроса о росте общей нормы прибавочного продукта, то я его никак не касался ни выше, ни сейчас. Разумеется, если в будущем найдутся такие люди, как Хрущев, вводивший бесплатный хлеб в столовых и обещавший бесплатный проезд в общественном транспорте, то эту норму придется повышать. Однако практика показывает, что все бесплатное, даже сыр в мышеловке, вредно. Хотя образование, здравоохранение и спорт должны быть бесплатными. Это мы видим даже в далеко не социалистических странах. У нас же — другая, идиотская тенденция.