практик писал(а):
Это хотя бы можно зарубить на своем деревянном не семи пядей лбу?
Уважаемая Арзамасцева, деревяннее вашего лба я еще не встречал. Вы не понимаете, что такое
обмен деятельностей при коллективном производстве и
обмен работ или продуктов труда на основе меновой стоимости.
«Коллективный характер производства, — пишет Маркс, — с самого начала делал бы продукт коллективным, всеобщим. Обмен, имеющий место первоначально в производстве, — это был бы не обмен меновых стоимостей, а
обмен деятельностей, которые определялись бы коллективными потребностями, коллективными целями, — с самого начала включал бы участие отдельного лица в коллективном мире продуктов».
Т.46, ч.1, с.115.
«В первом случае общественный характер производства
утверждается [wird
gesetst] лишь post festum (после праздника —
Ред.)) путем превращения продуктов в меновые стоимости и обмена этих меновых стоимостей. Во втором случае
общественный характер производства является предпосылкой, и участие в мире продуктов, участие в потреблении не опосредовано обменом независимых друг от друга работ или продуктов труда».
Т.46, ч.1, с.116.
«Если предположить наличие коллективного производства, определение времени (читай, определение стоимости — В.К.), естественно, сохраняет существенное значение. Чем меньше времени требуется обществу на производство пшеницы, скота и т. д., тем больше времени оно выигрывает для другого производства, материального или духовного. Как для отдельного индивида, так и для общества всесторонность его развития, его потребления и его деятельности зависит от сбережения времени. Всякая экономия в конечном счете сводится к экономии времени. Точно так же общество должно целесообразно распределять свое время, чтобы достичь производства, соответствующего его совокупным потребностям, подобно тому как отдельное лицо должно правильно распределять свое время, чтобы приобрести знания в надлежащих соотношениях или чтобы удовлетворять различным требованиям, предъявляемым к его деятельности. Стало быть, экономия времени, равно как и планомерное распределение рабочего времени по различным отраслям производства, остается первым экономическим законом на основе коллективного производства. Это становится законом даже в гораздо более высокой степени. Однако это существенно [I—28] отличается от измерения меновых стоимостей (работ или продуктов труда) рабочим временем. Работы отдельных лиц в одной и той же
отрасли труда и различные виды труда различны не только
количественно, но и
качественно. Что является предпосылкой всего лишь
количественного различия вещей? Одинаковость их
качества. Стало быть, количественное измерение работ предполагает однородность, одинаковость их
качества».
Т.46, ч.1, с.117.
Меновые стоимости измеряются
в деньгах. Определение стоимости осуществляется в рабочих часах, сведенных к одинаковому
качеству. Что это означает? Если при товарном производстве «различные пропорции, в которых различные виды труда сводятся к простому труду как к единице их измерения, устанавливаются общественным процессом за спиной производителей и потому кажутся последним установленными обычаем» и выражаются в дифференциации оплаты труда за астрономический час работы, то при непосредственно общественном характере производства подобное сведение различных видов труда к простому труду необходимо
специально осуществлять при
определении стоимости продуктов труда или работ.
Дальше надо читать «Критику Готской программы», где все Марксом разъяснено подробно.
Итак, при общественном характере производства отдельные производители не обменивают своих продуктов; столь же мало труд, затраченный на производство продуктов, проявляется здесь как
меновая стоимость этих продуктов. Вместо этого происходит
обмен деятельностей, которые определяются коллективными потребностями и целями. При этом, исходя из закона экономии времени и необходимости планомерного распределение рабочего времени по различным отраслям производства,
определение стоимости (времени) производства каждого продукта труда (фактически среднего времени производства продукта с учетом сведения сложного труда к простому, как это показано в «Антидюринге») остается господствующим требованием марксистской теории. При этом могут использоваться "рабочие деньги" Оуэна, имеющие к настоящим деньгам такое же отношение, как театральный билет.
С уважением,
В.К.