ИЗУЧАЯ МАРКСА«Редкая птица долетит до середины Днепра...». Лишь некоторые экономисты дочитывают «Капитал» Маркса до середины. Куда уж там другие произведения. А критиков Маркса — хоть пруд пруди.
В 1987 г. — в разгар «перестройки», — появилась интересная публикация, которую мало кто читал. Поэтому предлагаю вашему вниманию выдержки из этой работы:
«Конспектируя работы буржуазных экономистов, Маркс заметил, что центральное место в их теориях занимает проблема стоимости, вопрос о том, что лежит в ее основе, чем определяется величина стоимости товаров и каков механизм их обмена — закон стоимости. При этом он сразу отметил, что разные экономисты по-разному трактуют эту проблему. В первоначальных выписках из работ Сэя, Скарбека и Смита Маркс аккуратно заносит в тетради даваемые ими определения стоимости [7], но уже в комментариях к выпискам из книги Рикардо «О началах политической экономии и налогового обложения» он записывает: «Рикардо фиксирует в определении стоимости лишь издержки производства, Сэй — полезность/потребность. У Сэя конкуренция заступает место издержек производства» [8]. Такое же сопоставление определений стоимости у разных экономистов Маркс находит и в статье Энгельса и составляет ее краткий конспект.
В это время Маркс, как и Энгельс, отрицательно относится к рикардовской трудовой теории стоимости — на том основании, что в условиях частной собственности стоимость не имеет реального существования, она абстрактна, реальны же лишь рыночные цены, определяемые конкуренцией.
14 (это — страница в первоисточнике)
Кроме того, Маркс считал в 40-е гг., что при господстве частной собственности превышение цены над стоимостью обусловлено данью владельцам земли и капитала. Он писал: «Рикардо развивает ту мысль, что труд охватывает всю сумму цены, потому что капитал есть тоже труд... он позабыл включить сюда прибыли капитала и земли, которые никогда не предоставляются даром.
Прудон справедливо заключает отсюда, что там, где существует частная собственность, вещь стоит больше своей стоимости, это и есть дань частному собственнику» [9].
Но постепенно Маркс отказывается от безоговорочного отрицания закона стоимости. В своих обширных комментариях к конспекту книги Дж. Милля «Основы политической экономии»
он продолжает считать трудовую теорию стоимости абстракцией, но критикует школу Рикардо уже лишь за односторонность этой абстракции [10].
……………………………..
Одним из важных теоретических итогов парижских занятий был
21
постепенный отход Маркса от первоначально резко негативного отношения к трудовой теории стоимости. Подтверждением этого является следующая формулировка Маркса из «Святого семейства»: «...рабочее время, которое нужно затратить на производство какого-нибудь предмета, принадлежит к издержкам производства этого предмета... издержки производства какого-нибудь предмета и составляют то, чего он стоит, т. е. то, за что он может быть продан,
если исключить влияние конкуренции». Это место В. И.Ленин расценивал как свидетельство того, что Маркс подходит к теории трудовой стоимости [30].
……………………………………………………
Выписки Маркса в манчестерских тетрадях отражают попытки рикардовской школы совместить решение проблемы источника стоимости (труд) и центра колебаний цен (издержки производства). Характер выписок Маркса по проблеме стоимости здесь существенно иной, нежели в парижских тетрадях. Здесь нет ни одного резкого замечания в адрес теории стоимости Рикардо, скорее, Маркс солидаризируется с нею и, видимо, еще не вполне осознает различие между стоимостью и издержками производства. Его интересуют попытки последователей Рикардо объяснить, опираясь на рикардовскую теорию стоимости, сущность прибыли и нормы прибыли. Маркс внимательно фиксирует попытки Мак-Куллоха разграничить действительную стоимость и «относительную, или меновую стоимость», которую он определял как «покупательную силу определенного количества труда или других товаров» [68].
Автор, таким образом, не видел разницы между обменом различных товаров и обменом товаров на труд. Между тем Рикардо, у которого было заимствовано различение между действительной и меновой, или относительной, стоимостью, не распространял понятие относительной стоимости на труд. Ведь в этом последнем случае, если рассматривать обмен товаров (включая «товар-труд») как обмен эквивалентов, исчезал источник прибыли, т. е. сама основа капиталистического производства. Примечательно, что в самом эксцерпте Маркс непосредственно соотносит даваемое Мак- Куллохом определение стоимости с объяснением им источника прибыли (в книге Мак-Куллоха эти положения разделены другим материалом), из которого следовало, что прибыль возникает из постоянного превышения меновой стоимости над стоимостью [69].
Хотя эта выписка никак не прокомментирована в эксцерпте и выделена лишь отчеркиванием на полях тетради (которое могло быть сделано и значительно позднее, например, когда Маркс работал
33
над рукописью 1861—1863 гг.), для данного этапа исследований важен сам факт указания на тесную взаимосвязь понятий стоимости и прибыли (по существу, понимаемой в смысле прибавочной стоимости).
………………………………
Отношение Маркса к трудовой теории стоимости значительно изменилось по сравнению с парижскими эксцерптами. Там в комментариях к работам Смита и Рикардо он отвергает трудовую теорию стоимости. К 1847 г. Маркс полностью преодолел это заблуждение. В «Нищете философии» он как бы наметил исходный рубеж для дальнейших исследований в политической экономии: критическое рассмотрение теории Смита и Рикардо и вообще изучение английских экономических отношений, ибо английская буржуазия «является воплощением современной буржуазии» [84].
Маркс в это время уже вполне уяснил себе место трудовой теории стоимости в политической экономии буржуазного общества, но с английской экономической литературой он был знаком недостаточно. (Энгельс впоследствии отмечал: «В то время Маркс еще ни разу не бывал в читальном зале Британского музея» [85]) В це-
38
лом он стоял на почве рикардовской теории стоимости и именно позиций этой теории вел в «Нищете философии» полемику с Прудоном.
В «Нищете философии» все основные определения стоимости, приводимые Марксом, вполне соответствуют рикардовским. В данной работе еще отсутствует то основное, что отличает теорию стоимости Маркса от теорий его предшественников — определение стоимости затратами общественно необходимого труда, который в процессе обмена доказывает свою общественную природу; здесь еще отсутствует понятие абстрактного труда.
……………………………..
55
Маркс выделяет в качестве важного аспекта теории стоимости, не учитывавшегося в теории классика буржуазной политэкономии, то обстоятельство, что «обмен является существенным условием... определения» стоимости, открывающим «возможность реализации стоимости товара» [21]. Только обмениваемость делает товар стоимостью, т. е. превращает его из потенциальной стоимости в реальную меновую стоимость. Здесь уже содержатся ростки понимания различия между стоимостью и меновой стоимостью, но Марксу предстояло проделать еще значительный путь (который не завершился и в «Grundrisse»), прежде чем он пришел к выводу: обмен товара на деньги означает, что затраченный на его производство частный, особенный труд получил признание в качестве труда общественного.
…………………………………..
97
Первое определение стоимости, которое Маркс дает в «Grundrisse», звучит следующим образом: «Его (товара — Авт.) стоимость — то отношение, в котором этот товар обменивается на другие товары или другие товары обмениваются на него,— равна овеществленному в нем количеству рабочего времени» [32]. Иначе говоря, стоимость — это отношение, которое существует в обмене товаров, причем под обменом Маркс подразумевает здесь не только обмен в собственном смысле, но и обмен деятельностью в процессе производства. Обмен же происходит только при условии, что существуют как минимум два товара. Фактически в данном определении содержится мысль, зафиксированная уже в «Нищете философии»: стоимость существует, поскольку наличествуют товары. Стоимость товара может быть определена только на рынке при обмене (в отношении) с другими товарами: «Стоимость товара отлична от самого товара.
Стоимостью (меновой стоимостью) товар является только в обмене...» [33]
Различие между двумя категориями — товар и стоимость — состоит в том, что товары имеют неодинаковые свойства, выступают как различные потребительные стоимости для покупателя, тогда как в категории «стоимость» стираются все специфические потребительные свойства и товар сводится к одному специфическому его качеству — обмениваемости:
«Стоимость — это общественное отношение товаров, их экономическое качество» .
В то же время стоимость, однако, есть «количественно определенная обмениваемость товара» [34]. Так Маркс переходит к проблеме величины стоимости. Величина стоимости измеряется количеством рабочего времени, причем не индивидуальными затратами рабочего времени, а его средним общественным количеством, которое выражается в стоимостном отношении товаров. Маркс отмечает: «Товар сперва должен быть превращен в рабочее время, т. е. в нечто качественно от него отличное {качественно отличное, ибо, во-первых, товар не есть рабочее время как таковое, а есть материализованное рабочее время; рабочее время не в форме движения, а в состоянии покоя; не как процесс, а как результат; а во-вторых, он есть не овеществление рабочего времени вообще, которое существует лишь в представлении (и которое само есть лишь отделенный от своего качества, различающийся лишь количественно труд), а определенный результат определенного, натурально определенного труда, качественно отличного от других видов труда},— чтобы затем в качестве определенной величины рабочего времени, определенного количества труда быть сравниваемым с другими величинами рабочего времени, с другими количествами труда» [35]. Таким образом, здесь подчеркивается, что определение стоимости товара рабочим временем происходит не в самом процессе производства, а лишь a posteriori, в стоимостном отношении, в обмене. Задача на данном этапе, следовательно, не в том, чтобы исследовать индивидуальный процесс труда или его продукт, а в том, чтобы через призму отношений обмена рассмотреть рабочее время вообще как общественную величину.
Здесь уже определенно можно сказать, что Маркс приближается к развитому затем в работе «К критике политической экономии» понятию «общественно необходимого рабочего времени» [36].
Он указывает на то, что в этом своем качестве рабочее время, труд определены иначе, нежели труд, создающий потребительную стоимость. Различие этих определений Маркс связывает с двояким неодинаковым существованием товара как особенного продукта, с одной стороны, и как меновой стоимости — с другой [37]. По существу, здесь уже сформулировано положение о связи двойственной природы товара («противоречии между особенной природой товара как продукта и его всеобщей природой как меновой стоимости») с двойственным характером заключенного в товаре труда,— положение, являющееся фундаментом Марксовой теории стоимости [38].
Тот факт, что в «Grundrisse» впервые дана характеристика двойственного характера труда, имеет принципиальное значение.
Смит и Рикардо различали меновую стоимость и потребительную стоимость, но не свели осознанно двойственность товара к двойственному характеру его субстанции — труда как труда абстрактного и конкретного. Более того, они постоянно смешивали обе эти определенности товаропроизводящего труда. Поэтому решающе важным является вывод, что субстанция стоимости — это труд, который «представляет собой не такой-то или такой-то определенный труд, а просто труд, абстрактный труд, труд, абсолютно безразличный по отношению к своей особенной определенности...» [39].
Это был решающий шаг Маркса в разработке теории стоимости.
Разумеется,
в «Grundrisse» нет еще той терминологической четкости в отображении абстрактного и конкретного труда как субстанции стоимости и потребительной стоимости, которая появляется в «Капитале». Хотя сами эти понятия фактически уже существуют, терминологически они еще не закреплены, подвижны, изменчивы. Маркс употребляет в различных местах рукописи для характеристики абстрактного труда термины «всеобщий труд», «просто труд, абстрактный труд»; для характеристики конкретного труда — «натурально определенный труд», «особый труд», «определенный труд» [40].
Еще более важной особенностью «Grundrisse» по сравнению с «Капиталом» в разработке теории стоимости является то, что товар и деньги с самого начала рассматриваются не изолированно, а в движении обращения. Рассмотрение меновой стоимости во всех ее аспектах является тем общим «эфиром», в котором осуществляется выработка основных положений теории стоимости [41].
Маркс подробно раскрывает количественные пропорции процесса обмена, рассматривая различную роль стоимости и потребительной стоимости через призму процесса обмена товаров.
Потребительная стоимость представляет собой натуральную форму, выражает специфические свойства продукта, меновая стоимость опосредствует количественные пропорции обмениваемых продуктов. В этой связи встает вопрос о том, является ли вообще потребительная стоимость предметом политической экономии? Маркс приходит к выводу, что потребительная стоимость при определенных обстоятельствах становится предметом политической экономии: речь идет о потребительной стоимости, в виде которой существует капитал, а также вступающий в обмен с ним труд [42]. Однако в процессе обращения именно меновая стоимость «есть преобладающее определение», она направляет движение потребительной стоимости. «Как стоимость товар остается одним и тем же, сколько бы метаморфозов и форм существования он ни проходил; в действительности товары обмениваются лишь потому, что они неодинаковы и соответствуют различным системам потребностей». Важнейшей потребностью капитала является между тем потребность в самовозрастании его стоимости. Но капитал — господствующая сила в буржуазном обществе. В таком случае
«не следует ли понимать стоимость как единство потребительной и меновой стоимости?» [44].
Источник: Первоначальный вариант «Капитала» (Экономические рукописи К. Маркса 1857—1859 годов) / Ин-т марксизма-ленинизма при ЦК КПСС; Редкол.: В. С. Выгодский и др.— М.: Политиздат, 1987.— 463 с.(
продолжение следует)
P.S. Кстати, многие думают, что птица летит поперек Днепра (перелетает реку).
http://prikol.i.ua/view/469109/А Гоголь имел в виду, что птица летит вдоль Днепра (с севера на юг, или с юга на север).
http://absurdopedia.wikia.com/wiki/%D0% ... 1%86%D0%B0Вот так и у Маркса многие воспринимают текст по-своему, а не так, как писал Маркс. Ну что тут поделаешь.