Зарегистрирован: Сб сен 29, 2007 7:29 pm Сообщения: 279 Откуда: Литва
|
Artashir писал(а): KestaS, Ваша точка зрения на понятия "нация, национализм, и шовинизм" представляется довольно странной. Вы пишете:
Идеология национализма считает, что любой народ имеет неотемлемое право на создание своего независимого государства на своей историко-этнической земле.
Замечу, что термин "шовинизм" появился еще в 19 веке во Франции, от фамилии генерала Шовинье (Шовиньи) (основателя французского шовинизма), и распространился по миру уже в конце 19-ого - начале 20-ого века.
В то же время окончательно сформировался и термин "национализм". Также как и термины "социализм", "патриотизм", "анархизм", и многие другие политические и общественные термины.
Но начиная с 20-ых годов прошлого столетия (точнее даже с начала 1-ой мировой войны), к тому времени уже устоявшаяся терминоология начала искажаться и преобретать совсем другие значения.
Вот, например, как пишет о шовинизме и национализме русская Википедия http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0% ... 0%B7%D0%BC
"Шовини́зм (фр. chauvinisme) — провозглашение и пропаганда национальной исключительности, противопоставление интересов одной «титульной», «коренной», «главной» нации интересам всех других наций и меньшинств, распространение национального чванства, разжигание национальной вражды и ненависти. Под шовинизмом понимается политика подавления этнических, национальных и религиозных меньшинств от имени «превосходства», «главенства», «старшего брата» и т. п.
Понятие шовинизм вошло в европейский обиход после наполеоновской эпохи. Мифический солдат императорской армии Никола Шовен (N. Chauvin), получивший награду за преданную службу от самого Наполеона, был настолько ярым поборником имперского национализма, что в посленаполеоновской Франции стал героем комедии 1831г. братьев И. и Т. Коньяров «Трёхцветная кокарда», а его имя стало с тех пор нарицательным.
Шовинизм и национализм
В отличие от национализма, шовинизм проявляется лишь у доминирующей, господствующей нации. Ранее шовинизм было принято считать формой национализма, но сейчас исследователи национализма проводят грань между национализмом, представляющим из себя амбивалентную самоидентификацию этноса, и шовинизмом, где самоидентификация группы создается «от противного»."
Выше данный пример - явное искажение изначальных определений (и шовинизма, и национализма), бывших в общемировом употреблении до 1-ой мировой войны.
На самом деле Шовиньи просто считал, что корсиканцы (и другие народы (этносы), проживающие на территории Франции) - это только части французского этноса (а не отдельные этносы), и поэтому они не имеют право на создание отдельного государства. Кроме того, он считал, что все жители Франции должны говорить на общефранцузском языке, а не на своих "диалектах". Исследуя феномен замены начальных значений разных политико-общественных терминов, надо иметь ввиду, что тут имеются два аспекта, и их надо учитывать в каждом конкретном случае :
- чисто лингвистический, связанный с переводами международных терминов на русский (и другие) языки
К примеру, в русском языке нет собственных (славянских) отдельных слов для обозначения народа как этноса, и вообще народа (то есть жителей какой то страны), а, скажем, в литовском имеются два разных слова - "таута" (tauta), то есть этнос, и "ляудис " (liaudis), то есть просто народ. Аналогичные проблемы существуют и в других европейских языках - некоторые собственные слова в языке имеются, а других - нет, и поэтому даже в обиходе используются международные термины - обычно происшедшие из латыни или греческого, но беда в том, что почти одинакого звучащие слова не всегда в разных яхыках означают одно и тоже - особенно, если они употребляются не в специальных научных работах .
- кроме чисто лингвистической проблемы имеются и политико-лингвистические, связанные с заменой бывших в употреблении официальных терминов на "политически более подходящие" термины. Замечу, что такая политико-лингвистическая проблема с терминологией существует не только в России и других постсоветских странах (и в бывшей СССР), но и на Западе.
Это явление получило массовое распространение в прессе, радио и ТВ ("пропаганде для мас") особенно после 20-ых и 30-тых годов прошлого столетия - после прихода к власти в России большевиков, чья партия официально долгое время называлось Российская социалдемократическая рабочая партия (РСДРП), а в Германии партии Гитлера, которая официально называлась (если дословно перевести на русский язык) Народная рабочая социалистическая партия Германии (НСДАП).
Кроме того в Италии, к власти еще раньше Гитлера, но позже большевиков, в 1922 г. пришла еще одна социалистическая партия - партия Муссолини, члены которой сами себя называли фашистами (от итальянского названия партии Fasci di combattimento).
Муссолини был видным деятелем Итальянской социалистической партии, редактором ее главного органа - газеты "Avanti". После начала 1-ой мировой войны он поссорился с другими руководителями ИСП и вышел из ИСП (в то же время его и исключили из этой партии), и позже создал свою социалистическую партию - как сказал сам Муссолини уходя из ИСП "Ему никто не отнимет право оставаться в передовых рядах борцов за социализм".
Самое интересное то, что и в партии Муссолини, и в партии Гитлера, очень большой процент не только рядовых членов, но и руководства составляли бывшие коммунисты и социалисты (в Германии около трети членов партии Гитлера были бывшие члены компартии Германии - с нам всем известным Тельманом осталось явное меньшинство, в которой, кроме того, преобладали евреи - их официально не принимали в партию Гитлера, хотя и среди них было много желающих). В СССР эта информация была строго запрещена, да и теперь об этих фактах помалкивают.
Официальные названия этих партий очень не нравились и руководству СССР, и руководству западных стран - ведь и в СССР строили социализм, и на Западе в то время уже во многих государствах в правительствах и парламентах главенствовали разные социалистические рабочие партии (например, в Великобритании так называемая Партия лейбористов (как пишут по русски, не давая точного перевода) - Партия рабочих.
Между прочим, Гитлер всегда подчеркивал, что он социалист, как делал и Муссолини.
Поэтому и в СССР, и на Западе (особенно в Великобритании и США) были созданы специальные пропагандисткие штампы.
В СССР партию Гитлера почему то начали называть фашистами (наверное потому, что Муссолини к власти пришел намного раньше Гитлера, и слово "фашизм" никому в России не был понятен - историю древнего Рима в то время уже мало кто знал).
Кроме того, Коминтерн по своим каналам дал указание всем компартиям, бывшим в его подчинении, использовать в пропаганде именно термин "фашизм" для обозначения режима Гитлера (а также и для многих других авторитарных и даже вполне демократических правительств других стран).
Сами члены партии Гитлера себя фашистами никогда не называли и даже откровенно презирали настоящих фашистов, то есть членов партии Муссолини. Да и программы этих двух партий сильно отличались, не говоря уж о практических действиях - например, в Италии никто не приследовал евреев, хотя Гитлер много раз ультимативно требовал этого у Муссолини.
На Западе историю Антики знали не плохо и предпочли не смешивать итальянских фашистов с Гитлеровскими народными социалистами - для их обозначения создали сокращение из немецкого - "nazi", которое по русски звучит как "наци".
В своей практической идеологии и Муссолини, и Гитлер были совсем не националисты, а явными великодержавными "социалистами"-шовинистами - они даже не подумывали о том, что каждый народ имеет право на создание независимого государства.
Вся эта, уже почти вековая, путаница с терминологией, используемой в разных странах (и людми разных политических убеждений в них) делает любой диалог и даже научную дискуссию очень сложными. Artashir писал(а): KestaS, Ваша точка зрения на понятия "нация, национализм, и шовинизм" представляется довольно странной. Вы пишете:
Для обозначения таких "избранных" народов идеологи шовинизма даже создали специальный термин - нации, чтобы отличить их от других "обычных "народов, племен, родов.....
Получается, что нация - это термин из арсенала шовинистов, а не националистов. Но всё-таки от слова "нация" производным является национализм, а не шовинизм. И из истории известно, что националисты к понятию "нация" обращались.
Вы немножко не так меня поняли - да и я не совсем точно выразился.
Я имел ввиду, что именно в пропагандистком арсенале шовинизма (как одной из мировых идеологий), довольно древний термин "нация" приобрел значение не "народ (этнос)", которое можно применить к любому народу (этносу) мира, а именно только к тем народам, которые по идеологии шовинизма "имеют право на государственность".
Конечно, "список" этих "избранных народов" у каждого последователя идеологии шовинизма может быть совсем иной, чем у другого. Например, у шовиниста Гитлера в этом "списке" такое место имели только немцы-"арии", а некоторые другие народы (этносы) добавлялись к этому списку только на неравноправных правах.
Сейчас очень часто некоторые люди и даже государственные деятели (а иногда и партии) называют себя националистами, хотя на самом деле они являются типичными шовинистами - часто об этом даже не зная. Вообще то всегда надо помнить элементарную истину - если человек (или даже партия) называет себя националистом, фашистом, нацистом, коммунистом, социалистом, анархистом, или еще каким нибудь -истом, это совсем не значит, что он понимает, как этот термин появился, какое имел значение, и что этим термином обозначается в науке (а не в политическом обиходе отдельной страны). Примечание
Кроме всего выше изложенного, изучая теоретические определения разных политических, экономических и социальных идеологий, надо не забывать, что это только теоретические модели. И в жизни нашей планеты "чистых", реально воплощенных, идеологий, полностью соответствующих их теоретическим определениям, не существует (и никогда не существовало). Не было и нет ни "чистого" социализма, ни коммунизма, ни капитализма, ни либерализма, ни фашизма, ни нацизма, ни анархизма, ни национализма, .... и так далее.
Тут применим математический термин - приближение (апроксимация) теоретической модели к явлениям, реально существующим на нашей планете.
Надо помнить и то, что история общества показывает: когда теоретики пытались внедрить (создать) в реальной жизни какую то абсолютно "чистую" модель какой то идеологии, то это всегда кончалось полным крахом и этого общества, и этой идеологии...
_________________ Все, что сегодня происходит, имеет свои корни в прошлом
|
|