Валерий писал(а):
ingener писал(а):
Валерий писал(а):
Хорошая самооценка.
Это типа вы намекаете, что барщины не было или барщина - это не прибавочный труд?
Тогда вперед, валяйте, доказывайте. С фактами. Я вас внимательно слушаю, если у вас есть что сказать.
Когда я чего-то не понимаю, то вместо того, чтобы задавать глупые вопросы, беру труды Маркса и читаю следующее:
И именно по этой причине вы постоянно попадаете впросак. Я же просил вас - с фактами, а не с цитатами Маркса. То обстоятельство, что вы воспринимаете Маркса как истину в первой инстанции, вовсе не обязывает остальных поступать так же. Лично я, как и любой нормальный человек, все написанное воспринимаю критически. Это норма. Вы привели много цитат Маркса про барщину, лишь для того, чтобы увести дискуссию в сторону от обсуждаемого вопроса. Насколько я понял, вы не отрицаете существование барщины. Но не хотите признать то, что барщина - это прибавочный труд, который создает прибавочную стоимость, которая может быть капитализирована. С этой целью вы и привели массу цитат, иногда правильно указывающих на мелкие непринципиальные отличие барщины от наемного труда. Милый друг! Я не утверждал нигде, что барщина - это один к одному наемный труд, тем более что это действительно не наемный труд. Я лишь указывал на непонимание Марксом того очевидного факта, что труд всегда, во все времена имел прибавочную составляющую, часть которой всегда
капитализировалась. И на ошибочность его идентификации капитализма по этому признаку. А уж его утверждение, что товарное производство товаров - это не основная цель товарного производства - это вообще ни в какие ворота! Напомню вам приведенную вами цитату, в которой содержится эта чушь:
Цитата:
«… Капиталистический процесс производства по существу заключается в производстве прибавочной стоимости, представленной в прибавочном продукте или в соответственной части произведенных товаров, в которой овеществлен неоплаченный труд. Никогда не следует забывать, что производство этой прибавочной стоимости, — а обратное превращение некоторой части ее в капитал, или накопление, образует составную часть этого производства прибавочной стоимости, — является непосредственной целью и определяющим мотивом капиталистического производства. Поэтому никогда нельзя изображать капиталистическое производство тем, чем оно не является на самом деле, именно таким производством, которое имеет своей непосредственной целью потребление или изготовление предметов потребления …»
Т.25, ч.1, с.267.
Некоторая доля чуши содержится и в свежеприведенных вами цитах. Я вам постараюсь указать на нее. А иногда просто съязвлю.
Цитата:
«Там, где всякий труд отчасти еще сам себя оплачивает (как, например, земледельческий труд барщинного крестьянина), отчасти же обменивается непосредственно на доход (как мануфактурный труд в городах Азии), там не существует капитала и наемного труда в смысле политической экономии буржуазного общества».
т.26, ч.1, с.138-139.
Земля, телеги, плуги, молотилки и мельницы - это не капитал? Расскажите об этом капиталистам. Пусть посмеются.
Цитата:
«… Рассматриваются одна за другой отработочная рента, или рента в виде барщинного труда крепостных крестьян, переход от отработочной ренты к ренте продуктами, издольническая рента, райятская рента и т. д., — исследование, подробности которого нас здесь не интересуют. Во всех более ранних формах ренты лицом, непосредственно присваивающим чужой прибавочный труд, является не капиталист, а собственник земли».
т.26, ч.3, с.415.
А теперь попробуйте найти принципиальную, не мелкую разницу, влияющую на пропорции товарообмена, между отработкой ренты продуктами и отработкой зарплаты прибавочным продуктом. А я посмеюсь.
И еще найдите принципиальную разницу, влияющую на пропорции товарообмена, между собственником земли с находящимися на ней цехами первичной переработки сельскохозяйственного продукта и прочими орудиями труда, и капиталистом, собственником цехов с прочими орудиями труда, находящихся на его земле. А я посмеюсь еще раз.
Цитата:
«Говоря о барщинном труде — и о тех формах крепостничества (а также рабства), которые ему более или менее соответствуют, — [1122] Джонс бессознательно выделяет те две формы, к которым сводится всякая прибавочная стоимость (всякий прибавочный труд). Вообще характерно то, что собственно барщинный труд в его самой грубой форме яснее всего показывает существенные черты наемного труда».
т.26, ч.3, с.415.
Ну, это понятно. Джонс - это не Маркс. Он глупостей Маркса не повторяет.
Цитата:
«Барщинный труд (точно так же, как и труд рабов) имеет то общее с наемным трудом, поскольку дело касается ренты, что последняя уплачивается трудом, а не продуктами, а тем более не деньгами».
т.26, ч.3, с.416.
Это наверняка опять Джонс. Макс до такого бы не додумался. Но факт остается фактом. Прибавочный труд и прибавочная стоимость существовали задолго до капитализма, как минимум при рабовладении.
Цитата:
«… Перенесемся в мрачное европейское средневековье. Вместо нашего независимого человека мы находим здесь людей, которые все зависимы — крепостные и феодалы, вассалы и сюзерены, миряне и попы. Личная зависимость характеризует тут как общественные отношения материального производства, так и основанные на нем сферы жизни. Но именно потому, что отношения личной зависимости составляют основу данного общества, труду и продуктам не приходится принимать отличную от их реального бытия фантастическую форму. Они входят в общественный круговорот в качестве натуральных служб и натуральных повинностей. Непосредственно общественной формой труда является здесь его натуральная форма, его особенность, а не его всеобщность, как в обществе, покоящемся на основе товарного производства. Барщинный труд, как и труд, производящий товар, тоже измеряется временем, но каждый крепостной знает, что на службе своему господину он затрачивает определенное количество своей собственной, личной рабочей силы. Десятина, которую он должен уплатить попу, есть нечто несравненно более отчетливое, чем то благословение, которое он получает от попа. Таким образом, как бы ни оценивались те характерные маски, в которых выступают средневековые люди по отношению друг к другу, общественные отношения лиц в их труде проявляются во всяком случае здесь именно как их собственные личные отношения, а не облекаются в костюм общественных отношений вещей, продуктов труда».
т.23, с.87-88.
А что, результаты барщинного труда запрещено было продавать?
Не знал, не знал...
Кстати, кто это написал?
Цитата:
«Но как только народы, у которых производство совершается еще в сравнительно низких формах рабского, барщинного труда и т. д., вовлекаются в мировой рынок, на котором господствует капиталистический способ производства и который преобладающим интересом делает продажу продуктов этого производства за границу, так к варварским ужасам рабства, крепостничества и т. д. присоединяется цивилизованный ужас чрезмерного труда. Поэтому труд негров в южных штатах Американского союза носил умеренно-патриархальный характер до тех пор, пока целью производства было главным образом непосредственное удовлетворение собственных потребностей.
Но по мере того как экспорт хлопка становился жизненным интересом для этих штатов, чрезмерный труд негра, доходящий в отдельных случаях до потребления его жизни в течение семи лет труда, становился фактором рассчитанной и рассчитывающей системы. Тут дело шло уже не о том, чтобы выколотить из него известное количество полезных продуктов.
Дело заключалось в производстве самой прибавочной стоимости. То же самое происходило с барщинным трудом, например в Дунайских княжествах.
Сравнение неутолимой жажды прибавочного труда в Дунайских княжествах с такой же жаждой на английских фабриках представляет особенный интерес, потому что прибавочный труд при барщине обладает самостоятельной, осязательно воспринимаемой формой».
т.23, с.247-248.
Надо же, какая неприятность для Маркса! А ведь он настаивал, что прибавочная стоимость - основная забота капитализма. А оно вон оно как. А мужики-то и не знают.
Цитата:
«Иначе обстоит дело с барщинным трудом. Необходимый труд, который выполняет, например, валашский крестьянин для поддержания собственного существования, пространственно отделен от его прибавочного труда на боярина. Первый труд он выполняет на своем собственном поле, второй — в господском поместье. Обе части рабочего времени существуют поэтому самостоятельно, одна рядом с другой. В форме барщинного труда прибавочный труд точно отделен от необходимого труда. Это различие в форме проявления, очевидно, ничего не изменяет в количественном отношении между прибавочным трудом и необходимым трудом. Три дня прибавочного труда в неделю остаются тремя днями труда, который не создает эквивалента для самого рабочего, будет ли этот труд называться барщинным или наемным трудом. Но у капиталиста неутолимая жажда прибавочного труда проявляется в стремлении к безмерному удлинению рабочего дня, у боярина же проще: в непосредственной погоне за барщинными днями».
т.23, с.248.
Выделенное зеленым - это факт. Выделенное красным - это сентименты. Капиталисты - они все разные и стремления у них разные. Хотя статистически можно выявить определенные закономерности. Но во первых, статистика не приводится, а во вторых отличия будут количественные, а не принципиальные.
Цитата:
«Барщина соединялась в Дунайских княжествах с натуральными рентами и прочими атрибутами крепостного состояния, но она составляла основную дань, уплачиваемую господствующему классу. Там, где это имело место, барщина редко возникала из крепостного состояния, наоборот, обыкновенно крепостное состояние возникало из барщины44a). Так было в румынских провинциях. Их первоначальный способ производства был основан на общинной собственности, но не в ее славянской или индийской формах. Часть земель самостоятельно возделывалась членами общины как свободная частная собственность, другая часть — ager publicus [общинное поле] — обрабатывалась ими сообща. Продукты этого совместного труда частью служили резервным фондом на случай неурожаев и других случайностей, частью государственным фондом на покрытие военных, церковных и других общинных расходов. С течением времени военная и духовная знать вместе с общинной собственностью узурпировала и связанные с нею повинности. Труд свободных крестьян на их общинной земле превратился в барщинный труд на похитителей общинной земли. Одновременно с этим развились крепостные отношения, однако только фактически, а не юридически, пока они не были узаконены всемирной «освободительницей», Россией, под предлогом отмены крепостного права. Кодекс барщинных работ, обнародованный русским генералом Киселевым в 1831 г., был, конечно, продиктован самими боярами. Так Россия одним ударом завоевала магнатов Дунайских княжеств и стяжала одобрительные рукоплескания либеральных кретинов всей Европы».
т.23, с.248-249.
А эта пастораль тут к чему?
Цитата:
«Итак, форма заработной платы стирает всякие следы разделения рабочего дня на необходимый и прибавочный, на оплаченный и неоплаченный труд. Весь труд выступает как оплаченный труд. При барщинном труде труд крепостного крестьянина на самого себя и принудительный труд его на помещика различаются между собой самым осязательным образом, в пространстве и времени. При рабском труде даже та часть рабочего дня, в течение которой раб лишь возмещает стоимость своих собственных жизненных средств, в течение которой он фактически работает лишь на самого себя, представляется трудом на хозяина. Весь его труд представляется неоплаченным трудом. Наоборот, при системе наемного труда даже прибавочный, или неоплаченный, труд выступает как оплаченный. Там отношение собственности скрывает труд раба на себя самого, здесь денежное отношение скрывает даровой труд наемного рабочего».
т.23, с.550.
А вот это просто удивительно как верно!
Действительно труд оплачивается полностью. А то, что на эту оплату можно приобрести только необходимые товары - это требует отдельного исследования. Просто заявить, что прибавочный труд не оплачивается - смешно. Наемные работники - не крепостные и не рабы, которых можно заставить работать бесплатно. Наемные просто не наймутся работать за ползарплаты. Их нужно дурить. И дурить хитро.
Цитата:
«Возьмем барщинного крестьянина. Он работает при помощи собственных средств производства на собственном поле, скажем, 3 дня в неделю. В течение остальных 3 дней недели он выполняет барщинную работу на господском поле. Он постоянно воспроизводит свой собственный рабочий фонд, и этот последний никогда не принимает по отношению к нему формы средства платежа, авансированного в обмен на его труд третьим лицом. Зато и его неоплаченный принудительный труд никогда не получает формы добровольного и оплаченного труда. Но если помещик присвоит себе поле, рабочий скот, семена, одним словом — средства производства барщинного крестьянина, то отныне этому последнему придется продавать свою рабочую силу помещику. При прочих равных условиях он и теперь будет работать, как и прежде, 6 дней в неделю — 3 дня на себя, 3 дня на бывшего помещика, превратившегося теперь в нанимателя. И теперь, как и раньше, он будет употреблять средства производства как таковые, перенося их стоимость на продукт. И теперь, как и раньше, определенная часть продукта будет входить в процесс воспроизводства. Но подобно тому как барщинный труд принимает при этом форму наемного труда, точно так же и рабочий фонд, производимый и воспроизводимый теперь, как и раньше, самим крестьянином, принимает форму капитала, авансируемого крестьянину бывшим помещиком. Буржуазный экономист, ограниченный мозг которого не в состоянии отличать форму проявления от того, что в ней проявляется, закрывает глаза на тот факт, что даже в настоящее время на всем земном шаре рабочий фонд лишь в виде исключения выступает в форме капитала».
т.23, с.580-581.
Все эти формы как-то изменяют существо вопроса? Эти формы как-то меняют пропорции обмена товаров на рынке, хоть в стоимостях (правильных стоимостях), хоть в ценах производства? Нет. Следовательно закон стоимости - он один на все времена. А не отдельные законы для разных общественных формаций.