Валерий писал(а):
Ваша беда в том, неподражаемая Ирина Валентиновна, что Вы так и не научились снимать с
общих категорий общественного производства специфически капиталистический характер. Об этом Маркс писал так:
«Если свести заработную плату к ее общей основе, то есть к той части продукта собственного труда, которая входит в индивидуальное потребление рабочего; если освободить эту долю от капиталистических ограничений и расширить ее до того объема потребления, который, с одной стороны, допускается наличной производительной силой общества (то есть общественной производительной силой собственного труда рабочего как действительно общественного труда) и которого, с другой стороны, требует полное развитие индивидуальности; если далее свести прибавочный труд и прибавочный продукт к той мере, которая при условиях производства в данном обществе необходима, с одной стороны, для образования страхового и резервного фонда, с другой стороны, для непрерывного расширения воспроизводства в степени, определяемой общественной потребностью; если, наконец, включить в № 1 необходимый труд, и в № 2 — прибавочный труд, то количество труда, которое работоспособные члены общества постоянно должны затрачивать в пользу еще или уже неработоспособных его членов, то есть если снять с заработной платы, как и с прибавочной стоимости, с необходимого труда, как и с прибавочного, специфически капиталистический характер, то останутся уже не эти формы, но лишь их основы, общие всем общественным способам производства».
т.25. ч.2, с.448.
Уважаемый Валерий Васильевич! Беда не у меня. Беда у Вас. И состоит эта беда в том, что Вы учите своих оппонентов тому, в чем сами не смогли толком разобраться. В приведенной цитате Маркс говорит о том, что
если снять "с заработной платы, как и с прибавочной стоимости, с необходимого труда, как и с прибавочного, специфически
капиталистический характер", то она превратится в долю индивидуального потребления результатов общего труда.
Чтобы снять с зарплаты рабочего капиталистический характер, его
рабочая сила должна перестать быть товаром. По-другому от капиталистического характера рабочей силы не избавиться.
Перестать товаром рабочая сила может только при
отсутствии частной собственности на все средства производства, включая и саму рабочую силу. Эта индивидуальная сила должна стать частью
единой силы всего общества, а не стоять на рынке труда с табличкой на груди "Ищу покупателя".
Валерий писал(а):
Вы, неподражаемая Ирина Валентиновна, так и не научились внимательно читать то, что пишут Вам оппоненты. А писалось следующее:
«Стоимость вещи, — по словам Энгельса, — включает в себя оба фактора, насильственно и, как мы видели, безуспешно разъединяемые спорящими сторонами. Стоимость есть отношение издержек производства к полезности. Ближайшее применение стоимости имеет место при решении вопроса о том, следует ли вообще производить данную вещь, т. е. покрывает ли её полезность издержки производства. Лишь после этого может идти речь о применении стоимости для обмена. Если издержки производства двух вещей одинаковы, то полезность будет решающим моментом в определении их сравнительной стоимости.
Эта основа — единственно правильная основа обмена. Но если исходить из неё, кто же будет решать вопрос о полезности вещи? Просто ли мнение участников обмена? Тогда одна сторона во всяком случае окажется обманутой. Или же должно существовать такое определение, которое основано на полезности, присущей самой вещи, — определение, не зависящее от участвующих сторон и остающееся для них неясным? Тогда обмен мог бы осуществляться лишь по принуждению, и каждый участник обмена считал бы себя обманутым. Без уничтожения частной собственности нельзя уничтожить эту противоположность между действительной, присущей самой вещи полезностью и определением этой полезности, между определением полезности и свободой обменивающихся; а КОГДА ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ БУДЕТ УНИЧТОЖЕНА, ТО НЕЛЬЗЯ БУДЕТ БОЛЬШЕ ГОВОРИТЬ ОБ ОБМЕНЕ В ТОМ ВИДЕ, В КАКОМ ОН СУЩЕСТВУЕТ ТЕПЕРЬ. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ПОНЯТИЯ СТОИМОСТИ БУДЕТ ТОГДА ВСЁ БОЛЬШЕ ОГРАНИЧИВАТЬСЯ РЕШЕНИЕМ ВОПРОСА О ПРОИЗВОДСТВЕ, а это и есть его настоящая сфера».
т. 1, с. 552–553.
Непробиваемый и изворотливый, Валерий Васильевич! Меня можно во многом упрекнуть, но только не в невнимательности.
Во-первых, я заметила, что Вы перестали уважать себя как экономиста, если бросились искать поддержку своих убеждений у "зеленого" 24-х летнего Энгельса. А почему Вы не привели слова зрелого и уже красного Энгельса?
«
Единственная стоимость, которую знает политическая экономия, есть стоимость товаров. Что такое товары? Это — продукты, произведённые в обществе более или менее обособленных частных производителей, т. е. прежде всего частные продукты. Но эти частные продукты только тогда становятся товарами, когда они производятся не для собственного потребления, а для потребления другими людьми, стало быть, для общественного потребления; они вступают в общественное потребление путём обмена». ( К. Маркс, Ф. Энгельс, Собр. соч., изд. 2, т. 20, с. 318.
http://www.esperanto.mv.ru/Marksismo/An ... .html#p318 )
Во-вторых, из слов Маркса и Энгельса следует, что социалистическое производство покоится на
общей собственности производителей и предназначено для собственного потребления внутри общества всеми членами общества. Там, где заканчивается производство товаров (результат труда обособленных частных производителей), там заканчивается и понятие "стоимость товара". Остается производство только общественного продукта, который обладает лишь потребительной стоимостью, необходимой для удовлетворения потребностей людей. Количество труда, необходимое для производства потребительной стоимости, называется "издержки производства", а не "стоимость".
Валерий писал(а):
Вчитайтесь в слова Энгельса: практическое применение понятия стоимости будет тогда (когда частная собственность будет уничтожена) всё больше ограничиваться решением вопроса о производстве, а это и есть настоящая сфера применения понятия стоимости.
Это означает, что при социализме использование понятия стоимости будет осуществляться на практике в сфере производства, а не в сфере обращения.
А Вы вдумайтесь в слова Энгельса:
Тот простой факт, что сто квадратных метров сукна потребовали для своего производства, скажем, тысячу часов труда, оно не будет выражать нелепым и бессмысленным образом, говоря, что это сукно обладает стоимостью в тысячу рабочих часов. Разумеется, и в этом случае общество должно будет знать, сколько труда требуется для производства каждого предмета потребления. Оно должно будет сообразовать свой производственный план со средствами производства, к которым в особенности принадлежат также и рабочие силы. Этот план будет определяться в конечном счёте взвешиванием и сопоставлением полезных эффектов различных предметов потребления друг с другом и с необходимыми для их производства количествами труда. Люди сделают тогда всё это очень просто, не прибегая к услугам прославленной «стоимости» *. ( Анти-Дюринг, стр. 321
http://www.esperanto.mv.ru/Marksismo/An ... -3-04.html )
Валерий писал(а):
Таким образом, и Маркс (т.25, ч.2, с.421) и Энгельс (т.1, с.553) говорили о том, что понятие "стоимость" имеет отношение не только к товарному производству, но и к социалистическому не-товарному производству. Единственное различие состоит в практическом способе определения стоимости: при капитализме стоимость определяется рыночным способом и проявляется как слепо действующее среднее; при социализме стоимость определяется с помощью специально создаваемой бухгалтерии — системы национальных счетов, — и определяется она предельно точно и корректно, исключая всякие отклонения от ее действительного уровня.
Не определяется стоимость при социализме ни по Марксу, ни по Энгельсу. Потому что при социализме действует закон экономии рабочего времени, а не закон стоимости.
Всеохватывающая социалистическая бухгалтерия может вести учет затрат только рабочего времени, причем ни всякого, а минимального. Такие затраты возможны только в случае применения новейших достижений науки и техники.
Распределение общего плана производства должно производится с учетом
максимальных способностей производителя при
минимальных затратах рабочего времени.
В связи с такой конкретикой принцип социализма в части организации общего труда должен быть откорректирован: "
каждый по максимальным способностям".
А не по средним ОНТЗ.
Валерий писал(а):
P.S. Вот Вы с инженером практически одинаково проявляете упрямство в непонимании того, что написали Маркс с Энгельсом. Такое впечатление, что где-то в РФ люди на форум отбираются по конкурсу. Но вы не расстраивайтесь. Не понимали Маркса многие: Бухарин, Ленин и даже иногда Энгельс, не говоря уже о многочисленных "трактователях" и "трахтовщиках" Маркса. А знаете почему? Они никогда не имели возможности читать любой том их произведений из опубликованных 50-ти. Но нам-то такая возможность уже предоставлена, да еще и в электронном виде. Так в чем же дело, господа?
Не повторяйте заклинания догматиков, а читайте Маркса и обрящете.
Не надо меня сваливать в кучу с теми, кто не понял Маркса. Каждый баран должен быть подвешен за свою ногу. Тем более, что я не баран, а овца, которая адекватно поняла Маркса, не читая всех 50-ти томов его сочинений. 50 томов написаны как раз для баранов, не разобравшихся в 1-ом томе "Капитала".

