Зарегистрирован: Чт июн 01, 2006 3:57 pm Сообщения: 10705 Откуда: ХАРЬКОВ
|
И.В. Арзамасцева писал(а): Вас в детстве на голову не роняли или у Вас в Харькове опять началась жара? Я вам говорю о социалистическом производстве, при котором стоимости не может быть по определению, а Вы мне снова талдычите о стоимости, главном атрибуте капиталистического товарного производства. О том, что Ленин говорил Бухарину насчет социализма, рассказывайте своим внукам на ночь. Ленин ни дня не работал на реальном производстве, имел незаконченное университетское образование юриста и жил на ренту от поместья своей матери. Его рекомендации по организации советской экономики нельзя читать без слез ни одному человеку, хорошо знакомому с реальным производством. Николай Бухарин тоже не был обременен высшим образованием и тоже ни дня не работал на производстве. Все больше прыгал по политике. Да и рассуждали они 100 лет назад не о социалистической экономике, а об экономике переходного периода. Я понимаю, что Вы любитель старины, но не до такой же степени, чтобы принимать за дорогой антиквариат давно истлевший хлам. Короче, Вы ничего нового и умного не продемонстрировали в своем ответе, кроме своего упорного желания, чтобы последнее слово осталось за Вами. Пусть даже и неправильное. Беда таких горе-экономистов, как Арзамасцева, в том, что они начитались Маркса с Энгельсом, но ни черта не поняли и пытаются учить других, что якобы при социалистическом производстве «стоимости не может быть по определению». И это несмотря на прямые указания Энгельса и Маркса: «… Когда частная собственность будет уничтожена, то нельзя будет больше говорить об обмене в том виде, в каком он существует теперь. Практическое применение понятия стоимости будет тогда всё больше ограничиваться решением вопроса о производстве, а это и есть его настоящая сфера». т. 1, с.553. «Фридрих Энгельс, — писал Маркс, — с которым я со времени появления его гениальных набросков к критике экономических категорий7 (в «Deutsch-Franzosische Jahrbucher») поддерживал постоянный письменный обмен мнениями, пришел другим путем к тому же результату, что и я (ср. его «Положение рабочего класса в Англии»8); и когда весной 1845 г. он также поселился в Брюсселе, мы решили сообща разработать наши взгляды в противоположность идеологическим взглядам немецкой философии, в сущности свести счеты с нашей прежней философской совестью». т.13, с.8.
«… По уничтожении капиталистического способа производства, но при сохранении общественного производства определение стоимости остается господствующим в том смысле, что регулирование рабочего времени и распределение общественного труда между различными группами производства, наконец, охватывающая все это бухгалтерия становятся важнее, чем когда бы то ни было». т.25, ч.2, с.421. Ну а как данный вопрос понимали экономисты «времен культа личности», когда за малейшее искажение марксизма можно было сразу сушить сухари? Открываем книгу Л. Майзенберг. "Ценообразование в народном хозяйстве СССР" Госполитиздат, М., 1953 г. и читаем главу первую, §3: Л. Майзенберг писал(а): Стоимость, формы стоимости и закон стоимости при социализмеПоскольку в социалистическом обществе сохраняется ещё производство продуктов как товаров, в нём существуют стоимость и формы стоимости, продолжает действовать, в известных пределах, закон стоимости. Превращение продуктов труда в товары означает, что эти продукты могут «дойти до потребителя и дать право производителю на получение другого общественного продукта только принявши форму денег, т. е. подвергшись предварительно общественному учету как в качественном, так и в количественном отношениях»*. Через посредство такого общественного стоимостного учёта неоднородные в социально-экономическом отношении затраты труда работников государственной промышленности и колхозов, воплощённые в произведённых ими товарах, сводятся к качественно однородному абстрактному труду. Таким образом, поскольку в социалистическом обществе потребительские продукты производятся и обращаются как товары, затраты труда на их производство выступают как стоимости этих товаров. Стоимость товара, учит марксизм, представляет собой, овеществлённый, материализованный абстрактный человеческий труд. Её величина измеряется количеством затраченного общественно-необходимого рабочего времени, т. е. рабочего времени, которое требуется для изготовления какой-либо потребительной стоимости при наличных общественно-нормальных условиях производства и при среднем в данном обществе уровне умелости и интенсивности труда. В процессе производства стоимости затраты общественно-необходимого рабочего времени подразделяются на: 1) прошлый труд, воплощённый в средствах производства, затраченных на производство товара, и 2) живой труд, являющийся созидателем новой стоимости. Существование стоимости находит своё выражение в конкретной хозяйственной действительности социалистического общества в ряде форм. К таким стоимостным формам относятся: цена, себестоимость, прибыль, налог с оборота, процент за кредит и т. д. Так как товарное производство при социализме является товарным производством особого рода, то это не может не вести к изменению роли закона стоимости, а вместе с тем — роли и значения отдельных стоимостных форм в социалистической экономике и в особенности содержания и формы цены. Прежде всего то обстоятельство, что товарное производство в СССР поставлено в строгие рамки, имеет своим следствием ограничение сферы действия закона стоимости как закона товарного производства. В буржуазном обществе при господстве частной собственности на средства производства, при наличии конкуренции и анархии производства, кризисов перепроизводства закон стоимости играет роль регулятора производства. Это находит своё проявление в том, что движение товарных цен и связанное с ним движение нормы прибыли являются побудительным стимулом к распределению труда и средств производства между отраслями производства. При этом «спрос и предложение постоянно определяют товарные цены; они никогда не совпадают или совпадают лишь случайно; издержки же производства, со своей стороны, определяют колебания спроса и предложения». В условиях социалистического общества закон стоимости перестаёт играть роль регулятора производства. В социалистическом обществе, в котором отсутствует частная собственность на средства производства, а целью общественного производства является максимальное удовлетворение потребностей всего общества, движение товарных цен и связанное с ним движение нормы прибыли не могут определять распределение труда и средств производства между отраслями народного хозяйства. Руководящие органы социалистического общества обеспечивают необходимые пропорции в распределении труда и средств производства между отраслями народного хозяйства, опираясь на требования закона планомерного, пропорционального развития народного хозяйства и сообразуясь во всём с требованиями основного экономического закона социализма. В каких же границах сохраняется в социалистическом обществе действие закона стоимости? Сфера действия закона стоимости распространяется прежде всего на товарное обращение, на обмен товаров через куплю-продажу. Это находит своё выражение в том, что в сфере товарного обращения существуют цены, образующиеся под регулирующим,— конечно, в известных пределах — воздействием закона стоимости. Однако действие закона стоимости не ограничивается только сферой товарного обращения. Мы встречаемся с формами стоимости (цена, себестоимость, прибыль, налог с оборота, процент за кредит) и в таких областях социалистической экономики, где продукты не производятся как товары, например в сфере производства средств производства. В силу каких экономических обстоятельств создаётся объективная необходимость в измерении затрат труда на производство продуктов через посредство стоимости и её форм даже тогда, когда эти продукты уже не являются товарами? Необходимость использования отдельных старых форм для строительства нового общественного строя исчерпывающим образом доказана в ряде трудов В.И. Ленина и И.В. Сталина. Объективная необходимость в использовании форм стоимости и, в частности, цены в пределах государственного производственного сектора экономики, в обороте средств производства между государственными предприятиями и для проверки и оценки хозяйственной деятельности каждого предприятия в отдельности связана с тем экономическим фактом, что существование в определённых границах товарного производства и товарного обращения не может не оказывать косвенного воздействия на социалистическое производство в целом, в том числе на производство средств производства. Именно в силу этого факта для государственного производственного сектора социалистической экономики возникает необходимость использования в интересах планового управления предприятиями и контроля за ними внешней формы товарно-денежных отношений. Социалистический способ производства требует строгого контроля общества над мерой труда и мерой потребления на каждом предприятии. Социалистическое общество устанавливает прямую зависимость между результатами труда каждого работника и его долей в совокупном общественном фонде потребления, осуществляй в производстве и распределении продуктов принцип: «от каждого — по его способности, каждому — по его труду». Социалистический принцип распределения продуктов в соответствии с количеством и качеством труда предполагает: во-первых, применение одинаковой меры для затрат труда и доли в потреблении и, во-вторых, существование этой меры в качестве единой общественной меры для всех предприятий и работников социалистического общества. То обстоятельство, что на стадии социализма общественный учёт затрат труда не может осуществляться в непосредственно рабочем времени, что здесь сохраняется необходимость измерения этих затрат труда окольным, косвенным путём, через посредство стоимости и её форм, обусловливается существованием в СССР в известных пределах товарного производства и товарного обращения. Так как потребительские продукты, необходимые для возмещения затрат рабочей силы в процессе производства, производятся и реализуются как товары, то отсюда следует, что доля каждого работника государственного предприятия в общенародном фонде потребления выступает в денежной форме, в виде денежной заработной платы. В свою очередь существующая в социалистическом обществе объективная необходимость в установлении прямой зависимости между долей каждого работника в совокупном фонде потребления и результатами его труда предполагает, что результаты труда отдельных работников и предприятий в целом оцениваются также в денежной форме. Таким образом, денежный учёт затрат труда в сфере производства необходим, во-первых, как условие определения меновых отношений, проявляющихся в сфере обращения (возмещение полной стоимости потребительских товаров, включая и возмещение стоимости потреблённых средств производства), и, во-вторых, как инструмент, при помощи которого государство контролирует на каждом отдельном предприятии затраты овеществлённого и живого труда, стимулирует снижение этих затрат, организует хозяйственный расчёт. http://istmat.info/node/26974* «Продукт отдельного производителя, предназначенный на чужое потребление, может дойти до потребителя и дать право производителю на получение другого общественного продукта только принявши форму денег, т. е. подвергшись предварительно общественному учёту как в качественном, так и в количественном отношениях. А учёт этот производится за спиной производителя, посредством рыночных колебаний» [В. И. Ленин. Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве. По поводу книги П. ПСС, изд. 5, т. 1, с. 425]. И вот представьте себе, что через 62 года с момента публикации указанной монографии появляется некто Арзамасцева, которую в детстве ну ни разу не роняли на голову, и утверждает, что при социализме надо учитывать труд как затраты конкретного труда и подсчитывать общее количество такого труда в некоей «себестоимости» всего общественного продукта. Юмор в своем утверждении Аззамасцева не замечает — он заключается в том, что в слове себестоимость кроется все то же слово «стоимость». Такая себе, понимаете, «себедурость». Правда и товарищ Ленин в молодости грешил термином «сверхстоимость», но потом отказался от этого термина. СПРАВКА Изучение пометок на иностранных изданиях в его библиотеке, привели лингвистов к выводу, что Ленин знал 11 языков. Однако неясно, сам ли он переводил фрагменты, или воспользовался помощью знатока данного языка. Таким образом, можно утверждать, что Ленин знал три языка (кроме русского) на довольно высоком уровне и от 4 до 8 на уровне знакомства. http://flight-attendant.ru/4_inyaz_i_politics/ Как видим, Арзамасцева напрочь отрицает наличие абстрактного труда при социализме и ее мысль, не отяжеленная знаниями, витает где-то в чистом коммунизме. Это понятно из следующей информации, приведенной в Большой Советской Энциклопедии: Цитата: АБСТРАКТНЫЙ ТРУД — труд, создающий стоимость товара (см.), затрата человеческого труда вообще, безотносительно к конкретной форме этой затраты. Труд, создающий товар, носит двойственный характер: как затрата человеческой рабочей силы в особой целесообразной форме — ткача, шахтёра, металлиста и т. д., — он является конкретным трудом и создаёт потребительскую стоимость товара; как затрата человеческой рабочей силы вообще, независимо от его конкретной формы, — он является А. т. и создаёт стоимость товара. Двойственный характер труда в условиях товарного хозяйства, основанного на частной собственности на средства производства, вытекает из основного противоречия товарного хозяйства — между частным и общественным трудом, — перерастающего на стадии капитализма в противоречие между общественным характером производства и частной собственностью на средства производства, частно-капиталистической формой присвоения. В товарном хозяйстве труд по существу является общественным, поскольку между отдельными отраслями существует общественное разделение труда, и различные товаропроизводители работают друг на друга. Однако вследствие частной собственности на средства производства общественный характер труда в процессе производства не обнаруживается, остаётся скрытым и непосредственно выступает как частный труд отдельных товаропроизводителей, работающих каждый на свой риск и ответственность. Товаропроизводители, производя определённые товары, не знают, какова потребность общества в производимых ими товарах, сколько других товаропроизводителей занимаются производством тех же товаров и в каком количестве они производятся. В силу этого общественный характер труда товаропроизводителя обнаруживается лишь в процессе обмена. Условием обмена является разнородность потребительских стоимостей и соответственно разнообразие конкретных видов труда. Приравнивая свои продукты в процессе обмена, люди на самом деле приравнивают свои затраты труда. При обмене, напр., пары сапог на несколько метров ткани приравнивается не труд сапожника и ткача (которые в этой форме двух конкретных видов труда и не могут сравниваться), а затраты труда вообще. В. И. Ленин писал: «тем общим, что́ есть во всех товарах является не конкретный труд определенной отрасли производства, не труд одного вида, а абстрактный человеческий труд, человеческий труд вообще. Вся рабочая сила данного общества, представленная в сумме стоимостей всех товаров, является одной и той же человеческой рабочей силой: миллиарды фактов обмена доказывают это» (Соч., 4 изд., т. 21, стр. 43—44). Труд при любых общественных условиях производства представляет производительную затрату человеческой рабочей силы вообще. Но только в условиях товарного производства А. т. становится формой общественного труда. При капитализме это находит своё яркое выражение в том, что у наёмного рабочего создаётся безразличие к тем конкретным формам труда, в к-рых капиталист его эксплоатирует. Характерные для капитализма постоянная смена конъюнктуры, массовая безработица, неустойчивость существования наёмного рабочего вынуждают рабочего переходить от одного вида труда к другому. «Это изменение формы труда не совершается, конечно, без известного трения, но оно должно совершаться» ( Маркс, Капитал, т. 1, 8 изд., 1936, стр. 9). Материальная возможность для перехода от одной конкретной формы труда к другой создаётся развитием машинного производства, к-рое, повышая уровень культуры простого труда, в то же время сводит основную массу труда к относительно небольшой сумме несложных операций, к-рой может овладеть каждый средний работник. «Безразличие к определенному виду труда соответствует общественной форме, при которой индивиды с легкостью переходят от одного вида труда к другому и при которой какой-либо определенный труд является для них случайным и потому безразличным. Труд здесь, не только в категории, но и в действительности, стал средством создания богатства вообще и утратил свою специфическую связь с определенным индивидом» ( Маркс, см. Маркс и Энгельс, Соч., т. 12, ч. 1, стр. 194—195). Вследствие того, что товарно-капиталистич. хозяйство есть хозяйство частных товаропроизводителей и что труд в товарном хозяйстве в процессе производства носит скрытно-общественный характер, но не может быть учтён непосредственно в рабочем времени, он может быть выявлен и учтён лишь в процессе обмена, стихийным путём при помощи приравнивания одного товара к другому. «Продукт отдельного производителя, предназначенный на чужое потребление, — говорит Ленин, — может дойти до потребителя и дать право производителю на получение другого общественного продукта только принявши форму денег, т. е. подвергшись предварительно общественному учету как в качественном, так и в количественном отношениях. А учет этот производится за спиной производителя, посредством рыночных колебаний» (Соч., 4 изд., т. 1, стр. 386). Совершенно иной характер имеет А. т. в советском обществе. В советском социалистическом хозяйстве существуют товарные отношения. Продукты, производимые в советском хозяйстве, являются товарами. Они поступают потребителю через куплю-продажу, через обмен. Советские товары имеют потребительскую стоимость, создаваемую конкретным трудом, и стоимость, создаваемую А. т. Однако двойственный характер труда в советском хозяйстве имеет иную основу и принципиально иной характер, нежели в условиях товарно-капиталистич. хозяйства. Товарные отношения в советском хозяйстве, в отличие от капитализма, базируются не на частной, а на общественной социалистич. собственности на средства производства в двух её формах: государственной и кооперативно-колхозной. Благодаря ликвидации частной собственности и установлению общественной собственности на средства производства труд в социалистич. хозяйстве является не скрытно-общественным, а непосредственно-общественным. Это находит своё выражение в том, что работники социалистич. общества работают по гос. плану. В самом процессе производства индивидуальный труд каждого отдельного производителя выступает как звено общественного труда. Поэтому двойственный характер труда в советском хозяйстве не является выражением противоречия между частным и общественным трудом, как это имеет место в товарно-капиталистич. хозяйстве, а является двумя сторонами непосредственно-общественного труда. Непосредственно-общественный труд, затрачиваемый в конкретной форме, создаёт потребительскую стоимость; непосредственно-общественный труд как затрата труда вообще, независимо от его конкретной формы, создаёт стоимость товара. Таким образом, А. т. в советском социалистич. хозяйстве выступает как одна из сторон непосредственно-общественного труда. Необходимость сведения различных видов общественного труда к А. т. в социалистич. хозяйстве обусловлена наличием товарных отношений, социально-экономич. неоднородностью отдельных видов общественного труда, вытекающей из различий между трудом рабочего и колхозника, между квалифицированным и простым трудом, из остатков противоположности между умственным и физич. трудом. В силу этого, в социалистич. хозяйстве, помимо натурального учёта, необходим стоимостный учёт, осуществляемый путём сведения различных видов общественного труда к А. т. — труду вообще. В натуральных величинах нельзя выразить результаты хозяйственной деятельности предприятия в целом, учесть общественно-необходимые затраты живого и общественного труда, нельзя сравнить результаты работы отдельных предприятий, отраслей промышленности и народного хозяйства. Если в условиях капитализма стоимостный учёт общественного труда осуществляется стихийно, то в социалистич. хозяйстве он осуществляется в плановом порядке. А. т. как экономическая категория исчезает на высшей фазе коммунизма, когда производительные силы разовьются настолько, что исчезнут различия между двумя формами социалистич. собственности и установится господство единой коммунистич. собственности, осуществится переход к распределению по потребностям, отпадёт необходимость в товарных отношениях, будут ликвидированы различия между трудом рабочего и колхозника, между квалифицированным и простым трудом и исчезнут остатки противоположности между умственным и физич. трудом. Лит.: Маркс К., Капитал, т. 1, 8 изд., [М.], 1936 (гл. 1); его же, К критике политической экономии, гл. 1, [М.], 1939; там же см. Введение [в К критике политической экономии]; Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 1 («Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве», стр. 386—87), т. 21 («Карл Маркс», стр. 43—44). http://ru.gse2.wikia.com/wiki/%D0%90%D0 ... 1%83%D0%B4 Вот такая она марксистская истина.
_________________ Здоровая нация не ощущает своей национальности, как здоровый человек не ощущает, что у него есть кости. Джордж Бернард Шоу
|
|