При социализме товары не производятся!!!. При социализме производится только общественный продукт: один на всех.
Как должен распределяться этот продукт предельно ясно сказано в "Капитале": одна часть остается общественной, другая часть - направляется на индивидуальное потребление. Баста!
Вы ведь не предлагаете просто всех и без разбору одинаково оделять продуктами потребления? Типа, одни волонтёры трудятся, а другие раздают гуманитарную помощь «беженцам от работы», нет? Стало быть вы, вместе с Марксом, подразумеваете распределение «единого продукта» индивидуальным потребителям по «трудовым квитанциям».
Но ведь это просто эвфемизм, заменяющий как бы неприличное при социализме слово «деньги» - сути это не меняет, ибо обмениваются сии продукты пропорционально номиналу квитанций, а значит «продукты» таки имеют «ценовое содержание». Однако, как понимаю, оное неразрывно связано с вложенным в продукт рабочим временем. Примерно так и было в СССР. Сиё приемлемо для таких продуктов, как сырьё и оборудование, но совершенно не годится для предметов потребления - получите очереди за «дефицитом». Сомневаюсь, что народ обрадуется этому «правильному социализму» со старыми пороками. Если вы считаете, что такой проблемы нет, коль Маркс не указал, то
значит вместе с ним предлагаете «утопический социализм».
И кстати, ведь возникает необходимость заполучить квитанцию об «отбывании» на работе определённого времени: «
Только там, где производство находится под действительным предопределяющим это производство контролем общества, общество создает связь между количеством общественного рабочего времени, затрачиваемым на производство определенного предмета и размерами общественной потребности, подлежащей удовлетворению при помощи этого предмета» /К.Маркс 25, I, 205/
Но тогда надо контролировать также качество и количество этого «труда» - нимбы ещё не у всех. Да и с контролёром тоже не мешало бы разобраться.
Социализм по Марксу получается какой-то исполнительно-трудовой.
А в моей модели социализма продукты потребления обмениваются на тугрики (кстати тоже отражающие трудозатраты производителей) соответственно спросу и предложению, и
именно для решения этой проблемы и предлагается денежное обращение при социализме. Поэтому здесь термин «товар» вполне уместен. Однако товар не капиталистический, а социалистический - поэтому выручка с него есть, а прибыли нет, да и возможностей её как-то для себя «выкроить» тоже нет. Все как бы «излишки» остаются в бюджете и перечисляются на общественные нужды.
Этим социализм и отличается от любого эксплуататорского общества, а ещё эмоциональным отношением к труду.
Всё это, кроме эмоций
, отражено на схеме
http://www.socintegrum.ru/forum/viewtopic.php?p=29978#p29978 и выражено формулами.
практик писал(а):
Социалистическое производство управляется законом экономии рабочего времени. Результатом этой экономии является рост свободного времени, необходимого для всестороннего развития каждого человека в отдельности и всего общества в целом.
Именно в этом состоит цель социалистического производства.
Если Вы этого не понимаете, значит, Вы не понимаете, что такое "социализм" и чем он отличается от "капитализма".
Разумеется с ТАКОЙ целью согласиться нельзя. Получается вы как бы предлагаете «свободное время» посвящать, например, игре на арфе и обмахиванию крылышками - и лишь изредка, по-необходимости и с отвращением, заниматься «производством».
В частных случаях свободное время может быть стимулом, о чём я как раз и пишу в посте
http://www.socintegrum.ru/forum/viewtopic.php?p=28194#p28194 А.П. писал(а):
• Тяжёлый и неприятный труд можно стимулировать сокращением обязательного рабочего времени или применять аккордную систему (определённое задание на оговоренный срок - сделал и свободен). Многим это будет удобно, так как высвободит время для личного хобби и саморазвития.
Например, кто-то пробует себя в жанре детектива, и посвящает этому всё свободное время. А вот когда выпустит свой бестселлер, то его примут на работу в союз литераторов и предоставят оплачиваемое время достаточное для написания следующего бестселлера, ну и т.д. и т.п.
Но в том-то и дело, что
содержанием труда при социализме как раз и является развитие и совершенствование общественного бытия и себя лично. И желательно этим заниматься в рабочее время. Вот попробуйте заставить увлечённого идеей учёного или инженера перестать ею заниматься, и переключиться, ввиду достигнутой экономии рабочего времени, на хобби по выращиванию хризантем. Кстати, у того, кто увлечён выращиванием хризантем - пусть это будет его работой. В том и состоит смысл
свободного труда, т.е. по призванию и желанию.
Нам социализм нужен здесь и сейчас, и потому не будем утопистами - не всякий «труд» столь увлекателен. А выполнять его кто-то должен. Если же вы предполагаете, что этим придётся заниматься лишь по полчасику в день, то значит вместе с Марксом отодвигаете социализм в «прекрасное далёко», т.е. в никогда. Ведь до полного роботизированного счастья ещё весьма далеко. А значит должен быть стимул, побуждающий к труду.
В моей модели стимулом является то, что неработающие граждане получают пособие в два раза меньшее (критерий обоснован математическим моделированием), чем зарплата работающих. А измерения трудового вклада вообще не производится, ибо это унижало бы сам труд и тем вызывало бы эмоциональное отторжение к его исполнению.
Итак, предложения Маркса по социализму:
несостоятельны в части обеспечения распределения общественного «единого продукта» по принципу эквивалентности стоимости продукта трудовому вкладу;
в части мотивации труда у Маркса сохраняется капиталистический мотив к максимизации личного потребления, хотя и адекватно личному трудовому вкладу (чем и воспользовалась партхозэлита в СССР);
в части организации труда они грешат принудиловкой, что ставит их в один ряд с капиталистическим принуждением к труду и придаёт самому процессу труда отрицательную эмоциональную окраску.
Кстати, в части мотивации труда не очень удачным мне кажется и ваш призыв стремиться к сокращению участия в этом самом труде.
Но Маркс не был бы Марксом, если бы не высказал и прямо противоположное: «
На высшей фазе коммунистического общества, /…/
когда труд перестанет быть только средством для жизни, а станет сам первой потребностью жизни; когда вместе с всесторонним развитием индивидов вырастут и производительные силы, и все источники общественного богатства польются полным потоком, лишь тогда /…/
общество сможет написать на своем знамени: “Каждый по способностям, каждому по потребностям!”» - но в обозримом будущем этого, однако, явно не случится.
Так так ли уж всё «
предельно ясно сказано» у Маркса? Полагаю, что «конь ещё не валялся». Не нравится эта тема марксистам, ибо легко «рассуждать» на абстрактные и в общем-то безразличные всем темы о противоречиях ПС и ПО, а тут каждый может сообразить, как это могло бы задеть лично его.