Зарегистрирован: Чт июн 01, 2006 3:57 pm Сообщения: 10705 Откуда: ХАРЬКОВ
|
практик писал(а): Валерий писал(а): Все это не совсем так. Ведь товарищи практик и синхронизированная с ней алька понимают вопрос так, что при социализме (общественном производстве, основанном на общей собственности на средства производства) отсутствие действия закона стоимости означает одновременно и отсутствие определения стоимости. Уважаемый Валерий Васильевич! Читаю Ваше сообщение, а в голове рефреном звучит анекдот из моей школьной юности. На Канатчикову дачу прибыл по путевке районной поликлиники странный отдыхающий. Его заклинило на мечте сражаться со своими недругами рогаткой, оснащенной бельевой резинкой. После длительного "отдыха" с принудительным лечением мечтатель радостно готовится на выход домой и проходит последний (контрольный) экзамен: - Скажите, пожалуйста, что Вы будете делать, когда выйдите за ворота дачи? - Пойду гулять в парк! - Молодец! А потом? - А потом найду красивую девушку, познакомлюсь с ней и поведу к себе домой! - Молодец!! А потом?! - А потом я сниму с нее трусы, вытащу резинку, сделаю рогатку и буду стрелять!!! - ??????????????????? ( Ирина Арзамасцева "Граждане ученые, вы в своем уме. Глубоко!" http://razmishlizmi.narod.ru/uchenie.htm ) Вопрос о стоимости при социализме я понимаю так. Если закон стоимости перестает действовать при капитализме, то при социализме вспоминать о нем вообще нет никакой необходимости. Что касается тех или иных цен, то цена может быть только у товара. При социализме нет товарного производства, а потому не может никакого разговора и о ценах. Разговор может быть только о величине затрат на производство всего общественно необходимого продукта. Эти затраты складываются из затрат на каждом участке технологической цепочки, используемой при производстве этого общественного продукта. При социализме нет никакого обмена ни товарами, ни продуктами между производителями общественного продукта, т.к. обмен товарами вытесняется технологической кооперацией уже на стадии монополизированного капитализма. При социализме все общественное производство работает как единый конвейер, выпускающий продукт, необходимый для жизнеобеспечения всего общества. Остальные Ваши размышлизмы на тему о социализме не комментирую. Это опять мечты об очередной рогатке с бельевой резинкой. Пока не поймете, что при социализме никакого обмена вещей (ни в виде товара, ни в виде продукта) не может быть, не поймете ничего. Чтобы этого понять, надо отказаться от понятия "цена" при социализме. При социализме остаются только затраты труда, измеряемые рабочим временем. Проблема состоит в создании грамотного способа их измерения. Уважаемая Ирина Валентиновна, я писал о серьезных вещах, а Вы все свели к резинке от трусов сумасшедшего. К сожалению, Вы и Вам подобные являетесь примером полного непонимания марксизма-энгельсизма. В частности, Вам не дано понять отличие категорий «товар, имеющий определённую стоимость» и «продукт труда, имеющий определенную стоимость». Энгельс писал: Таким образом, когда я говорю, что какой-нибудь товар имеет определённую стоимость, то я этим утверждаю: 1) что он представляет собой общественно-полезный продукт; 2) что он произведён частным лицом за частный счёт; 3) что, будучи продуктом частного труда, он является одновременно, как бы без ведома производителя и независимо от его воли, продуктом общественного труда, притом определённого количества этого труда, устанавливаемого общественным путём, посредством обмена; 4) это количество я выражаю не в самом труде, не в таком-то числе рабочих часов, а в каком-нибудь другом товаре. Следовательно, если я говорю, что эти часы стоят столько же, сколько этот кусок сукна, и что стоимость каждого из обоих предметов равна 50 маркам, то тем самым я говорю, что в часах, в сукне и в данной сумме денег заключено одинаковое количество общественного труда. Я констатирую, таким образом, что представленное в них общественное рабочее время общественно измерено и признано равным. Но измерено не прямо, не абсолютно, как измеряют рабочее время в других случаях, выражая его в рабочих часах или днях и т. д., а окольным путём, при помощи обмена, относительно. Поэтому-то я и не могу выразить это определённое количество рабочего времени в рабочих часах, число которых остаётся мне неизвестным, а могу это сделать тоже только окольным путём, относительно, — в каком-нибудь другом товаре, представляющем одинаковое количество общественного рабочего времени. Часы имеют ту же стоимость, что и кусок сукна. Но товарное производство и товарный обмен, вынуждая покоящееся на них общество прибегать к такому окольному пути, заставляют его вместе с тем возможно больше сокращать этот путь. Они выделяют из общей плебейской массы товаров один царственный товар, в котором раз навсегда может выражаться стоимость всех других товаров, — товар, который признаётся непосредственным воплощением общественного труда и потому может непосредственно и безусловно обмениваться на все другие товары: этот товар — деньги. Деньги в зародыше уже содержатся в понятии стоимости, они представляют собой лишь развившуюся стоимость. Но когда стоимость товаров, в отличие от самих товаров, получает самостоятельное бытие в деньгах, тогда в общество, производящее и обменивающее товары, вступает новый фактор, — фактор с новыми общественными функциями и последствиями. Нам нужно пока лишь констатировать этот факт, не вдаваясь в подробное его рассмотрение. « 320 » Политическая экономия товарного производства отнюдь не является единственной наукой, имеющей дело с такими факторами, которые нам известны лишь относительно. В физике мы тоже не знаем, сколько отдельных молекул газа находится в данном объёме его, при данном давлении и температуре. Но мы знаем, что, в той мере, в какой закон Бойля является правильным, данный объём какого-нибудь газа содержит ровно столько же молекул, сколько и равный ему объём любого другого газа, при одинаковом давлении и одинаковой температуре. Мы можем поэтому сравнивать между собой, по их молекулярному содержанию, самые различные объёмы самых различных газов, при самых различных условиях давления и температуры; и если мы примем за единицу 1 литр газа при 0° C и 760 миллиметрах давления, то этой единицей мы и можем измерять указанное молекулярное содержание. — В химии, равным образом, нам неизвестны абсолютные атомные веса отдельных элементов. Но мы знаем их относительные веса, так как знаем их взаимные отношения. Поэтому, подобно тому как товарное производство и изучающая его политическая экономия получают относительное выражение для неизвестных им количеств труда, заключающихся в отдельных товарах, путём сравнения этих товаров по их относительному трудовому содержанию, — так и химия находит относительное выражение для величины неизвестных ей атомных весов, сравнивая отдельные элементы по их атомному весу и выражая атомный вес одного элемента в кратном или дробном числе другого (серы, кислорода, водорода). И подобно тому как товарное производство возводит золото в ранг абсолютного товара, всеобщего эквивалента остальных товаров, меры всех стоимостей, точно так же химия возводит водород в химический денежный товар, принимая его атомный вес равным единице и сводя атомные веса всех остальных элементов к водороду, выражая их кратным числом его атомного веса. Однако товарное производство — вовсе не единственная форма общественного производства. В древнеиндийской общине и в южнославянской задруге продукты не превращаются в товары. Члены общины объединены для производства непосредственно общественной связью, труд распределяется согласно обычаю и потребностям, и таким же образом распределяются продукты, поскольку они идут на потребление. Непосредственно общественное производство, как и прямое распределение, исключает всякий товарный обмен, следовательно, и превращение продуктов в товары (по крайней мере внутри общины), а значит и превращение их в стоимости. « 321 » Когда общество вступает во владение средствами производства и применяет их для производства в непосредственно обобществлённой форме, труд каждого отдельного лица, как бы различен ни был его специфически полезный характер, становится с самого начала и непосредственно общественным трудом. Чтобы определить при этих условиях количество общественного труда, заключающееся в продукте, нет надобности прибегать к окольному пути; повседневный опыт непосредственно указывает, какое количество этого труда необходимо в среднем. Общество может просто подсчитать, сколько часов труда заключено в паровой машине, в гектолитре пшеницы последнего урожая, в ста квадратных метрах сукна определённого качества. И так как количества труда, заключающиеся в продуктах, в данном случае известны людям прямо и абсолютно, то обществу не может прийти в голову также и впредь выражать их посредством всего лишь относительной, шаткой и недостаточной меры, хотя и бывшей раньше неизбежной за неимением лучшего средства, — т. е. выражать их в третьем продукте, а не в их естественной, адекватной, абсолютной мере, какой является время. Точно так же и химия не стала бы выражать атомные веса разных элементов окольным путём, в их отношении к атому водорода, в том случае, если бы она умела выражать атомные веса абсолютно, в их адекватной мере, а именно — в действительном весе, в биллионных или квадрильонных частях грамма. Следовательно, при указанных выше условиях, общество также не станет приписывать продуктам какие-либо стоимости. Тот простой факт, что сто квадратных метров сукна потребовали для своего производства, скажем, тысячу часов труда, оно не будет выражать нелепым и бессмысленным образом, говоря, что это сукно обладает стоимостью в тысячу рабочих часов. Разумеется, и в этом случае общество должно будет знать, сколько труда требуется для производства каждого предмета потребления[b]. Оно должно будет сообразовать свой производственный план со средствами производства, к которым в особенности принадлежат также и рабочие силы. Этот план будет определяться в конечном счёте взвешиванием и сопоставлением полезных эффектов различных предметов потребления друг с другом и с [b]необходимыми для их производства количествами труда. Люди сделают тогда всё это очень просто, не прибегая к услугам прославленной «стоимости» *. * Что вышеупомянутое взвешивание полезного эффекта и трудовой затраты при решении вопроса о производстве представляет собой всё, что остаётся в коммунистическом обществе от такого понятия политической экономии, как стоимость, это я высказал уже в 1844 г. («Deutsch-Französische Jahrbücher», стр. 95) 232. Но очевидно, что научное обоснование этого положения стало возможным лишь благодаря «Капиталу» Маркса. http://www.esperanto.mv.ru/Marksismo/An ... .html#c3.4 Итак, отчетливо видно, что Энгельсу не нравится словосочетание «данный продукт труда обладает стоимостью, например, в тысячу рабочих часов» и называет такое словосочетание нелепым и бессмысленным. Но из этого вовсе не следует, что данный продукт труда действительно не требует затрат общественного труда в тысячу рабочих часов. Экономисты раннего СССР понимали это и писали, что данный продукт труда требует для своего производства столько-то единиц ОНЗТ. Более того, после 1917 г. эти единицы даже получили название «тредов» (от словосочетания «трудовые единицы»). Подобно тому, как стоимость товаров начинают измерять в денежных единицах, так и ОНЗТ продуктов труда вынуждены измерять в денежных единицах, хотя эти денежные единицы более правильно называть тредами, а не рублями. Нетрудно догадаться, что при практическом социализме остаются такие понятия, как «рубли», «цены», «стоимость», «капиталовложения» и т.п., но они имеют совершенное иное содержание, чем при капитализме. Вот именно этого и не понимают твердолобые псевдомарксисты-догматики. Они даже игнорируют разъяснение Маркса, данное в третьем томе «Капитала»: Если свести заработную плату к её общей основе, то есть к той части продукта собственного труда, которая входит в индивидуальное потребление рабочего; если освободить эту долю от капиталистических ограничений и расширить её до того объёма потребления, который, с одной стороны, допускается наличной производительной силой общества (то есть общественной производительной силой собственного труда рабочего как действительно общественного труда) и которого, с другой стороны, требует полное развитие индивидуальности; если далее свести прибавочный труд и прибавочный продукт к той мере, которая при условиях производства в данном обществе необходима, с одной стороны, для образования страхового и резервного фонда, с другой стороны, для непрерывного расширения воспроизводства в степени, определяемой общественной потребностью; если, наконец, включить в № 1, необходимый труд, и в № 2, прибавочный труд, то количество труда, которое работоспособные члены общества постоянно должны затрачивать в пользу ещё или уже неработоспособных его членов, то есть если снять с заработной платы, как и с прибавочной стоимости, с необходимого труда, как и с прибавочного, специфически капиталистический характер, то ОСТАНУТСЯ УЖЕ НЕ ЭТИ ФОРМЫ, НО ЛИШЬ ИХ ОСНОВЫ, ОБЩИЕ ВСЕМ ОБЩЕСТВЕННЫМ СПОСОБАМ ПРОИЗВОДСТВА.
http://www.esperanto.mv.ru/Marksismo/Ka ... 0.html#c50 А впрочем, все что я пишу на данном Форуме — это Сизифов труд. В известной песне поется: таких не берут в космонавты. Аналогично твердолобых — не берут в марксисты и даже в аквалангисты. https://youtu.be/l-rAzLKGrmAP.S. https://youtu.be/Q3hZ5_uzb9A
_________________ Здоровая нация не ощущает своей национальности, как здоровый человек не ощущает, что у него есть кости. Джордж Бернард Шоу
|
|