Бедность в стране.
Размышления на эту тему.
Герман САДУЛАЕВ
Черная материя Петербургаhttp://www.sovross.ru/articles/1481/28382Цитата:
В городе Петербурге живут пять миллионов человек. Из них один миллион живет хорошо. Три миллиона живут удовлетворительно. То есть, плохо. И еще один миллион, последний миллион, живет неудовлетворительно, очень плохо, ужасно.
Цитата:
Тот один миллион, который живет хорошо, его везде видно. Он, кстати, думает, что живет недостаточно хорошо. У него высокие ставки по кредитам, реальные доходы уменьшаются, за границу не поехать, новый автомобиль не купить, из мифического «среднего класса» он постоянно вымывается в реальность пролетариата, людей наемного труда, каковыми большинство из миллиона и являются, и всегда являлись, но почему-то думали, что нет. Он, золотой миллион, думает, что живет недостаточно хорошо, но мы-то знаем, что он живет хорошо. А думает, что живет плохо, потому что не с теми себя сравнивает. Он сравнивает себя внутри страны почему-то с классом феодалов-чиновников и их сыновей, играющих роль «буржуазии», и на этом фоне думает, что живет плохо. Но это просто его, золотого миллиона, глупость. С чего бы ремесленнику или зеленщику сравнивать себя с герцогами и лендлордами? А во внешнем мире наш золотой миллион сравнивает себя с буржуа Парижа и Лондона, и опять думает, что ему чего-то недодали. Хотя по уровню развития производственных и прочих отношений правильно было бы сравнивать себя опять же с зеленщиками города Каира или Александрии египетской. И вот тогда, в правильной перспективе, золотой миллион Петербурга понял бы, что живет хорошо. Еще хорошо. Пока.
И вот, повторяюсь, тот миллион, который живет хорошо, его везде видно. Он в интернете, в социальных сетях. Он заполняет кафе во время комплексного обеда со скидкой, называемого бизнес-ланчем. Он круглые сутки стоит на дорогах в автомобилях и создает самому себе автомобильные пробки. По выходным он оккупирует все наличные торгово-развлекательные центры, где безудержно развлекается и даже немного торгует, то есть, покупает. Каждый вечер он забивает парковки перед гипермаркетами и стоит в очередях с тележками, в которых сыр, вино, фрукты, дезодоранты, памперсы и прокладки. Он в кинотеатрах и на концертах, его дети в платных группах развития, его родители с сиделками из Средней Азии и врачами платных клиник. Его много, его миллион, его везде видно и кажется, что весь город – это только он.
Три миллиона живут плохо. Они живут плохо даже по каирским стандартам. Ведь они живут в Петербурге, а не в Египте и не в Испании, у них даже бесплатного тепла и солнца нет, за всё надо платить, а платить нечем. Они бледные. Они одеты кое-как, не всегда по сезону, тем более не по моде. Они питаются не тем, чем хотели бы и пьют не то, что пили бы, если бы могли. Их тоже видно. Но их видно гораздо меньше. Потому что они не всегда передвигаются по земной поверхности. Часто они едут под землей. В метро. Под землей передвигаются всякие люди, из золотого миллиона тоже, но серебряных трех миллионов там больше. Они есть, они не невидимки. Они тоже бывают в кино, в кафе, в гипермаркетах, но реже – по праздникам, например.
Самое страшное – это пятый, последний миллион, железный миллион Кали-юги. Они невидимки. Их словно бы нет. Они редко едут в автомобиле. В автобусе и трамвае тоже нечасто. Их не так много в метро. Потому что тридцать пять рублей за жетон – это дорого. Скоро в метро их будет еще меньше, потому что жетон будет стоить сорок пять рублей. Они встречаются в магазинах, но не в тех магазинах, в которых бываете вы. У меня рядом с домом есть магазин. Я вижу их там каждый раз, когда захожу за продуктами. Они покупают хлеб, свеклу, макароны в развес. Они одеты не то чтобы плохо. А странно. Потому что ведь одежда сейчас стоит дешево, почему бы не одеваться не так странно? Я нормально себя чувствую рядом с ними, я сам так же одет, когда выхожу из дома. У меня только корзинка немного иначе заполнена: молоко, сухофрукты, минералка. Но вам было бы некомфортно. Я нормально себя чувствую рядом с ними не только потому, что одет так же. Я понимаю, что я ничем не отличаюсь. И завтра легко может случиться так, что у меня не будет денег даже на развесные макароны. Никуда я от них не ушел. А вы, многие, думаете, что оторвались окончательно и бесповоротно. Но это не так.
Главное, что это невидимые люди. Их почти не видит рынок. Социальные исследования их не замечают. Почти игнорирует бюджет. Политологи не учитывают. А они искажают всю картину мира, давя своей гравитацией, своей черной нигде не учтенной массой. Например, они приходят на выборы. Я видел их на избирательных участках всегда, когда работал в комиссии или сам избирался. Они приходят, кажется, все. Для них это единственный шанс поучаствовать в жизни общества, сказать свое слово. И они приходят. Золотой миллион приходит редко, из серебряных трех миллионов тоже не все, а вот они, железные батальоны, текут на участки сплошным потоком. Кому-то пообещали за голос пятьсот рублей. А это большие деньги. Кто-то хочет выразить себя, потому что пять лет смотрел телевизор, а функции лайкнуть или запостить камент у телевизора нет. Кто-то по привычке. Кто-то в отчаянии.
Они голосуют за «Единую Россию», потому что в ней Путин, а Путин вернул Крым. До которого никто из них никогда не сможет добраться, и не увидит сказочные скалистые берега, и лазурное море, купающее желтое солнце. Они голосуют за ЛДПР, потому что всё достало, а ЛДПР – за бедных, за русских. Иногда они голосуют за «Справедливую Россию», начитавшись желтых агитационных газет. За КПРФ они голосуют еще реже. За КПРФ голосуют серебряные три миллиона, и золотой миллион иногда голосует за КПРФ, но не все, конечно, а пополам, потому что на второй пополам и золотые, и серебряные голосуют за Путина, ведь Путин вернул Крым. А железные батальоны голосуют за коммунистов еще меньше и еще реже, чем те, кто чуть побогаче. Может быть, это странно. Может, наоборот. Но это искажает нашу картину мира, в которой бедные – за коммунистов, а богатые – за буржуинскую власть. Черная материя железного миллиона своей невидимой гравитацией искривляет электоральный стандарт.
Как говорил один из героев Чехова:
"Культурная (цивилизованная) жизнь у нас и не начиналась" и
"Одно несомненно - надо устраивать свою жизнь как-нибудь по иному":https://www.youtube.com/watch?v=ItKaaM8j6l4БЕЗ этого чудовищного расслоения нашего народа на касты привилегированные - с одной стороны, и бесправное, молчаливое, одурманенное пропагандой полунищее большинство - с другой стороны. История повторяется. И как во времена Чехова "счастливые" не хотели замечать молчаливое несчастное большинство - и к чему это, в конце концов, привело - так и в наше время вновь оформившиеся привилегированные касты новых господ в упор не хотят видеть, как день за днём ухудшается жизненное положение значительной части общества.
Цитата:
"Я соображал: как, в сущности, много довольных, счастливых людей! Какая это подавляющая сила! Вы взгляните на эту жизнь: наглость и праздность сильных, невежество и скотоподобие слабых, кругом бедность невозможная, теснота, вырождение, пьянство, лицемерие, вранье… Между тем во всех домах и на улицах тишина, спокойствие; из пятидесяти тысяч живущих в городе ни одного, который бы вскрикнул, громко возмутился. Мы видим тех, которые ходят на рынок за провизией, днем едят, ночью спят, которые говорят свою чепуху, женятся, старятся, благодушно тащат на кладбище своих покойников; но мы не видим и не слышим тех, которые страдают, и то, что страшно в жизни, происходит где-то за кулисами. Всё тихо, спокойно, и протестует одна только немая статистика: столько-то с ума сошло, столько-то ведер выпито, столько-то детей погибло от недоедания… И такой порядок, очевидно, нужен; очевидно, счастливый чувствует себя хорошо только потому, что несчастные несут свое бремя молча, и без этого молчания счастье было бы невозможно. Это общий гипноз. Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда — болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других. Но человека с молоточком нет, счастливый живет себе, и мелкие житейские заботы волнуют его слегка, как ветер осину, — и всё обстоит благополучно".
(A. П. Чехов)