Зарегистрирован: Чт июн 01, 2006 3:57 pm Сообщения: 10442 Откуда: ХАРЬКОВ
|
ЛОЗАННСКАЯ ШКОЛА
Лозаннская школа маржинализма — одна из научных школ неоклассического направления в экономической теории конца XIX — начала XX века. Основные представители — Леон Вальрас (1834—1910) и Вильфредо Парето (1848—1923). Согласно Л. Вальрасу, экономическая теория состоит из трёх частей: чистая, прикладная и социальная теории. Основанием такого деления служит его определение общественного богатства. Общественное богатство — совокупность материальных и нематериальных благ, которые являются редкими, то есть, с одной стороны, представляют для нас определённую полезность, а с другой стороны, количество их в нашем распоряжении ограниченно. Из ограниченности количества этих благ вытекают три следствия: эти блага суть объект присвоения; они являются объектом обмена; они есть предмет промышленного производства. Отсюда можно выделить три главных экономических явления, или три главных аспекта общественного богатства: обмен (меновая стоимость), производство (промышленность) и распределение (собственность). Соответственно, возможны три точки зрения на общественное богатство: чистая, прикладная и социальная теории, каждая из которых изучает свою сферу экономики. В современной терминологии чистая теория представляет собой позитивную теорию функционирования рыночного механизма, прикладная теория — нормативную теорию оптимального размещения ресурсов, а социальная теория — нормативную теорию оптимального распределения дохода. При этом Л. Вальрас осуществил систематическую разработку только чистой теории. В одном современном фундаментальном исследовании по истории экономической мысли в параграфе (в главе, посвященной Вальрасу), названном «Место в истории экономической науки» автор больше пишет о том, где и в чем вклад Вальраса ограничен, и завершает его фразой, что к упоминавшейся выше оценке Вальраса как величайшего экономиста следует относиться скорее как к литературному образу, чем точной оценке вклада Вальраса с содержательной точки зрения. «Но если его оценивать по вкладу в технику экономического моделирования, то он предстает фигурой возвышающейся над другими. И в этом смысле его можно назвать Рикардо эпохи математических расчетов» (Niehans J. A History of Economic Theory. The John Hopkins Univ. Press: Baltimore, L. P.220). О том, что Вальрас что-то не додал содержательному анализу косвенно свидетельствует и тот факт, что в статье, посвященной эволюции концепции равновесия, напечатанной в очень авторитетном издании «The New Palgrave: The World of Economics (Macmillan Press Ltd., 1987), Вальрас лишь упоминается.
В. Парето принадлежит заслуга дальнейшего развития учения лозаннской школы. Он справедливо рассматривается в качестве одного из непосредственных создателей неоклассической парадигмы экономического анализа. Прежде всего, В. Парето попытался избавить экономическую науку от чрезмерной субъективности и психологизма, и в частности, от идеи ценности, базирующейся на количественном измерении полезности. Он предложил заменить термин «полезность» понятием «предпочтения» или «выгодности» [ophelimite]. Выгодность — понятие относительное: его можно использовать при сравнении двух или нескольких благ, а точнее, их наборов, отметив, что один набор благ выгоднее или предпочтительнее другого. Непосредственного измерения или соизмерения полезности при этом не требуется. Для формализованного анализа выгодности наборов благ В. Парето воспользовался инструментарием кривых безразличия, впервые предложенным Ф. И. Эджуортом. Но если же последний применял его для определения равновесной цены в ходе функционирования рыночного хозяйства, то В. Парето использовал этот инструмент для анализа исследования определения оптимума потребления. Другое различие в применении данного инструментария между Ф. И. Эджуортом и В. Парето заключалось в том, что последний оперировал не кривыми на плоскости, а поверхностью в трёхмерном пространстве. В рамках его подхода взаимное пересечение поверхностей безразличия давало «тропинки» оптимального восхождения от одного уровня предпочтений к другому с минимальной тягостью. Естественно, В. Парето также занимался развитием модели общего равновесия своего старшего коллеги по лозаннской школе. В частности, он выделил пять необходимых и достаточных условий для достижения общего равновесия в рыночной экономике. 1. Взвешенные по ценам предпочтения равны для всех товаров. 2. Доходы и расходы каждого из хозяйствующих субъектов равны. 3. Переход от неравновесного состояния к равновесному не требует изменений в объёмах предложения благ. 4. Цены готовых продуктов равны издержкам их производства. 5. Производительные блага полностью используются в процессе производства. Наконец, В. Парето внёс огромный вклад в нормативную теорию оптимального размещения ресурсов (то есть, по терминологии Л. Вальраса, в прикладную теорию). Им был сформулирован знаменитый критерий оптимальности размещения ресурсов, известный под названием «Парето-оптимум» или «оптимум по Парето». Согласно этому критерию, размещение ресурсов является оптимальным с общественной точки зрения, если посредством производства и обмена товаров и услуг нельзя увеличить благосостояние хотя бы одного хозяйствующего субъекта без уменьшения благосостояния какого-либо другого субъекта. При несоблюдении этого требования возможности оптимального размещения ресурсов ещё не полностью использованы, и можно увеличить благосостояние хотя бы одного субъекта без причинения ущерба всем остальным.
Основные работы Л. Вальрас «Элементы чистой политической экономии» ["Elements d’economie politique pure"] (1874) Вальрас Л. Элементы чистой политической экономии. – М.: Изограф, 2000. – 448 с.
В. Парето «Учебник политической экономии» ["Manuale di economia politica"] (1909, 2-е издание).
На русском языке можно прочитать после авторизации здесь: http://znanium.com/bookread2.php?book=900908&spec=1
А также: Трансформация демократии Парето В. В своей работе «Трансформация демократии» выдающийся итальянский политический социолог Вильфредо Парето (1848-1923) показывает, как происходит эрозия власти центрального правительства и почему демократия может превращаться в плутократию, в которой заинтересованные группы используют правительство в качестве инструмента для получения собственной выгоды. В книгу также включен ряд поздних публицистических статей Парето. Вильфредо Парето известен широким образованным массам как автор теории круговорота элит (и принципа, названного его именем, который на самом деле сегодня не вполне однозначно соотносится с его творчеством). Как ученый, Парето принадлежит к той эпохе, которая своими корнями уходит в Позитивизм XIX в. Проникнутый верой в науку и ее всемогущество, и вместе с тем открывает период господства технологии и разочарования во всем, начиная с социальных утопий и заканчивая демократией, если говорить только о гуманитарной сфере. https://book4you.org/dl/2782215/d9dbe6
Компендиум по общей социологии
https://book4you.org/dl/2441917/824fc4 Цитата:
Социалистические системы М.: Директ-Медиа, 2007. - 131 с. Метод исследования социальной жизни, предлагаемый Парето, получил у него название "логико-экспериментального". В книге "Социалистические системы" (1901) отражен перелом в настроениях и убеждениях Парето, обусловленный крушением прежних либеральных иллюзий. Автор, уверенный, что время либерализма прошло, что общество вступило в период стагнации и для обеспечения стабильности социальной жизни необходимо насилие, занял откровенно антидемократическую и антилиберальную позицию. https://book4you.org/dl/3139026/78e5b8
С уважением, ВалерийP.S. О Муссолини
Чтобы избежать военной службы, Муссолини в 1902 году эмигрировал в Швейцарию[10]. Он некоторое время работал каменщиком в Женеве, однако не смог найти себе постоянную профессиональную работу и бродяжничал. Бенито быстро выделился из массы итальянских эмигрантов, так как умел читать, писать, складно говорить и сносно изъясняться по-французски[8]. Ещё в годы учёбы Муссолини пристрастился к публичным выступлениям, полюбил аплодисменты и внимание толпы. Он пробовал себя в роли оратора уже с 18 лет, выступая перед небольшими аудиториями.
В 1902 году в Лозанне познакомился с видным экономистом и социалистом профессором Вильфредо Парето, посещал его лекции[15].
На одном из политических собраний он познакомился с марксистами Анжеликой Балабановой и Владимиром Лениным[16][17]. Балабанова происходила из богатой еврейской семьи, живущей на Украине. Благодаря ей Муссолини стал читать Ницше, Штирнера, Маркса, Бабёфа, Сореля[18]. На Муссолини произвела большое впечатление работа Сореля, акцент в которой был сделан на потребности в свержении декадентской либеральной демократии и капитализма при помощи насилия, прямого действия и всеобщей забастовки[10]. В это время он присоединился к марксистскому социалистическому движению. Муссолини навсегда остался ярым приверженцем прямого действия, не скованного никакими моральными преградами.
Подробнее - в Википедии.
_________________ Здоровая нация не ощущает своей национальности, как здоровый человек не ощущает, что у него есть кости. Джордж Бернард Шоу
Последний раз редактировалось Валерий Пн апр 13, 2020 12:29 pm, всего редактировалось 1 раз.
|
|