Здравствуйте, Валерий.
Цитата:
Вы постоянно видите в качестве недостатка марксистской теории некую проблему редукции труда.
Немножко не так. Я утверждаю, что недостатком этим страдает метафизическая версия (интерпретация) теории стоимости Маркса. ТТС Маркса допускает множество вариантов толкования. Есть вариант, который считался правильным в СССР. В этом варианте ТТС, например, фундаментальная для всей ТТС "трансформационная проблема" даже не упоминалась. А вместо двух РАЗНЫХ проблем редукции (сравнение разных видов труда на рынке труда и сравнение овеществленных в товарах комплексов конкретных затрат труда) осталась только одна проблема редукции. Этот урезанный вариант ТТС страдал (и страдает) от нечеткости основных утверждений. ТТС в этом исполнении - не является концепцией, которую можно было бы формализовать (перевести на язык математических формул) и сопоставить с фактами на предмет проверки этой теории. То есть метафизический вариант ТТС - не верифицируемая концепция. Теория, которую нельзя ни проверить, ни опровергнуть. Остается лишь слепо верить в ее непогрешимость.
Между тем из теории Маркса такая интерпретация НЕ СЛЕДУЕТ. Но возможна, если пытаться осмысливать эту теорию, используя метафизические приемы мышления. Что собственно и произошло. Потом такое понимание вошло в привычку, и до сих пор прочно держится.
Другой способ понимания я называю: "диалектическая версия ТТС". Это - подход, который содержит в себе все то, чего нет в метафизической версии. Там есть и трансформационная проблема, и обе проблемы редукции, и возможность проверки теории на фактах, и строгая математическая формулировка всех утверждений.... При этом диалектическая версия может быть "выведена" из теории Маркса, не противоречит, а развивает основные положения Марксовой ТТС.
Проблема "редукции" труда конкретного к труду абстрактному - это ключ к построению строгой верифицируемой теории стоимости. Поэтому без точного алгоритма решения этой проблемы построить ТЕОРИЮ ТТС невозможно. Пока проблема эта не решена, нет возможности определить стоимости товаров (= количества абстрактно-всеобщего общественно-необходимого труда). А если мы не умеем вычислять стоимости, как мы можем проверить ЗАКОН стоимости? Никак. Теория не-проверяемая = по классификации Поппера ее вообще нельзя рассматривать как науку в этом случае.
Не случайно многие экономисты сейчас отвернулись от ТТС. Но отвернулись они не от ТТС Маркса, а от той версии, которая считалась единственно возможно правильным пониманием в советские времена. Но это не так. Возможно другое понимание и возможна другая версия ТТС.
Цитата:
Мне хотелось бы также, чтобы Вы, Григорий, пересмотрели свое отношение к фактам существования ценностей, которые не были созданы трудом, что якобы противоречит теории трудовой стоимости. Например, природные богатства (земля, полезные ископаемые...). Почитайте для начала хотя бы А. Смита или вспомните, что согласно Марксу цена может отклоняться от стоимости, в том числе и от нулевой стоимости.
Может быть, я не точно выразил свои мысли. Противоречия тут никакого нет. Ценности, которые не были созданы трудом - земля, например, - Вы правильно пишите, не противоречат ТТС.
Как, например, плата за проезд по реке, которую взимали немецкие бароны с купцов, не противоречила ТТС в средние века.
Эти темы относятся к проблеме перераспределения созданной трудом стоимости между экономическими агентами. Монополия на природные ресурсы или пути сообщения, закрепленная законом, дает возможность собственникам "лесов, полей и рек" класть в свой карман часть стоимости, создаваемой производительным классом общества. Но прежде чем положить в карман, стоимость эту нужно было СОЗДАТЬ.
Другой пример - "мартышкин труд" (по сбору бананов например) - тоже не противоречит ТТС. Я эти примеры приводил, чтобы ярче высветить неадекватность метафизической версии ТТС. Почему мартышка "создает" стоимость? Потому что банановая роща находится в монопольной собственности определенных лиц и поэтому по закону отведать бананов можно, лишь отдав за эти бананы собственникам банановой рощи часть прежде созданной трудом стоимости (в виде звонких монет). Перераспределение, вызванное монополией на банановую рощу и на средство производства - обезьяну.
Я писал:
Цитата:
Возражения против ТТС совершенно правильные, на первый взгляд.
И чуть ниже:
Цитата:
ТТС в том виде, как она сейчас существует, действительно уязвима для этой критики. Но это вовсе не значит, что ТТС нужно списать как отжившую свой век наукообразную идеологию, как практически бесполезную концепцию - такие призывы постоянно раздаются и у нас и за рубежом.
Критика лишь указывает на слабые стороны существующей сейчас ВЕРСИИ ТТС.
Не ТТС - ошибочна. Но та метафизическая версия, которая считается до сих пор единственно возможной, уязвима для критики.
Григорий.