Уважаемый Михаил Борисович!
Вы пишете:Цитата:
Я, как Вы догадываетесь, не имел чести служить г-ну фон Бем-Баверку личным секретарем, а потому не имею возможности судить о том, что он читал. Но зато я могу судить о том, что он писал.
С этой точки зрения очевидно, что в своей критике теории стоимости Маркса Бем-Баверк ничего не говорит о материале 3-го и 4-го разделов I главы "Капитала". Вместе с тем, понять, что такое "общественно-необходимые затраты труда" в трактовке Маркса совершенно невозможно, если не учитывать материала 4-го раздела.
И тем не менее, Вы писали на своем сайте: «Словом если бы на месте доктора Кугельмана оказался лучший теоретик австрийской школы Евгений фон Бем-Баверк, то, возможно, история развития политэкономии пошла бы другим путем.
Во всяком случае, г-н фон Бем-Баверк взял бы на себя тяжкий труд дочитать 1-ю главу «Капитала» до конца. Ибо сам критик из 4-х параграфов этой главы в пух и прах разнес только первых два (в чем может самолично убедиться любой непредвзятый судья), а то, что Маркс разъяснял доктору Кугельману, содержится, к сожалению, только в §4».
Ваша логика здесь ущербна — не разнес в пух и прах, значит не читал 1-ю главу «Капитала» до конца. Да еще и уверены, что для Бем-Баверка чтение "Капитала" - тяжкий труд.
Сейчас Вы пишете, что «понять, что такое "общественно-необходимые затраты труда" в трактовке Маркса совершенно невозможно, если не учитывать материала 4-го раздела».
Это тоже не совсем так.
Понятие «количество труда, которое необходимо для производства товара» или ОНЗТ, если хотите, принадлежит Д. Рикардо. Вот цитаты из его работы «Начала политической экономии и налогового обложения»:
Гл.1: «
Стоимость товара, или количество какого-либо другого товара, на которое он обменивается, зависит от относительного количества труда, которое необходимо для его производства, а не от большего или меньшего вознаграждения, которое уплачивается за этот труд».
«Если мы представим себе состояние общества, в котором достигнуты большие успехи, в котором промышленность и торговля процветают, то мы по-прежнему найдем, что стоимость товаров изменяется согласно тому же принципу: определяя, например, меновую стоимость чулок, мы найдем, что их
стоимость сравнительно с другими вещами зависит от всего количества труда, которое необходимо для изготовления их и доставки на рынок. Сюда войдет, во-первых, труд обработки земли, на которой разводят хлопок; во-вторых, труд доставки хлопка в страну, где будут изготовлены из него чулки, сюда же включается также часть труда, затраченного на постройку судна, на котором он перевозится и который оплачивается в фрахте товаров; в-третьих, труд прядильщика и ткача; в-четвертых, часть труда машиностроителя, кузнеца и плотника, которые строили здания и машины, с помощью которых изготовляются чулки; в-пятых, труд розничного торговца и многих других лиц, которых мы не будем перечислять. Общая сумма этих различных видов труда определяет, на какое количество других предметов будут обменены чулки, а чтобы определить, какое количество каждого из этих предметов будет дано в обмен на чулки, надо опять-таки сосчитать общую сумму различных видов труда, затраченного на них».
Гл.4: «…Мы принимаем труд за основу стоимости товаров, а сравнительное количество труда, необходимого для их производства, за регулятор, определяющий соответственные количества товаров, которые должны обмениваться друг на друга…».
Гл.28: «Ошибка д-ра Смита, проходящая красной нитью через весь его труд, заключается в предположении, что стоимость хлеба представляет постоянную величину и что, хотя стоимость всех других вещей может повыситься, со стоимостью хлеба это никогда не может произойти. По его мнению, хлеб всегда имеет одинаковую стоимость, потому что он всегда может прокормить одинаковое число людей. Точно таким же образом можно сказать, что сукно всегда имеет одну и ту же стоимость, потому что из него всегда можно сделать одно и то же количество сюртуков. Что общего имеет стоимость со способностью служить предметом пищи и одежды?
Как и всякий другой товар, хлеб в каждой стране имеет свою естественную цену, т. е. цену, необходимую для его производства и достаточную для того, чтобы хлеб мог возделываться».
Маркс, конечно, внес новые нюансы в рассмотрения ОНЗТ, например, следующие:
«Заметим мимоходом следующее: то обстоятельство, что на единицу продукта затрачивается не больше рабочего времени, чем это общественно необходимо,
т. е. не больше времени, чем нужно в среднем для производства этого товара, — является результатом капиталистического производства, которое постоянно даже понижает минимум необходимого рабочего времени. Но для этого оно должно производить в постоянно возрастающем масштабе.
Если стоимость одного аршина холста равняется только одному часу и если это составляет необходимое рабочее время, какое должно затратить общество, чтобы удовлетворить свою потребность в одном аршине холста, то отсюда отнюдь еще не следует, что если произведены 12 миллионов аршин, следовательно затрачены 12 миллионов рабочих часов, или, что то же самое, 1 миллион рабочих дней, применен 1 миллион рабочих в качестве ткачей холста, то обществу «необходимо» затрачивать на тканье холста именно такую часть своего рабочего времени. Если дано необходимое рабочее время, т. е. дано, что определенное количество холста может быть произведено в течение одного дня, то спрашивается, сколько таких дней должно быть затрачено на производство холста. Рабочее время, затраченное на всю сумму определенных продуктов в течение, например, одного года, равно определенному количеству этой потребительной стоимости, например одному аршину холста (пусть это количество = 1 рабочему дню), помноженному на число затраченных вообще рабочих дней. Процентное отношение совокупного количества рабочего времени, затраченного в определенной отрасли производства, ко всему рабочему времени, находящемуся в распоряжении общества, может быть ниже или выше надлежащего отношения несмотря на то, что каждая доля продукта содержит лишь необходимое для ее изготовления рабочее время, или несмотря на то, что каждая доля затраченного рабочего времени была необходима для создания соответствующей ей доли совокупного продукта.
С этой точки зрения необходимое рабочее время приобретает другой смысл.
Спрашивается, в каких количествах само необходимое рабочее время распределяется по различным сферам производства. Конкуренция постоянно регулирует это распределение, точно так же, как она постоянно его нарушает. Если в какой-нибудь отрасли затрачено слишком большое количество общественного рабочего времени, то эквивалент может быть уплачен только в таком размере, как если бы было затрачено надлежащее количество. Совокупный продукт — т. е. стоимость совокупного продукта — равняется тогда уже, следовательно, не тому рабочему времени, какое содержится в нем, а тому, какое было бы пропорционально затрачено, если бы совокупный продукт данной сферы находился в надлежащем отношении к продукции других сфер. Но в той мере, в какой цена совокупного продукта данной сферы падает ниже его стоимости, падает и цена каждой отдельной его части. Если произведено 6000 арш. холста вместо 4000 и если 12000 шилл. составляют стоимость 6000 арш., то они будут проданы за 8000 шилл. Цена каждого аршина будет 11/3 шилл. вместо 2, т. е. на 1/3 ниже его стоимости. Это, стало быть, то же самое, как если бы на производство одного аршина было затрачено на 1/3 рабочего времени больше, чем необходимо. При наличии у товара потребительной стоимости падение его цены ниже его стоимости свидетельствует, таким образом, о том, что, хотя на каждую часть продукта было затрачено лишь общественно-необходимое рабочее время {здесь предполагается, что условия производства остаются неизменными}, но
на всю эту отрасль производства в целом затрачена излишняя, превышающая необходимую, совокупная масса общественного труда».
Т.26,ч.1, с.220-221.
Маркс же пишет в первом томе «Капитала», что «производителям, общественные отношения их частных работ кажутся именно тем, что они представляют собой на самом деле, т. е. не непосредственно общественными отношениями самих лиц в их труде, а, напротив, вещными отношениями лиц и общественными отношениями вещей" (т.23, с.86). В письме Кугельману он пишет, что «форма, в которой прокладывает себе путь … пропорциональное распределение труда, при том состоянии общества, когда связь общественного труда существует в виде частного обмена индивидуальных продуктов труда, — эта форма и есть меновая стоимость этих продуктов».
Получается, что Маркс пытается разъяснить, что есть
непосредственно общественные отношения самих лиц в их труде, а есть
общественные отношения, опосредствованные стоимостью и, далее, ценой (меновой стоимостью).
Вы пишете:
Цитата:
Но у г-на Бем-Баверка рассмотрение стоимости на уровне общественного производства в целом, которое у Маркса играет ключевую роль, совершенно отсутствует. Если это так, то и вся его критика становится неадекватной. Бем-Баверк совершенно не понял, что Маркс с самого начала рассматривает стоимость отдельного товара не в вакууме и не в отношении с другим каким-то отдельным товаром, но именно как элементарной формы всего богатства капиталистического общества.
Здесь можно было бы возразить и много писать еще, но лучше всего почитайте работу
Р. Гильфердинг. Бём-Баверк как критик МарксаС уважением,
В. Калюжный