Здравствуйте, Валерий и Владимир Николаевич.
Спор крутится вокруг вопроса о производительности труда, опять и опять возвращаясь к исходному пункту.
Валерий исходит из традиционной версии ТТС при всех очевидных недостатках её. Главный порок этой версии - НЕЧЁТКОСТЬ основного термина - ТРУД. Что называть трудом и как его свести к определённой количественной мере - на этот вопрос до сих пор нет ответа.
Смысл слова "труд" по разному понимается разными народами и разный в разные периоды истории.
В средние века, например, многие виды деятельности, которые сейчас считаются трудом, относили к разряду хобби или праздного времяпровождения. Рубенс, например, занимался живописью в свободное от "настоящей работы" время.
Цитата:
Однажды некий придворный, увидев Рубенса за мольбертом воскликнул: "Господин дипломат балуется живописью?", художник моментально парировал: "Ошибаетесь. Это живописец балуется дипломатией!".
Большинство изобретателей и учёных той эпохи занимались изобретательством и науками в свободное от работы время или, что бывало чаще, просто были состоятельными людьми. Не было тогда ни грантов, ни премий, ни фондов. Да и научная иерархия как система только складывалась.
В наше время и наука, и изобретательство, и живопись считаются трудом, и в нормальных цивилизованных странах этот труд хорошо оплачивается. В России уровень оплаты труда учёных, изобретателей и вообще людей творческого склада упал так низко, что это можно рассматривать как ещё одно свидетельство возвращения нашей страны в новое средневековье.
Понятие людей о труде постоянно меняется и зависит от времени и общества. В одном обществе трудом считается то, что в другом не считается. Это выражается в уровне оплаты труда. Если у нас в России талантливые учёные обречены на нищету, тогда как в нормальных развитых странах их труд высоко оплачиваем, - то это указывает, что высоко-интеллектуальный труд в стране с сырьевой деградирующей экономикой просто не нужен. Продукт, который производится таким трудом, здесь не имеет рынков сбыта. Интеллектуальный "труд" в деградирующем обществе - это уже как бы и не труд вообще. Ещё немного так поживём - и придём к временам, когда учёных отлавливали и сжигали на кострах.
Термин "труд" нельзя вырывать из контекста того времени и той страны, в которой он применяется (или не применяется, хотя, быть может, и существует). Общество, построенное на умных технологиях, будет заинтересовано развивать научное направление "Сложные адаптивные системы" и там такая деятельность будет считаться трудом. Общество же, где основная часть ВВП формируется от продажи природных ресурсов и обслуживания элиты, которая это сырьё продаёт, - в таком обществе развивать САС-направление никому будет не интересно, а труд учёных в этой области не будет считаться за труд.
Я привожу эти простые примеры, чтобы ещё раз подчеркнуть - понятие "труд" не является каким-то раз и навсегда установившимся термином. Смысл, который люди разных эпох в разных обществах вкладывают в это слово - разный. Например, в "Гамлете" труд бродячих артистов, живущих с того, что дадут господа после представления - сопоставимо ли это с трудом современных артистов Большого Театра? Если этот труд по своим физиологическим и психологическим характеристикам тут и там примерно одинаков - то отношение общества к этой деятельности во времена Гамлета и сейчас совершенно разное. Артист в средние века считался кем-то вроде шута или комедианта, существом третьего сорта, живущего на подачки. Современные же артисты приглашаются первыми лицами государства, их труд почётен и оплачивается не только гонорарами и контрактами, но и всяческими премиями и преференциями.
Традиционная версия ТТС не учитывает эту изменчивость (текучесть) понятия труд. В традиционной ТТС труд - это "расходование мозга, мускулов, нервов, рук и т.п." с учётом "сложности и качества труда". Связь со временем и обществом обычно фиксируется лишь ссылкой на общественную полезность и необходимость труда. Очевидно, что всё это правильно, но этого не достаточно. При таком понимании термина "труд" его невозможно формализовать, потому что каждый исследователь будет вкладывать свой смысл в определения - что значит "затраты мозга, мускулов,...", что значит "общественно полезный", или как определять "сложность труда"... В советское время было не мало попыток придать всем этим расплывчатым понятиям строгий смысл - а воз и ныне там. Уже одно это свидетельствует о необходимости глубоких дополнений в области ТТС.
Владимир Николаевич развивает ТТС в направлении уточнения её основного термина, пытаясь связать понятие труд с затратами энергии. Валерий считает, что этого делать нельзя, поскольку социальные явления нельзя объяснять физическими терминами.
Но это возражение Валерия, я думаю, основано на недоразумении. Дело не в том, что энергия создаёт стоимость. При таком понимании стоимость была бы выражением (в рублях) затраченной энергии. Но даже если бы статистика подтверждала это, дело всё-таки не в том, что энергия создаёт стоимость. Стоимость создаёт труд, но качество труда, его характер (как говорил Маркс) меняется с течением времени и разное в разных обществах. Этот "характер труда" скоррелирован с параметром энергозамещения труда человека работой машин. Чем выше уровень такого замещения, тем большую стоимость создаёт труд в единицу времени. Стоимость создаёт именно труд, но характер труда, его среднее качество меняется. Труд в обществе с высоким уровнем энергозамещения имеет более высокое качество. А более высоко-качественный средний труд создаёт и более высокую стоимость за единицу времени. Отсюда и рост производительности труда. Отсюда и корреляция между затратами энергии и создаваемой стоимостью.
Но помимо энергосбережения (замены труда работой машин), среднее качество труда в обществе зависит ещё от многих других факторов. Поэтому ставить знак равенства между затратами энергии и создаваемой стоимостью нельзя. Эти величины будут коррелировать, если все другие влияющие на качество труда факторы остаются неизменны или меняются пропорционально. Сама по себе прямая корреляция между двумя величинами ещё не означает, что они причинно-связаны. Но наличие такой корреляции свидетельствует о необходимости учёта влияния уровня замещения (труда работой машин) при построении точной, строгой, формализуемой и пригодной для количественных расчётов теории трудовой стоимости.
Тот факт, что за все 150 лет господства традиционной версии ТТС, ей так и не удалось развить свои принципы в строгую научную концепцию, очевидно, указывает на то, что сами принципы традиционной версии ТТС требуют глубокого переосмысления.
По человечески можно понять, почему попытки переработать или переосмыслить ТТС вызывают у адептов традиционной ТТС реакцию сопротивления. Но что же делать - другого пути нет. Как говорил "тот самый Мюнхгаузен":
Цитата:
"Мыслящий человек время от времени просто обязан вытягивать себя за волосы из болота".
Может возникнуть вопрос - "Как же так? Ведь если мы не умеем рассчитывать "затраты, мозга, мускулов...", не умеем определять "сложность" труда, то есть не умеем вычислять "количество труда" даже в его традиционном понимании, то как же мы сможем рассчитывать это количество, если помимо всех этих факторов примем в расчёт новые факторы, описывающие влияние времени и общества? Разве задача не становится гораздо сложнее, когда мы к "традиционным" факторам добавим ещё уровень энергосбережения, сложившуюся в обществе систему разделения труда, нормы поведения, характер рыночных взаимосвязей, социальную иерархию,...?"
Чтобы проиллюстрировать, почему этот, на первый взгляд, этот правильный вопрос, всё же поставлен не верно, возьмём простой пример из области физики. Мы знаем, что законы движения и взаимодействия молекул очень сложны. Даже используя современные компьютеры невозможно точно рассчитать движение всех отдельных молекул газа в объёме 1 литр. Но в то же время, макроскопическим итогом взаимодействия этих молекул будут известные газовые законы. При этом конкретные особенности взаимодействия молекул и их распределение по объёму несущественны - газовые законы от этого не меняются. Даже если мы не умеем рассчитывать движение отдельных молекул, мы можем всегда рассчитать давление, зная температуру, объём и число молей. Есть термодинамические закономерности, зная которые мы можем многое узнать о поведении системы как целого, не зная ничего о свойствах молекул.
Но что такое общество свободных (или не очень) товаропроизводителей? Это - сложная адаптивная система взаимодействующих экономических агентов. Их взаимодействия - это акты купли-продажи. Эти сделки агенты осуществляют, исходя из множества локальных сиюминутных критериев, но макроскопический итог от этого не зависит, как законы газов не зависят от особенностей взаимодействия отдельных молекул. Макроскопические свойства экономической системы, которые возникают в результате множества сделок между экономическим агентами, - аналогичны термодинамическим свойствам газа, возникающим вследствие движения и взаимодействия молекул. Такие макроскопические свойства системы часто бывают совершенно неожиданными и не выводимыми, исходя из известных свойств агентов. Их поэтому называют "эмерджентные свойства".
Если с этой точки зрения взглянуть на проблемы ТТС, то в ней терминами "характер труда" (или "среднее качество труда") фиксируется эмерджентное свойство экономической САС. Оно связано с другими макроскопическими свойствами системы (например, такими как уровень замещения труда работой машин) закономерными связями, подобно тому как в газах, макроскопические величины - давление, температура и объём связаны уравнением Менделеева-Клапейрона.
Чтобы перевести "характер труда" на язык формул, вовсе не нужно знать все детали взаимодействия отдельных экономических агентов. Влияние множества факторов, определяющих "характер среднего труда", учитывается в суммарном виде автоматически, самим процессом функционирования рыночной экономики. Сама система, сам процесс реального товарообмена формирует это макроскопическое качество "среднего труда". "Характер среднего труда" не надо вычислять где-то отдельно в глухой забытой Богом лаборатории экономического прогнозирования.
Сама экономическая система решает эту задачу. Фигурально выражаясь, можно сравнить экономическую САС с огромным суперкомпьютером, в котором акты обмена являются своего рода элементарными операциями по расчёту "качества среднего труда". Этот процесс - как работает такой экономический суперкомпьютер - детально описал Маркс, причём не один раз, используя для этого язык диалектики. Но Маркс, увы, не был понят ни своим другом Энгельсом, ни современниками, ни последователями. То толкование теории стоимости Маркса, которое возобладало и держится по сей день, опирается на поверхностное прочтение его "самой трудной части" Капитала - главы о форме стоимости. Не случайно, многие авторы, пересказывая Маркса, немилосердно комкают и укорачивают главу о "форме стоимости". А между тем, именно в этой главе содержится тот упущенный пункт, развив который можно прийти к диалектической версии ТТС. Маркс сначала изложил своё понимание этого пункта в книге "К критике политической экономии". Потом в первой главе "Капитала". Но, его открытие так и не было воспринято.
Есть несколько причин, почему ТТС Маркса стали толковать в упрощённом виде.
Во-первых, Маркс написал своё гениальное исследование формы стоимости, используя язык диалектики, который был чужд рационалистическому стилю мышления тогдашней учёной публики. Не владея этим языком, понять точный смысл рассуждений не так просто. Тончайшие нюансы смысловой ткани диалектических терминов будут рваться при попытке интерпретировать текст, используя "рассудочное мышление" (термин Гегеля). То есть текст будет казаться "понятным", но это ещё вовсе не значит, что текст действительно понят. Почему Маркс использовал диалектику? Разве нельзя было, как советовал ему Энгельс, изложить всё по пунктам, в привычном для учёной публики виде. Тут надо задать другой вопрос: а зачем Марксу понадобилась диалектика? Маркс понимал, что предмет, который он исследует, очень сложен и кардинально отличается от предметов естественных наук. Слово "система" в те времена использовалось в основном философами. Но это была именно система - экономика и общество как система, в которой всё взаимосвязано, а сами связи вовсе не являются лишь причинно-следственными, но могут быть и обратными, и субстанциальными связями. В то время не было иных средств описать эту сложность устройства социо-экономической САС кроме как использовать язык диалектики. Поэтому выбор диалектики не был всего лишь "кокетством" или данью памяти своему учителю. Это был единственный способ донести мысль, зафиксировать её и сделать доступной восприятию. Ясно отсюда, что правильное восприятие текста в этом случае могло быть лишь при условии, что воспринимающая сторона владеет диалектическим стилем мышления. Попытка же понять, опираясь на "здравый смысл" или на "рассудочное мышление", должна была привести к невольному искажению смысла исходного текста. Что собственно и произошло.
Во-вторых, "Капитал" с самого своего появления на свет был воспринят как новая идеология. Поэтому для её распространения в широких массах требовалось существенно упростить текст, приблизив его к уровню понимания образованных пролетариев. Отсюда второй источник упрощения ТТС.
В-третьих, немалую роль сыграли разъяснения Энгельса, который как друг Маркса был главным авторитетом, могущим объяснить смысл непонятных мест. Энгельс же, ещё даже на стадии подготовки "Капитала" к печати (как видно из переписки), настоятельно и неоднократно советовал Марксу переработать первую главу, сделать её более доступной, упростить и т.п.... То есть, похоже на то, что Энгельс тоже понимал этот текст упрощённо. Но именно Энгельс оставался главным авторитетным толкователем Маркса многие годы - когда только ещё складывалось понимание того, что хотел сказать Маркс в своей главе о "форме стоимости". В этот ранний период, когда ещё возможно было диалектическое прочтение этого текста, Энгельс своим авторитетом невольно помог укреплению более примитивного рассудочно-преломлённого толкования.
Наконец, последняя причина - это инерция мышления. Наука вообще развивается лишь в периоды смены парадигм. В остальное время она движется по уже проторенной колее, не задаваясь вопросом, куда ведёт этот путь и что там в конце ждёт. По проторенной колее упрощённой версии ТТС и двинулась марксистская политэкономия в советские годы. Путь оказался тупиковым, и в 1990-ые бывшие адепты Маркса стали обильно поливать его грязью, забыв, что свои степени и должности они получили именно благодаря Марксу. Сейчас времена меняются. Перед лицом кризиса даже самые фанатичные монетаристы и радетели невмешательства государства начинают порой вспоминать, что именно труд создаёт все богатства, а планирование и регулирование могут быть полезными инструментами.
Старая колея не ведёт к строгой теории ТТС, которую можно было бы использовать как инструмент управления экономикой. От этого факта никуда не денешься. Поэтому традиционную версию ТТС надо менять. Кому случалось заблудиться в лесу, знает простое правило: если дорога привела в никуда, значит надо вернуться к началу пути и попробовать выбрать другую тропу - может быть, она выведет нас из чащи.
С уважением,
Григорий.