Ин-сен писал(а):
Валерий писал(а):
Товар есть потребительная стоимость, или предмет потребления, и «стоимость». Он обнаруживает эту свою двойственную природу, когда его стоимость получает собственную, отличную от его натуральной, форму проявления, а именно форму меновой стоимости, причем товар, рассматриваемый изолированно, никогда не обладает этой формой, но обладает ею всегда лишь в стоимостном отношении, или в меновом отношении, к другому, неоднородному с ним товару. Т. 23, с. 70
К слову, Тору тоже толмачили многие и получили разное, а Михаил-Мухамед даже переиначил в Коран.
Товар не есть потребительная стоимость и даже не предмет потребления - это предмет купли-продажи, который удостаивается стоимостью. Скажите, при обмене-бартере что является товаром, а что средством расчета, кто продавец и кто покупатель? Осторожно, не сломайте голову при определении меновой стоимости. Но если в ход идут деньги, то предмет мена становится товаром - предметом купли-продажи, сторона, дающая товар - продавцом, дающая деньги - покупателем. А поскольку деньги - это эквивалент полезности, то полезность товара выражается этим эквивалентом - стоимостью-ценой. Предметом потребления товар может стать только после покупки, но это уже из другой оперы. Иначе говоря, в отличие от продукта труда, который характеризуется сугубо затратами производства, себестоимостью - категории производства, товар - это рыночная категория, и характеризуется он стоимостью-ценой, в которой выражена текущая конъюнктура рынка. И когда говорят о прибавочной стоимости, то как будто бы имеют ввиду разницу между себестоимостью и рыночной ценой. На самом деле, не разделяя производство от рынка, речь ведут о плановой прибыли производства, которая формирует т.н. прейскурантную цену. Сравните, в СССР официально не было рынка, а была система распределения, основанная на теории Маркса. Поэтому независимо от полезности все продавалось по твердым гос.ценам, прейскурантным ценам. При этом прибавочная стоимость диктовалась не рыночными и даже не производственными, а идеологическими, социальными, политическими и прочими часто очень сомнительными факторами. Но от рынка никуда не деться - был черный рынок, в котором цену диктовали рыночные факторы. Поэтому, например, цена а\м ГАЗ-24 была 4600 руб. для таксопарков, в гос.рознице - 15000 руб., а с рук 25000 и выше. Вот вам вся экономика без лингвистических изысков. И для совка, и для буржуа.
Подобно тому как в современной политической экономии исходят из предположения, что каждый потребитель является основательным знатоком всех тех товаров, которые ему приходится покупать для своего жизненного обихода, — подобно этому теперь считается, что и в науке следует придерживаться такого же предположения. Свобода науки понимается как право человека писать обо всем, чего он не изучал, и выдавать это за единственный строго научный метод.
Вот именно такой подход усматривается в Ваших сообщениях, уважаемый Ин-Сен.
Поскольку Вы, вероятно, не собираетесь заглядывать в «Капитал» и другую марксистскую литературу, я буду говорить с Вами в стиле Маркса, разумеется, не цитируя оного.
В частности у Маркса речь идет прежде всего лишь об определении стоимости
товаров, т. е. таких предметов, которые производятся внутри общества, состоящего из частных производителей, — производятся этими частными производителями за частный счет и обмениваются ими один на другой. Следовательно, Маркс говорит о стоимости, имеющей силу при определенной форме общества. Надеюсь, Вы понимаете, что потребительная стоимость (полезность) вещи не зависит от формы общества. Хлеб так же полезен при рабстве, как и при капитализме и даже социализме.
Оказывается, что эта стоимость, в этом определенном историческом понимании, создается и измеряется человеческим трудом, воплощенным в отдельных товарах, а этот человеческий труд оказывается далее расходованием простой рабочей силы.
Однако товарное производство — вовсе не единственная форма общественного производства. В древнеиндийской общине и в южнославянской задруге продукты не превращаются в товары. Члены общины объединены для производства непосредственно общественной связью, труд распределяется согласно обычаю и потребностям, и таким же образом распределяются продукты, поскольку они идут на потребление. Непосредственно общественное производство, как и прямое распределение, исключает всякий товарный обмен, следовательно, и превращение продуктов в товары (по крайней мере внутри общины), а значит и превращение их в
стоимости. Другими словами, при непосредственно общественном производстве имеет место
прямой трудообмен.
В условиях товарного производства непосредственный обмен продуктов (обмен-бартер по Вашему), с одной стороны, имеет форму простого выражения стоимости, а с другой стороны, еще не имеет ее. Форма эта, как показал Маркс:
х товара
А =
у товара
В. А форма непосредственного обмена продуктов такова:
х предмета потребления
А =
у предмета потребления
В. Здесь вещи
А и
В до обмена не являются товарами, товарами они становятся лишь благодаря обмену. Первая предпосылка, необходимая для того чтобы предмет потребления стал потенциальной меновой стоимостью, сводится к тому, что данный предмет потребления существует как непотребительная стоимость, имеется в количестве, превышающем непосредственные потребности своего владельца. Вещи сами по себе внешни для человека и потому отчуждаемы. Для того чтобы это отчуждение стало взаимным, люди должны лишь молчаливо относиться друг к другу как частные собственники этих отчуждаемых вещей, а потому и как не зависимые друг от друга личности. Однако такое отношение взаимной отчужденности не существует между членами естественно выросшей общины, будет ли то патриархальная семья, древнеиндийская община, государство инков и т. д. Обмен товаров начинается там, где кончается община, в пунктах ее соприкосновения с чужими общинами или членами чужих общин. Но раз вещи превратились в товары во внешних отношениях, то путем обратного действия они становятся товарами и внутри общины.
В непосредственном обмене продуктов каждый товар является непосредственно средством обмена для своего владельца и эквивалентом для своего невладельца, — однако лишь постольку, поскольку товар этот представляет для последнего
потребительную стоимость. Следовательно, обмениваемый предмет еще не получает никакой формы стоимости, не зависимой от его собственной потребительной стоимости, или от индивидуальных потребностей обменивающихся лиц. Но необходимость такой формы развивается по мере того, как возрастает число и многообразие товаров, вступающих в процесс обмена. Задача возникает одновременно со средствами ее разрешения. Оборот товаров, в котором товаровладельцы обменивают свои собственные изделия на различные другие изделия и приравнивают их друг к другу, никогда не совершается без того, чтобы при этом различные товары различных товаровладельцев в пределах их оборотов не обменивались на один и тот же третий товар и не приравнивались ему как стоимости. Такой
третий товар, становясь эквивалентом для других различных товаров, непосредственно приобретает всеобщую, или общественную, форму эквивалента, хотя и в узких пределах. Эта всеобщая форма эквивалента появляется и исчезает вместе с тем мимолетным общественным контактом, который вызвал ее к жизни. Попеременно и мимолетно выпадает она на долю то одного, то другого товара.
Но с развитием товарного обмена она прочно закрепляется исключительно за определенными видами товаров, или кристаллизуется в форму денег. С каким именно видом товара она срастается, это сначала дело случая.
Что касается цены а\м ГАЗ-24, то при чем здесь прибавочная стоимость. Когда автомобиль продавался с рук по 25 000 при розничной цене 15 000 руб., то «навар» в 10 000 руб. доставался отнюдь не производителю и даже не государству. Действительная же стоимость этого автомобиля была неизвестна никому, что и бывает в большинстве случаев.
По поводу Вашего утверждения, о том что в СССР официально не было рынка, а была система распределения, основанная на теории Маркса, — здесь Вы ошибаетесь дважды.
Во-первых, Сталин писал: «Некоторые товарищи утверждают, что партия поступила неправильно, сохранив товарное производство после того, как она взяла власть и национализировала средства производства в нашей стране. Они считают, что партия должна была тогда уже устранить товарное производство». Надеюсь, мне не надо Вас учить, что товарное производство — это и есть рынок. Тот же Сталин писал:
«Иногда спрашивают: существует ли и действует ли у нас, при нашем социалистическом строе, закон стоимости?
Да, существует и действует. Там, где есть товары и товарное производство, не может не быть и закон стоимости.
Сфера действия закона стоимости распространяется у нас прежде всего на товарное обращение, на обмен товаров через куплю продажу, на обмен главным образом товаров личного потребления. Здесь, в этой области, закон стоимости сохранят за собой, конечно, в известных пределах роль регулятора».
Во-вторых, если уж был рынок, то однозначно не было и «системы распределения, основанной на теории Маркса». Если Вы утверждаете о наличии этой системы вместо рынка, то одновременно с этим ничего не смыслите в политэкономии. Другое дело, что этот рынок базировался на распределении средств производства (но вспомните толкачей), на негибкой системе ценообразования, на неучете качества товаров в цене и т.д. Однако здесь бродил призрак Новочеркасска и сильно пугал членов Политбюро. Вспомните, что Рыжков еще в 1990 г. боялся повышать цену на мясо, а потом оказалось, что он мог бы повышать ее хоть каждый день, поскольку классовая солидарность у пролетариев исчезла напрочь. У нас могут теперь повышать цены хоть на 50%, хоть на 100%. Могут даже на голову, извините, наделать, и никто не обидится!
Вообще же, мне кажется, что Вы начитались «Экономикса», не понимая, что это книга для домохозяек, барменов и официанток.
С уважением,
В. Калюжный